Административно-правовая норма и правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что нормы административного права представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере государственного управления. Они призваны обеспечивать организацию и функционирование как всей системы органов исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, а также регулировать внутриорганизационные управленческие отношения в иных сферах государственной деятельности (в органах представительной власти, суда, прокуратуры). Они распространяют свое действие также на организацию и деятельность исполнительных органов местного самоуправления, определяют порядок их взаимодействия с органами государственной власти.

Содержание

Введение 3
1. Содержание, классификация и реализация административно-
правовых норм 6
Исторические аспекты становления теории соотношения нормы
права и правового отношения 6
Административно-правовые нормы: понятие, особенности,
классификация 9
1.3 Реализация и формы выражения административно-правовых норм 16
2. Характеристика и структура административных правоотношений 22
2.1 Понятие административных правоотношений и их виды 22
2.2 Основные черты административно-правовых отношений и их
взаимодействие с другими правоотношениями 26
2.3 Основания возникновения, изменения, прекращения
административно-правовых отношений 30
Заключение 33
Библиографический список 35 Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Административное право Рушания.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

     Все это свидетельствует о том; что  внимание ученых к теории правоотношений не ослабевает. Примечательно стремление подойти к этой проблеме с более широких методологических позиций, обогатить сложившийся научный аппарат новыми понятиями, такими, например, как «правоотношение - модель», «правоотношение - отношение» и т.п.

     Предпринимаются попытки глубже объяснить соотношение экономических отношений и их правовой формы. Делаются обоснованные выводы, что правовое регулирование общественных отношений: не изменяет их характера; они остаются либо экономическими; либо политическими, либо духовными.

     Поэтому освещение природы, правоотношения как основной формы реализации норм права, определение узловых понятий, характеризующих правоотношения, представляют значительный интерес как в теории государства и права, так и в теории отраслевых юридических наук [24, c.167].

     В современных условиях все больше увеличивается значение информации в самых различных социальных процессах. Активное использование средств обработки и передачи информации, развитие новых технологий вызывает существенные изменения в экономической, политической и иных сферах общественной жизни. Многими исследователями ставится вопрос о формировании нового - информационного - типа общества, идущему на смену индустриальному обществу. В этой связи в последние годы возрос интерес к юридическим аспектам общественных отношений, возникающих и существующих в области информации.

 
 

     1.2 Административно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация

 

     Административное  право состоит из многочисленных правовых норм, сгруппированных во многих случаях внутри самого административного  права в определенные укрупненные  группы, образующие административноправовые институты, например, институты административной ответственности, государственной службы, форм исполнительной деятельности и др.

     Ю.М. Козлов полагает, что «административно-правовую норму можно определить как устанавливаемое государством правило, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере механизма исполнительной власти (в широком смысле) государственного управления» [7, c.59].

     Профессор Б.М. Лазарев: «Норма… административного права есть установленное… государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере государственного управления и реализация которого, как и норм других отраслей права, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой государства».

     Пpoфeccop В.М. Манохин: «…нормы административного права есть установленные компетентными органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения участников государственного управления».

     Д.М. Овсянко: «Административно-правовая норма есть установленное или санкционированное государством (Федеральным Собранием Российской Федерации, органом законодательной власти субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти) правило поведения с целью регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти (государственного управления)» [18, c.11].

     Большая часть норм административного права носит императивный (повелительный) характер. Их нарушение влечет за собой юридическую ответственность, в том числе нередко на основе норм административного права. В то же время, например, в КоАП РФ среди норм административного права значительный удельный вес имеют нормы о поощрении за хорошую работу, добросовестное выполнение своего долга. В литературе отмечается: нормы административного права определяют границы рекомендуемого или допускаемого должного поведения людей, деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц; устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления.

     Ю.М. Козлов более развернуто характеризует административно-правовые нормы. По его мнению, административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования всей системы исполнительной власти (как государственного управления в целом, так и его отдельных звеньев, рационального их взаимодействия); определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций. Административно-правовые нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности. Выделяется также вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества). Любая правовая норма есть акт правотворчества, и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия пo самостоятельному установлению правовых норм, т.е. правотворчеству [17, c.124].

     Исходя  из имеющихся определений и основываясь на вышеприведенных соображениях, касающихся характеристики административно-правовых норм, мы пришли к выводу, что нам наиболее близко следующее определение административно-правовой нормы: это санкционированное государством и поддерживаемое в случае необходимости его принудительной силой правило поведения (на этом моменте сходится большинство авторов определений), предназначением и непосредственными целями которого являются регулирование общественных отношений в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, их связей с исполнительной властью, контроля за ее деятельностью и ответственности указанное власти перед обществом и гражданином. Это в известной мере условное определение, возможны и другие варианты.

     Структура административно-правовой нормы –  это ее внутреннее строение, состав. В этом смысле в структуре различаются  гипотеза, диспозиция, санкция.

