Возбуждение уголовного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:19, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических проблем возбуждения уголовного дела, посредством сопоставления и анализа теоретических работ и составления выводов на основе этих работ. Так же неотъемлемой целью является – анализ и обобщение нормативных материалов.
Задачами данной работы является: раскрытие понятие «возбуждение уголовного дела»; выявление органов и лиц, которые имеют право возбуждать уголовные дела и в каком порядке;
- выявление оснований, которые влекут возбуждение уголовного дела, а также оснований, которые исключают преступность деяния;
- рассмотрения порядка возбуждения уголовного дела и другие.
В данной работе использовались такие методы как: системно-структурный; сравнительный; диалектический; метод анализа и другие.
Теоретическую основу работы составляет юридическая литература, в частности, труды таких ученых как Лупинская П.А., Химичева Г.П., Божьева В.П., Безлепкина Б.Т. и других.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного судопроизводства 5
1.1. Краткая история института возбуждения уголовного дела 5
1.2. Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела 6
1.3. Охрана прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела 9
Глава 2. Характеристика поводов и оснований к возбуждению уголовного дела 17
2.1. Поводы для возбуждения уголовного дела 17
2.2 Основания для возбуждения уголовного дела 27
2.3 Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовное дело 41
Глава 3. Проблемы и отказ в возбуждение уголовного дела 52
3.1. Проблемы проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий как источник основания для возбуждения уголовного дела 52
3.2. Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела 61
3.3. Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела 66
Библиография 71
Приложение 1 77

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 364.00 Кб (Скачать)

     Как упоминалось выше, стадия возбуждения  уголовного дела является начальной, и  от того, насколько своевременно и  правильно решен вопрос о возбуждении дела, во многом зависит соблюдение прав граждан, успешность расследования и судебного разбирательства.

     В стадии возбуждения уголовного дела можно выделить три этапа:

  1. Принятие и процессуальное оформление заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся преступлении;
  2. Предварительная проверка заявлений и сообщений;
  3. Принятие решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

     Рассмотрим  каждый из этих этапов с точки зрения прав личности.

     Следователь, орган дознания и дознаватель в соответствии со ст. 144 УПК РФ, обязаны принимать сообщения о любом готовящемся или совершенном преступлении.7 Они не вправе отказываться от приема заявлений по мотиву неполноты сообщаемых сведений, из-за обращения граждан не по принадлежности или по каким либо другим незаконным основаниям, что иногда случается на практике.

     Дежурный  по отделению милиции в Первомайском районе города Москвы не принял заявление  гражданина Н. Об избиении его двумя  неизвестными лицами ввиду отсутствия следов побоев на лице потерпевшего. Через несколько дней этими же лицами было совершено более тяжкое преступление.

     Важной  гарантией прав граждан в стадии возбуждения уголовного дела является строгая система регистрации  заявлений и сообщений о преступлениях  с выдачей заявителю талона-уведомления о принятом решении.

     При регистрации заявления должна быть соблюдена процессуальная форма (ст.141 УПК РФ). На практике же соответствующие  должностные лица иной раз вместо заявления о совершенном преступлении предлагают заявителю написать «объяснение» или составляют протокол допроса.

     Такое противоречащее закону оформление поступающих  заявлений может нанести существенный вред интересам граждан. Например, неправильно  оформленное заявление взяткодателя или лица, явившегося с повинной, может породить при расследовании и в суде сомнение в добровольной подаче заявления и повлечь лишение взяткодателя права на освобождение от уголовной ответственности, а лица явившегося с повинной - на смягчение ему наказания при вынесении приговора.

     Все заявления и сообщения о преступлениях, поступающие в органы милиции (а именно в эти органы поступает большинство сигналов о преступлениях), должны регистрироваться в единой книге учета происшествий с указанием порядкового номера и даты регистрации. Начальники городских и районных органов милиции обязаны ежедневно рассматривать все поступившие сообщения, лично принимать по ним решения и давать письменные указания исполнителям.

