Административно-правовая норма и правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что нормы административного права представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере государственного управления. Они призваны обеспечивать организацию и функционирование как всей системы органов исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также регулировать внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (в органах представительной власти, суда, прокуратуры). Они распространяют свое действие также на организацию и деятельность исполнительных органов местного самоуправления, определяют порядок их взаимодействия с органами государственной власти.

Содержание

Введение 3
1. Содержание, классификация и реализация административно-
правовых норм 6
Исторические аспекты становления теории соотношения нормы
права и правового отношения 6
Административно-правовые нормы: понятие, особенности,
классификация 9
1.3 Реализация и формы выражения административно-правовых норм 16
2. Характеристика и структура административных правоотношений 22
2.1 Понятие административных правоотношений и их виды 22
2.2 Основные черты административно-правовых отношений и их
взаимодействие с другими правоотношениями 26
2.3 Основания возникновения, изменения, прекращения
административно-правовых отношений 30
Заключение 33
Библиографический список 35 Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Административное право Рушания.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Особое значение имеет вопрос о пространственных и временных границах административно-правовых норм, а также об их юридической силе в отношении различного круга лиц.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Характеристика и  структура административных  правоотношений

 

     2.1 Понятие административных правоотношений и их виды

 

     Нормы административного права реализуются  в практической деятельности его субъектов, между которыми складываются определенные административно-правовые отношения. Административно-правовое отношение - это урегулированное административно-правовой нормой общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей.

     Сущность  административно-правовых отношений  должна обусловливать главные черты  как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т. е. управленческого  процесса и административно-процессуальной деятельности. Принципиальным положением является то, что гражданин - это один из главнейших участников административно-правовых отношений, важнейший субъект административного права, которое должно предоставлять гражданину максимум правовых возможностей в случае неправомерных действий органов управления (должностных лиц) для защиты его нарушенных прав и свобод.

     Административные  правоотношения являются разновидностью правовых отношение, в силу чего для  них характерно все то общее, что  свойственно любому правовому отношению.

     Административно-правовое отношение представляет собой урегулированное  административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором  стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой [17, c.21].

     Административно-правовые отношения – это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности.

     Особенности административных правоотношений:

     1. Обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью государственной администрации;

     2. В этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

     3. Чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

     4. В случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

     5. Разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке (хотя за последние годы все больше и больше таких споров рассматривается судами).

     Существует  значительное разнообразие административных правоотношений.

     Классификация административно-правовых отношений  может проводиться по различным  основаниям. Наиболее значимо при  этом выяснение, прежде всего характера управленческих связей.

     С этих позиций можно выделить:

     1. Отношения, непосредственно выражающие  сущность исполнительной власти. В рамках такого рода отношений  соответствующий субъект исполнительной  власти осуществляет непосредственное управляющее (упорядочивающее) воздействие на поведение управляемых участников этих отношений. Естественно, что именно им принадлежит главенствующая роль в общей системе административно-правовых отношений. Это, прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, общественными объединениями, государственными и негосударственными предприятиями и учреждениями, на которых действующим правом возлагаются определенные административно-правовые обязанности.

     2. Отношения, которые складываются  за рамками непосредственного  управляющего воздействия, но связаны с его осуществлением. Они имеют вспомогательное значение по отношению к первому – основному виду административно-правовых отношений, что, однако, не умаляет их значимости. Так, исполнительные органы часто вступают в отношения друг с другом по поводу согласования различных вопросов либо для подготовки совместных управленческих действий и т.п. Такого рода управленческие связи служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений (первый вид). В соответствии с известной формулой управления они выражают отношения типа «субъект – субъект» в отличие от первого вида отношений, которые полностью соответствуют управленческим связям типа «субъект – объект».

     Фактически  речь идет об основных и неосновных управленческих связях. Они получили в научной и учебной литературе по административному праву специфическое наименование, а именно: вертикальные и горизонтальные отношения. В основу такого их подразделения положен юридический характер взаимодействия их участников [19, c.39].

     Административные  правоотношения классифицируются по различным критериям.

     1. По основаниям возникновения  административно-правовые отношения  выделяются, возникающие, изменяющиеся  прекращающиеся в процессе нормальной, правомерной деятельности уполномоченных  субъектов, и деликтные правоотношения, являющиеся следствием главным образом дисциплинарных, административных правонарушений.

     2. В зависимости от назначения  административно-правовых норм различаются  материальные и процессуальные  административные правоотношения. Материальные – это отношения, урегулированные нормами материально-административного права, а процессуальные – отношения урегулированные процессуальными нормами административного права.

     3. По структуре объекта надо  различать простые и сложные  административные правоотношения, имеющие в качестве своей общей предпосылки организационные отношения.