     Гипотеза  содержит указание на фактические условия, при наличии которых следует и можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими факторами. Они порождают, изменяют или прекращают административные правоотношения. Например, Закон о воинской обязанности и военной службе предусматривает, что граждане РФ, достигшие 18 лет, обязаны встать на воинский учет.

     Диспозиция  – основная часть административно-правовой нормы. Она определяет само правило  поведения, предписываемое, дозволяемое  или рекомендуемое данной нормой права.

     Санкция предписывает меру конкретной ответственности  для нарушителя административно-правовой нормы. Наиболее распространенными  санкциями являются меры дисциплинарной и административной ответственности  и меры пресечения.

     Нередко структурные элементы административно-правовой нормы находятся в различных статьях или частях нормативного акта и даже в разных нормативных актах [23, c.186].

     Таким образом, административно-правовая норма  – это установленное государством или уполномоченным им органом обязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере исполнительной власти. В структуре административно-правовой нормы различают гипотизу, диспозицию и санкцию.

     В литературе существуют различные классификации  административно-правовых норм.

     Как отмечается в различных трудах по административному праву, наиболее общий характер имеет выделение  двух основных видов административно-правовых норм: материальные и процессуальные. Главная особенность административно-правовых норм состоит в том, что они в юридическом порядке закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов регулируемых административным правом общественных отношений, часто именуемых управленческими отношениями. В материальных нормах находит свое проявление тот правовой режим, в рамках которого призвана функционировать система исполнительной власти. Такие административно-правовые нормы устанавливают статус органов исполнительной власти, их. структуру, компетенцию, организационные формы деятельности, основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и гражданина, контроль за органами исполнительной власти и их ответственность перед гражданином и обществом, взаимосвязь с различного рода объектами, а также органами исполнительной власти различных видов и уровней.

     К числу процессуальных административно-правовых обычно относят нормы, регламентирующие динамику функционирования органов  исполнительной власти, связанные с  ней и обусловленные ею отношения. Процессуальные административно-правовые нормы не всегда имеют четкие рамки и границы, однозначно определяющие их процедурно-процессуальный характер, что на практике затрудняет разграничение материальных и процессуальных прав. Например, нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан, имеют аспекты не только процессуального, но и материального административного права.

     Примерно  то же можно сказать о правовых нормах статуса конкурса на замещение  должности в федеральных органах  исполнительной власти и порядке  его проведения. В этом случае в единое целое смыкаются статутные и процессуальные административно-правовые нормы. Главная особенность процессуальных частей подобных административно-правовых норм, или «частное» процессуальных административно-правовых норм, состоит в определении порядка (процедуры) реализации, установленного нормами материального административного права в рамках регулируемых отношений. Подчеркнутые выше взаимная зависимость и связь материальной и процессуальной частей многих административно-правовых норм серьезно затрудняют организационно-правовое обеспечение части, именуемой административным процессом.

     Помимо  данного общего деления, существуют также административноюрисдикционные  нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения различного рода административно-правовых споров.

     Административно-процессуальные нормы, регламентирующие многие позитивные стороны деятельности по управлению, именуются административно-процедурными. Это, например, нормы, определяющие порядок  деятельности Правительства РФ (регламент), регламенты других органов исполнительной власти, правила подготовки заседаний, оформления принятых решений. Грань в таких случаях между административно-процессуальными и административно-процедурными нормами еще менее заметна. Иногда выделяют регулятивные и правоохранительные административно-правовые нормы. Но ведь правоохранительные нормы, независимо от их особенностей, обладают качествами регулятора соответствующих отношений [22, c.206].

     Более важное значение имеет классификация  административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. На основе указанного критерия можно выделить следующие виды административно-правовых норм:

     1) обязывающие, т.е. предписывающие  в предусмотренных данной нормой  условиях совершать определенные действия. Веления, которые содержатся в такого рода административно-правовых нормах, могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу либо переводе на другую должность администрация обязана издать приказ; создающиеся общественные или коммерческие объединения должны пройти регистрацию; ряд органов, учреждений и организаций, чтобы иметь право нa занятие определенной деятельностью, должны вначале получить лицензию от соответствующей инстанции (органа), дающую право заниматься указанной деятельностью;

     2) запрещающие административно-правовые  нормы, т.е. такие, которые предусматривают  запрет на совершение тех или  иных действий в условиях, определенных  данной нормой. Запреты могут  носить либо общий, либо специальный  характер. Например, действие (бездействие), составляющее административное правонарушение, является общим запретом. Милиции запрещено применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении женщин с явными признаками беременности, граждан с признаками инвалидности; должностным лицам таможенных органов (разновидность органов исполнительной власти) запрещается применять огнестрельное оружие в отношений женщин, граждан с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью работников таможенных органов РФ, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние люди (ст. 427 ТК PФ).

Информация о работе Административно-правовая норма и правоотношения