     После того, как заявление или сообщение  принято и оформлено в установленном  законом порядке, по нему могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения, (ст. 144 УПК РФ), т.е. следующим этапом является проверка поступивших заявлений и сообщений.8

     Очень важно отмечает В.М.Савицкий, чтобы  проверка проводилась быстро и крайне осторожно, иначе из средства, способствующего борьбе с преступлениями, она может превратиться в свою противоположность. Цель этой проверки - установить, имеются ли достаточные данные, указывающие на признаки преступления. В ходе ее должно быть выяснено, нет ли обстоятельств, влекущих отказ в возбуждении уголовного дела, и установлен ли минимум данных о преступлении. Определение же виновных, форм вины, мотива, способа и других обстоятельств совершения преступления - предмет следующей процессуальной стадии - расследования.

     Одним из способов проверки заявлений (сообщений) является, как было отмечено, получение  объяснений и круг лиц, у которых  они могут быть получены, то предложение  Н.П. Кузнецова о закреплении такого порядка в законе, на наш взгляд, приемлемо.

     Опрос граждан, результаты которого оформляются объяснением, не является следственным действием. И по утверждению В.В.Степанова «в случае неявки гражданина для дачи объяснений или нежелание его сообщить сведения, имеющие значение для установления факта преступления, лицо, осуществляющее проверку должно ограничиваться разъяснением необходимости получения объяснений и их значения для решения вопроса о возбуждении дела».

     В стадии возбуждения уголовного дела, когда только возникают уголовно-процессуальные отношения между гражданином с одной стороны, и компетентным органом или лицом с другой, важно проявить к гражданину чуткость, внимание и уважение. От того, насколько правильно сложится контакт между сторонами, во многом зависит дальнейший ход расследования.9

     «Особое внимание необходимо уделить нравственно-этическому аспекту работы следователей и прокуроров. Процессуальная и надзорная деятельность - это постоянное общение с людьми. Каждое действие, каждый поступок работника прокуратуры должны быть нравственно безупречны, должны воспитывать уважение к закону», отмечал в своей статье Генеральный прокурор СССР А.М. Рекунков. Данное положение остается актуальным и до настоящего времени, поскольку лицо, посвятившее себя профессии следователя, прокурора и т.д., помимо надлежащего уровня специальных правовых знаний должно обладать высокими нравственными качествами, в число которых входят сознание профессионального долга, честь, совесть, добропорядочность, нетерпимость к несправедливости, обязательность.

     Закон является важнейшим средством, находящимся на вооружении следователя, прокурора и др. Формирование у населения уважения к закону — необходимое условие продвижения страны к правовому государству. В этот процесс следственные органы вносит значительный вклад.

     Только  всеобщее убеждение в социальной ценности права и правопорядка способно обеспечить верховенство закона и торжество отстаиваемых следователем правовых позиций.

     Недопустимы вольные толкования и извращения смысла закона.

     Другой  способ получения фактических данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела - требование необходимых материалов. К таким материалам могут быть отнесены справки о состоянии здоровья, возрасте, телесных повреждениях, о трудоспособности и т.д., которые могут понадобиться для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ, в случаях, когда в ходе проверки заявлений (сообщений) о преступлении возникает необходимость в проведении ревизий, лицо, производящее дознание (следователь, судья), может требовать ее производства.10

     Решать  вопрос об истребовании материалов компетентные органы и лица должны осторожно, чтобы  не бросить тень на честь гражданина, не вызвать различного рода домыслов и толков вокруг его имени. И нельзя не согласиться с мнением Т.И. Москальковой в том, что выяснение личности потерпевшего либо лица, заподозренного в совершении преступления, допустимо лишь после возбуждения уголовного дела, это является задачей предварительного расследования. Существенной гарантией прав личности в стадии возбуждения уголовно дела служит запрет проводить следственные действия при предварительной проверки материалов, за исключением осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательств (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Значение этой нормы трудно переоценить. «Производство следственных действий до возбуждения уголовного дела опасно тем, что в результате уничтожается совершенно необходимый барьер, ограждающий жизнь граждан от вмешательства органов власти, создается атмосфера бесконтрольности в применении мер государственного принуждения, ибо в этих случаях оказывается утраченным то единственное основание, которое позволяет правомерно ограничивать свободу и неприкосновенность личности».

