Амнистия и помилование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Современная уголовная политика российского государства, направленная на предупреждение и противодействие преступности, предусматривает дифференцированный подход к лицам, совершившим преступные деяния, используя как меры государственного принуждения (наказание), так и отказ от его применения в предусмотренных законом случаях (освобождение от уголовной ответственности, смягчение наказания). Речь идет непосредственно об амнистии и помиловании, как об видах освобождения от уголовной ответственности и смягчения положения осужденных лиц.

Содержание

Введение.
I) Значение институтов амнистии и помилования в праве.
II) Правовая сущность амнистии.
Ш) Юридическая природа помилования.
IV) Актуальные вопросы амнистии и помилования.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Амнистия и помилования.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

    Акт амнистии можно условно разделить  на акты широкого применения, относящиеся  к значительному числу лиц  и акты, относящиеся к относительно узкому кругу лиц.

К первому  можно отнести амнистию от 24 декабря 1997 года. Она привела к освобождению 400 тыс. лиц от условного осуждения, лиц, к которым была применена отсрочка исполнения наказания, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества и т.д. Многим лицам, отбывающим лишение свободы, сроки этого наказания были сокращены, а 35 тыс. осужденных были освобождены из мест лишения свободы.

    Ко  второму виду можно отнести амнистию от 9 февраля 1996 года «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших  в противоправных действиях, связанных  с вооруженным конфликтом на территории республики Дагестан в январе 1996 года».

    Издание «юбилейных» актов амнистии осуществляется и в настоящее время. Такой  акт был принят 26 мая 2000 года в  связи с 55-летием Победы в Великой  Отечественной войне 1941-1945 гг. В постановлении Государственной Думы Федерального собрания РФ от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» была допущена серьезная погрешность. В ст. 2 этого постановления было предусмотрено освобождение от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока награжденных орденами или медалями СССР либо Российской Федерации и инвалидов I или II групп, а также больных туберкулезом, отнесенных к I или II группе диспансерного учета. Вопреки твердо сложившейся традиции эта амнистия не запретила применение освобождения от наказания перечисленных категорий лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Рассматриваемая позиция амнистии позволяла освободить от наказания несколько тысяч убийц, бандитов, похитителей людей и т.д. Так, около 3000 лиц, совершивших тягчайшие преступления в области экономики, подлежали освобождению от наказания. Из следственных изоляторов Москвы, например, освобождению подлежали 311 убийц и насильников.

    28 июня 2000 года Государственная Дума своим постановлением внесла поправку в анализируемый акт амнистии, в соответствии с которой она не распространяется на орденоносцев и медалистов, а также инвалидов I и II групп и больных туберкулезом, совершивших перечисленные в постановлении об амнистии тяжкие и особо тяжкие преступления. Некоторые депутаты Государственной Думы, возражая против внесения поправок в акт амнистии, ссылались на то, что уголовный закон, ухудшающий положение лица, совершившего преступление, обратной силы не имеет в соответствии с прямым указанием на это в ч. 1 ст. 10 УК РФ. Этот довод ошибочен, так как акт амнистии уголовным законом не является. Если бы он был таковым, то в соответствии со ст. 1 УК РФ все амнистии надо было бы включать в УК РФ.

    В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий, Президента РФ по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, 28 декабря 2001 года Президентом РФ издан указ за №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».

    Этим  Указом Президент РФ упразднил Комиссию по вопросам помилования при Президенте РФ и постановил образовать на территориях  субъектов Российской Федерации комиссии по вопросам помилования.

    Татарстан до 2002 года сам решал, казнить или  миловать своих заключенных (подобным правом обладали еще Башкортостан и  Дагестан). То есть при президентах  этих республик существовали свои Комиссии, которые давали рекомендации непосредственно своим президентам, но с одним и очень весомым дополнением: каждая Комиссия имела возможность выезжать в колонии, встречаться с осужденными и избегать ошибок, неизбежных для помилований «вслепую».

    После реформы системы число помилованных резко сократилось. Так, в "пореформенном" 2002 году были помилованы 182 человека, в том числе 54 женщины, имеющие маленьких детей, и около десятка подростков. В 2003 году были помилованы 187 человек, в 2004 - 72, в 2005 - 42, в 2006 - 9, в 2007 - ни одного. В 2008 году был помилован только один человек Указом Владимира Путина9.

В апреле и июле этого года Д.В. Медведев произвел помилование в отношении 12 и 15 человек  соответственно осужденные на срок от 1 до 2 лет за нетяжкие преступления, в основном связанные с мелкой кражей имущества.

    В мае 2008 года указом губернатора Ростовской области были внесены изменения  в состав ныне действующей на территории донского края комиссии по вопросам помилования. А именно, в данную комиссию в качестве члена был включен В.С.Золотарев - президент государственного общеобразовательного учреждения высшего профессионального образования "Ростовский государственный экономический университет "РИНХ"" и другие видные деятели10.

    20 мая 2009 года был подписан Указ "О внесении изменений в Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ" и в Положение, утвержденное этим Указом". В частности, в данном документе произведены изменения, касающиеся предварительного рассмотрения ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта РФ, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость.

    Новый Уголовный кодекс впервые в отечественном  уголовном законодательстве предусмотрел специальные статьи, посвященные амнистии и помилованию.

Правильность  позиции нового Уголовного кодекса  не вызывает сомнений. Нормы уголовного права должны регулировать не только основания возникновения уголовно-правовых отношений, их конкретизацию на различных этапах существования, но и основания прекращения этих правовых отношений. Поэтому наступление указанных последствий должно быть предусмотрено уголовным законом.

