Административно-правовая норма и правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что нормы административного права представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере государственного управления. Они призваны обеспечивать организацию и функционирование как всей системы органов исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также регулировать внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (в органах представительной власти, суда, прокуратуры). Они распространяют свое действие также на организацию и деятельность исполнительных органов местного самоуправления, определяют порядок их взаимодействия с органами государственной власти.

Содержание

Введение 3
1. Содержание, классификация и реализация административно-
правовых норм 6
Исторические аспекты становления теории соотношения нормы
права и правового отношения 6
Административно-правовые нормы: понятие, особенности,
классификация 9
1.3 Реализация и формы выражения административно-правовых норм 16
2. Характеристика и структура административных правоотношений 22
2.1 Понятие административных правоотношений и их виды 22
2.2 Основные черты административно-правовых отношений и их
взаимодействие с другими правоотношениями 26
2.3 Основания возникновения, изменения, прекращения
административно-правовых отношений 30
Заключение 33
Библиографический список 35 Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Административное право Рушания.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

     4. Сфера государственного управления  есть та область деятельности  государства, в которой действуют  особого рода субъекты. Обобщенно  их именуют либо органами государственного  управления, либо органами исполнительной власти. Это значит, что в административно-правовых отношениях опосредуется само государственное управление, то есть компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности. Она не поглощается исключительно взаимодействием разноуровневых субъектов такого рода (например, отношениями между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами). Управленческая компетенция реализуется в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкретные интересы связываются с механизмом исполнительной власти, то есть с процессом реализации компетенции ее субъектов.

     5. Административно-правовые отношения  по своей сути являются особой  разновидностью организационных  отношений. Характерно, что они  преследуют цель не только организации собственной работы аппарата управления, но и охватывают различного рода организационные аспекты, выходящие за рамки «самоорганизации». Например, в структурном смысле - это образование различного рода управленческих структур, регистрация возникающих негосударственных образований и т.п. В функциональном смысле - это повседневное регулирующее воздействие на поведение всех, кто соприкасается со сферой государственного управления, и т.п. Главное при этом состоит в том, что административно-правовые отношения, будучи по своей сути организационными, непосредственно связаны с деятельностью специальных субъектов — органов государственного управления и возникают на основе специфических правовых норм - административно-правовых.

     6. Административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.

     7. Между сторонами административно-правовых  отношений возможны споры. Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица).

     Это его несогласие, не влияющее на возникновение  правоотношения, тем не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные  действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор.

     8. Для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой. Административным правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны наступает не перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица). Объясняется это тем, что речь идет фактически о нарушении публично-правовых интересов в сфере исполнительной власти. Именно поэтому исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований (например, дисциплинарная ответственность работника аппарата федеральных органов исполнительной власти перед Президентом или Правительством РФ) [5, c.52].

     Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ним личных неимущественных прав), уголовному праву – регулирование правоотношений связанных с преступлением и наказанием [20, c.37].

     В отличие от гражданско-правового  отношения в административно-правовом отношении одной из сторон является субъект, обладающий определенными  государственно-властными полномочиями. В юридической литературе такие отношения рассматриваются как отношения власти и подчинения, если имеются так называемые связи между сторонами отношения. Например, когда орган государственного или местного самоуправления, реализуя свою компетенцию, рассматривает заявление или жалобу гражданина либо возлагает на гражданина определенную обязанность. Вертикальные административно-правовые отношения могут возникать между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, например, между федеральным министерством и его территориальным органом, между государственным инспектором РФ и подчиненным ему аппаратом или нижестоящим государственным инспектором.

 
 

     2.3 Основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений

 

     Административные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются:

  1. При реализации гражданами и их организациями предоставленных им конституционных прав и обязанностей в сфере государственного управления;
  2. При реализации субъекта публичной администрации (органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов) установленных законодательством РФ функций и полномочий в сфере государственного управления;
  3. При возникновении административно-правовых споров, гражданин, их организации с органами, осуществляющими функции государственного управления, и их должностными лицами, в том числе споров, связанных с нарушением прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
  4. При нарушении физическими и юридическими лицами установленных законом или иными нормативно-правовыми актами правил и требований, влекущих применение мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности [23, c.21].