     Проверка  сообщений о преступлении завершается  вынесением постановления о возбуждении  или отказе в возбуждении уголовного дела, которое должно быть мотивированным и содержать реквизиты, перечисленные в ст. 146 УПК РФ.

     В целях охраны достоинства личности постановление о возбуждении  уголовного дела должно быть вынесено в отношении факта преступления, а не в отношении конкретного лица. «Возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица, создавало бы для этого лица неопределенное и недопустимое, с точки зрения законности, положение: этот человек, не обвиняемый по уголовному делу, т.к. он не задержан по подозрению в совершении преступления и ему не избрана мера пресечения, - однако о нем, как о совершителе преступления, по крайней мере, предполагаемом, прямо сказано, записано в постановлении о возбуждении уголовного дела, он указан в данном постановлении, и это, разумеется, касается его очень близко и ощутимо».

     Таким образом, вынесение постановления  о возбуждении уголовного дела в  отношении конкретного лица ведет  к ущемлению интересов граждан. Даже когда есть сведения, что преступление совершено определенным лицом, их нужно тщательно проверить, подтвердить доказательствами с помощью методов, присущих стадии предварительного следствия.

     Важной  гарантией обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных  дел является прокурорский надзор. Прокурор осуществляет надзор за неукоснительным исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.11

     Предметом прокурорского надзора в соответствии со ст. 29 Закона "О прокуратуре  РФ" является: "…соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно - розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие".12

     В случае необоснованного отказа в  возбуждении дела орган дознания своим постановлением отменяет это  постановление и направляет уголовное дело руководителю следственного отдела (ст. 148 ч.7 УПК, ст. 149 УПК РФ).

     Отмена  постановления о возбуждении  уголовного дела и отказ в его  возбуждении представляют собой  одно процессуальное действие, которое 

     оформляется мотивированным постановлением и может быть обжаловано вышестоящему прокурору.

     Осуществляя надзор за законностью возбуждения  уголовного дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять  в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях.

     Закон возлагает на прокурора обязанность  проверять, соблюдались ли установленные  порядок и сроки возбуждения  уголовного дела, а также права  и законные интересы граждан. В этих целях прокурор обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения закона, допущенные при учете, регистрации и проверке данных о преступлениях.

     При необходимости прокурор может дать указание о производстве дополнительной проверки, об уточнении обстоятельств, определяемых задачами стадии возбуждения дела.

     В соответствии со ст. 37 прокурор отменяет незаконные и необоснованные постановления  следователей и лиц, производящих дознание. В связи с этим, проверяя постановления  следователя или органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор обязан обратить внимание не только на обоснованность отказа по существу, но и на соответствие формулировки приведенного в постановлении основания отказа в возбуждении уголовного дела нормам материального и процессуального права, а также на соответствие этой формулировки обстоятельствам, изложенным в материалах, а при необходимости исключить из постановления следователя или органа дознания те или иные ошибочные, по его мнению, утверждения.

     Прокурор  проверяет, уведомлены ли об отказе в возбуждении уголовного дела учреждения и организации, приславшие заявление или сообщение, разъяснено ли им право на обжалование такого решения.

     Обнаружив, что дело необоснованно возбуждено судьей или судом, прокурор в соответствии со ст. 32 Закона о прокуратуре РФ опротестовывает постановление судьи (или определение суда) о возбуждении уголовного дела в вышестоящий суд.13

     Надзор  за законностью возбуждения уголовных  дел прокурор осуществляет также  при рассмотрении поступающих к  нему жалоб. Прокурор следит за тем, чтобы все поступившие сообщения о преступлениях были рассмотрены.

     Прокурор  также осуществляет надзор за соблюдением  требований закона о подследственности. Он следит за тем, чтобы дела, которые  относятся к категории дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, передавались органами дознания следователю немедленно после производства всех неотложных следственных действий, Прокурор следит за тем, чтобы следователи органов милиции, налоговой полиции, органов безопасности и прокуратуры производили расследование по делам, отнесенным к их компетенции, и не допускали нарушения закона о подследственности.

Информация о работе Возбуждение уголовного дела