     Общим объектом административных правоотношений, как и любых правоотношений, являются поведение, деятельность физических лиц  и их различных коллективных образований. В простых правоотношениях он является единственным. В сложных административных правоотношениях объектом самого поведения (деятельности) могут быть объекты, частично сходные с объектами гражданского права:

     а) имущество;

     б) работы и услуги;

     в) информация;

     г) результаты интеллектуальной деятельности;

     д) нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).

     4. По соотношению прав и обязанностей  сторон выделяются вертикальные  и горизонтальные административные  правоотношения. Вертикальными обычно  признаются административные правоотношения, основанные на властном подчинении одной их стороны другой. Вертикальные правоотношения являются правоотношения в которых субъекту, имеющему правомочия принимать решения в отношении другой стороны, последняя не подчинена ни в административном, ни в юридическом правоотношении, а принятое решение не является для нее обязательным [8, c.38].

     5. В зависимости от целей деятельности  административно-правовые отношения  могут быть регулятивными и  охранительными (деликтные). Первые  регулируют права и обязанности  органов государственного управления, граждан и организаций, а вторые – порядок осуществления полномочий конкретных органов.

     6. По составу участников правоотношения  могут быть внутриаппаратными  и внеаппаратными. Во внутрипартийных  административных правоотношениях обязательный субъект (носитель административной власти, звено аппарата) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами, служащими и др.). Во внеаппаратных административных правоотношениях обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями [25, c.54].

     Таким образом, административные правоотношения классифицируются по различным критериям: по основаниям возникновения, в зависимости от назначения административно-правовых норм, по структуре объекта, по соотношению прав и обязанностей сторон, в зависимости от целей деятельности, по составу участников. Кроме того, различают возникающие, изменяющиеся прекращающиеся; материальные и процессуальные; простые и сложные; вертикальные и горизонтальные; регулятивные и охранительные; внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения.

 
 

     2.2 Основные черты административно-правовых отношений и их взаимодействие с другими правоотношениями

 

     На  особенности административных правоотношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, то есть их юридической базы.

     Особенности административно-правовых отношений  и их реальное место в системе  правоотношений могут быть выражены следующими положениями.

     1. Широко распространено мнение, что  административно-правовые отношения  в отличие от иных (прежде всего - гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными на началах «власть - подчинение». Для подобной их оценки имеются определенные основания, однако буквальное истолкование формулы «властеотношения» требует многих уточнений, разъяснений и дополнений.

     В юридической теории и практике сложилось  устойчивое представление о властеотношениях, в которых отсутствует юридическое  равенство сторон. Классическим примером отношений равенства сторон являются гражданско-правовые отношения.

     2. Природа государственно-управленческой  деятельности диктует необходимость  выделения субъекта управления, то есть той стороны регулируемых  административным правом управленческих  отношений, в руках которой  концентрируется власть. В силу  этого всегда налицо определенный приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля). Соответственно его сознательно-волевые проявления (волеизъявления) направлены на упорядочение поведения объекта управления.

     Управление  всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле; в управленческих отношениях - налицо соподчииенностъ воль. Соответственно, с одной стороны - авторитет, господствующая воля субъекта управления, с другой - подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть является средством волевого регулирования управленческих процессов и поведения их участников. Тем самым индивидуальное поведение координируется и подчиняется общим интересам совместной деятельности. Достигается это властным волеизъявлением соответствующего субъекта управления, выраженным либо в административно-правовых нормах, либо в индивидуальных актах управления. Это и есть наиболее емкое выражение регулирования поведения управляемых через их волю, их волевое, а не организационное подчинение общим интересам, выражаемым субъектом управления. Таково по существу содержание руководства поведением людей, свойственное управлению.

     3. Сфера государственного управления  — управляемая сфера. В силу  этого в административно-правовых  отношениях всегда находят свое  выражение все основные качества, присущие государственно-управленческой  деятельности, а также интересы, выражаемые в процессе практического осуществления этого вида государственной деятельности. Фактически все, что специфично для исполнительной власти и ее реализации, непременно находит, хотя и в различных вариациях, непосредственное проявление в этих правоотношениях. Это очевидно, так как речь идет не об обеспечении должной согласованности поведения людей и их объединений в любой общности людей (например, семья, общественное движение и т. п.), а о государственном характере подобной согласованности. Поэтому в административно-правовых отношениях всегда в той или иной форме, в том или ином объеме должен найти свое выражение публично-правовой, то есть государственный интерес. Административно-правовые отношения прямо связаны с обеспечением управленческих целей и интересов государства.

Информация о работе Административно-правовая норма и правоотношения