    Устранению  применения карательного закона в силу особого распоряжения главы государства  придавалось особое значение во всех cтранах независимо от форм государственного устройства (республики, конституционные или неограниченные монархии). Институты амнистии и помилования применяются каждым правителем. Таким образом, амнистия, помилование, с одной стороны, оказались исторически устойчивыми, с другой – являются необходимыми признаками государственной суверенности. И всегда они несут в себе исключительность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II) Правовая сущность амнистии и вопросы ее определения. 
 

    Согласно  толковому словарю, амнистия происходит от греческого amnestia — прощение, забвение; осуществляемое верховной властью полное или частичное освобождение от наказания осужденных судом лиц11.

    Проблеме  понятия амнистии посвящены специальные исследования многих авторов. Природа амнистии глубоко изучена Н.Д. Дурмановым, О.С. Зельдовой, М.М. Исаевым, А.С. Михлиным, И.Л. Марогуловой, С.И. Комарицким, М.Д. Шаргородским, Л.В. Яковлевой.

    В XVIII – начале XIX в. существовало два  направления в определении природы амнистии: французское и германское. Первое – придавало решающее значение социальной цели амнистии – забвению нарушений, запрету государственной власти преследовать и наказывать отдельные категории преступников, декретируемому для «общего успокоения». Согласно второму – под амнистией понимался отказ государства от осуществления своего права наказания в отношении известных категорий преступников независимо от преследуемых государством целей.

    Французское определение указывало лишь некоторые цели амнистии, упустив из виду возможность большего их разнообразия, кроме того, содержало юридически недопустимый термин «забвение». Германское – имело противоположный недостаток: сосредоточив все внимание на выяснении юридической природы амнистии, оно не называло ее социальных оснований.

    Амнистия  же не вызывает каких-либо восстановительных  мер. Она не влечет за собой вознаграждения за понесенную часть наказания, возмещения утраченных прибылей, воскрешения неиспользованных прав и пр. Амнистия отсекает лишь все ограничения, которые имеют репрессивный характер, поскольку они могут влиять на будущее12.

    М.Д. Шаргородский подчеркивал, что «амнистией может быть произведено полное или  частичное, условное или безусловное  освобождение от применения наказания, установленное вступившим в законную силу приговором суда»13.

    Ю.М. Ткачевский пишет: «Будучи актом  высшего органа государственной  власти, амнистии имеют нормативный  характер. Их предписания обязательны  для всех органов и должностных  лиц, имеющих отношение к реализации уголовной ответственности. Эти предписания распространяются на индивидуально не определенный круг лиц»14.

    Однако  данную позицию разделяют не все  авторы. И.Л. Марогулова, например, считает, что «правовая природа актов  амнистии отличается от правовой природы нормативных актов», поскольку первые не отменяют, не изменяют норм права и не корректируют их, правила действия уголовного закона во времени не касаются амнистии, и такие акты не включаются в Свод законов, в который входят только нормативные акты. На ее взгляд, амнистия выступает в виде «государственного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовной политики страны»15.На основании изложенного она делает вывод о ненормативности актов амнистии.

    Безусловно, акт амнистии – специфический правовой документ. Его особенности в первую очередь связаны с порядком действия такого акта во времени. Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Такой принцип действия, в общем-то, несвойствен уголовным законам. Более того, действие акта амнистии ограничено небольшими временными рамками. Это, скорее, разовый акт. Вместе с тем такие черты акта амнистии непосредственно связаны с характером, целями самой амнистии, в основе которой лежит идея прощения для совершенных преступлений.

    В уголовном законодательстве амнистия подразумевает: 1) освобождение от уголовной  ответственности, либо 2) освобождение от наказания (в отношении уже осужденных лиц), либо 3) сокращение назначенного судом наказания, либо 4) замену назначенного наказания более мягким, либо 5) освобождение од дополнительного вида наказания. Кроме того, актом об амнистии может предусматриваться снятие судимости с лиц, уже отбывших наказание( ст. 84 УК).

    Говоря  о природе амнистии, нельзя не привести точку зрения С.Н. Собакина. Он предлагает отказаться от амнистии. Свой вывод автор основывает на фактах нарушения принципа справедливости при издании актов об амнистии, которые заключаются в невозможности амнистирования осужденных, совершивших преступления сопоставимой тяжести или менее тяжкие, по сравнению с лицами, на которых распространяется действие амнистий. По его мнению, единственным основанием для применения досрочного освобождения любого вида должна быть степень исправления осужденного или снижение его общественной опасности. Амнистии не позволяют тщательно изучать личность каждого лица, поскольку распространяются на целые категории осужденных16. Но как удачно выразился Х. Д. Аликперов, “учитывая, что наше законодательство, как и вся система уголовной юстиции далеки от совершенства [институт амнистии] нашему обществу пока что необходим как правовой механизм коррекции карательной политики государства”17.

    Но  мне   ближе   точка  зрения  А.В. Наумова,  который пишет: «По   идее, амнистия должна охватывать тех, кто не совершал  тяжкого преступления и не приобрел репутации склонного к совершению   таких преступлений. Амнистия – это не реабилитация,    а акт милосердия»18. Разделяя такое понимание амнистии, следует только добавить, что данный акт   милосердия        проявляется      высшей    законодательной властью  к  определенным категориям лиц, совершивших преступления.

    С юридической же точки зрения амнистия – это постановление Государственной  Думы, которое, не являясь уголовным  законом по названию, представляет собой нормативный правовой акт высшей юридической силы в сфере регулирования уголовно-правовых отношений. Следовательно, амнистия – это решение об облегчении участи лиц, признанных виновными в совершении преступления, которое оформляется в виде нормативного правового акта Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, распространяющего свое действие на индивидуально не определенную категорию лиц»19.

Информация о работе Амнистия и помилование