     Для возникновения, изменения или прекращения конкретного административного правоотношения необходим еще и юридический факт, т.е., фактическое обстоятельство (действие, событие), с которым правовая норма связывает наличие того или иного правоотношения.

     В административном праве к юридическим фактам относятся события (стихийное бедствие техногенного или природного характера, рождение, смерть человека); действия – правомерные (ликвидация юридического лица, регистрация прав на недвижимость, зачисление в учебное заведение) и неправомерные (совершение административного правонарушения, незаконное административное задержание, возложение на лицо не предусмотренной законом обязанности и т.п.).

     Административные  правоотношения возникают только при  наличии определенного юридического факта. Административно-правовые отношения могут возникать как по инициативе органов (должностных лиц) публичной администрации, так и по инициативе граждан и их организаций (должностных лиц).

     В связи с этим можно обратиться к классификации административно-право-вых отношений по их назначению и содержанию на внутриорганизационные (внут-рисистемные), когда они возникают в рамках одного органа управления, и внеш-ние, когда одним из субъектов такого правоотношения является не подчиненные органу публичной администрации гражданин или организация [26, c.62].

     Таким образом, административно-правовые отношения и их реальное место в системе правоотношений могут быть выражены следующими положениями:

     1. Административно-правовые отношения  – это властеотношения; 

     2. Выделение субъекта управления в административных правоотношениях;

     3. Сфера государственного управления  — управляемая сфера; 

     4. Сфера государственного управления  есть та область деятельности  государства, в которой действуют  особого рода субъекты;

     5. Административно-правовые отношения по своей сути являются особой разновидностью организационных отношений;

     6. Административно-правовые отношения  возникают по инициативе любой  из сторон;

     7. Возникновение споров между сторонами  административно-правовых отношений; 

     8. Порядок ответственности сторон  административно-правовых отношений  в случае нарушения ими требований административно-правовых норм.

     Для возникновения, изменения или прекращения конкретного административного правоотношения необходим юридический факт, т.е., фактическое обстоятельство (действие, событие), с которым правовая норма связывает наличие того или иного правоотношения.

 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

 

     Нормативно-правовые акты - основной вид источников административного  права. Под источниками права  понимаются внешние конкретные формы  выражения правовых норм.

     Нормы административного права, содержащиеся в источниках права, образуют в своей совокупности систему административного права. В системе административного права выделяются нормы Общей и Особенной частей.

     Нормы административного права определяют границы должного, управомоченного  или запрещенного поведения субъектов в процессе осуществления исполнительной власти в сфере государственного управления. Эти нормы регулируют отношения управленческого характера путем определения взаимных прав, обязанностей и ответственности сторон этих отношений. Они призваны обеспечить публичные интересы посредством установления конкретной меры должного и возможного поведения субъектов административного права в сфере государственного управления.

     Нормы административного права реализуются  в практической деятельности его  субъектов, между которыми складываются определенные административно-правовые отношения.

     Административно-правовое отношение представляет собой урегулированное  административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором  стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

     Содержание  административно-правовых отношений  составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного  права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия Административно-правовое отношение является разновидностью правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками, характерными для всех видов правоотношений. Классификация административно-правовых отношений и оснований их возникновения и прекращения является необходимым предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и более эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления.

     Административные правоотношения различаются по следующим критериям: по основаниям возникновения, в зависимости от назначения административно-правовых норм, по структуре объекта, по соотношению прав и обязанностей сторон, в зависимости от целей деятельности, по составу участников.

     Возникновение, изменение или прекращение конкретного  административного правоотношения происходит только при наличии определенного  юридического факта, т.е., фактическое  обстоятельство (действие, событие), с  которым правовая норма связывает наличие того или иного правоотношения.

     Таким образом, любые общественные отношения преобразуются под регулирующим воздействием соответствующих норм права, т.е. приобретают правовую форму – становятся правовыми отношениями. Стороны таких отношений становятся носителями взаимных юридических обязанностей и прав, а их связи – правовыми. Это достигается тем, что именно правовая норма устанавливает обязанности и права, определяет ответственность за их неисполнение или нарушение прав одной из сторон. В этом смысле налицо следующий правовой механизм: правоотношение возникает непосредственно в процессе реализации предписаний, содержащихся в данной норме права.

Информация о работе Административно-правовая норма и правоотношения