Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:35, реферат

Описание работы

Именно статус, полномочия и функции Главы государства предопределяют ведущую роль Президента в формировании и проведении адекватной идеологии белорусского государства.
И хотя основные принципы идеологии белорусского государства сформулированы в Конституции, но сами по себе они не могут быть реализованы.

Содержание

1. Президент – Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.
2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.
3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.
4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах

Работа содержит 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 54.34 Кб (Скачать)

Местный уровень - это  как раз та благодатная почва, где должны произрасти семена, составляющие традиционные для каждого белоруса ценности, окрепнуть и получить конкретное утверждение стержень нашей идеологии - национальная идея, идея белорусской  независимой государственности, идея высокой гражданственности, патриотизма, верности своему народу и государству. Острием и вершиной такой национальной идеи может и должна стать борьба общества и каждого отдельного гражданина за авторитетную в мире, сильную  процветающую Беларусь, за ее достойное  место в мире, за укрепление в  сознании людей веры в себя, в  надежное будущее не только свое, но и последующих поколений, устойчивое осознание людьми идеи патриотизма, гражданственности, гордости за принадлежность к своему государству, за его славную  историю и традиции.

Идеология государства  должна быть сориентирована на формирование качеств человека-гражданина, готового эффективно трудиться не только для  своего благополучия, но и во имя  усиления потенциальной мощи и процветания  своего Отечества. Укрепление духа нации, развитие государства, удовлетворение материальных и духовных потребностей и интересов граждан, воспитание чувства гордости за свою страну - все  это надо решать в комплексе, подчинить  единой национальной идее. Важной ближайшей  и перспективной задачей является необходимость поднятия имиджа Беларуси и белоруса на тот уровень, который  они имели в недалеком прошлом.

Чтобы отвечать этим задачам и требованиям, система  идеологической работы применительно  к местному самоуправлению должна строиться  на базе настоятельной целесообразности более полного учета в политике и управлении особенностей менталитета  белорусского народа, таких его качеств, как: соборность; стремление жить и  в известной степени быть растворенным в коллективе; хорошее понимание  себе подобных и стремление в любую  минуту прийти им на помощь; приверженность идее равенства людей; наличие желания  самостоятельно распоряжаться своей  судьбой и в то же время отсутствие ярко выраженного стремления властвовать  над другими; общечеловеческий славянский дух; чуткость к мнению других и способность прислушиваться к своему внутреннему голосу; духовная независимость при мягкости и податливости характера и др.

Человек, его политический и интеллектуальный облик, его патриотизм, жизненная позиция и социальная активность, его способность к  творчеству и высокоответственное  отношение к труду должны быть главным объектом и главной целью  идеологической работы как системы, формирующей осознанный выбор этим человеком своего места и роли в обществе, его позитивное поведение  и активное участие в политическом процессе.

3.Социальные технологии  идеологической работы в системе  местного самоуправления

Особенно важно, чтобы  на местном уровне была создана ярко выраженная социальная технология идеологической работы. Ее слагаемые компоненты были в основном сформулированы на республиканском  семинаре-совещании управленческих кадров Республики Беларусь в марте 2003 года.

Основные из них:

1. Научно-обоснованное, соответствующее лучшей мировой  и отечественной практике формирование  путей и целей развития государства  и общества, грамотное, доступное  доведение их до сведения и  понимания гражданами государства,  его регионов, трудовых коллективов.

2. Систематическое,  полное и целенаправленное информирование  граждан о важнейших событиях, внутренней и внешней политике  государства, его стратегических  и текущих задачах, решениях  государственных органов, а также  по всем вопросам, касающимся  социально-экономического развития  местных территорий, в контексте  чего каждому гражданину предстоит  определять свое место в политическом  процессе, корректировать свои действия. Следует расширить возможности  имеющейся в стране информационной  системы, сделать ее более доступной,  полнее сориентировать информационные  потоки на местные территории. В целях пропаганды новых знаний  в области экономики, социальной  политики, правового обучения важным  подспорьем могли бы стать  информационные центры делового  общения идеологического актива  преподавателей учебных заведений.

3. Повышение уровня  политической грамотности и культуры  населения, его нравственности  и социальной активности, воспитания  внутренней убежденности и готовности  вносить максимально возможный  вклад в решение жизненно важных  проблем конкретной территории  и государства в целом.

4. Определение и  реализация на практике всех  составляющих идейно-воспитательного  процесса на местном уровне, оптимальных  способов идейного влияния на  сознание и поведение граждан  страны и каждой конкретной  территории. Выработка системы, умений  и навыков идеологической работы  с людьми, выявление их способностей, потенциальных возможностей в  целях повышения эффективности  работы и достижения поставленных  задач.

5. Формирование у  граждан позитивного отношения  к решению главных экономически, социальных, идейно-воспитательных  проблем, в процессе которого  они вовлекаются, с целью обеспечения  их влияния в нужном, желательном  направлении, поддержки при этом  деятельности государственных органов  и принимаемых ими решений.

6. Выработка и  реализация умения целенаправленно,  аргументировано влиять на мотивационную  сферу людей, связанную с их  участием в решении задач, стоящих  перед государством и местным  сообществом.

Названные компоненты, социальные технологии, их степень  и пропорции в процессе и системе  идеологической работы зависят от сферы  конкретной деятельности, от объема задач  и готовности к их решению того или иного коллектива, каждого  отдельного индивидуума. Их следует  применять, конкретизируя в зависимости  от объекта приложения и специфических  условий определенного уровня управления, характера хозяйственно-экономической  и социально-воспитательной деятельности.

Идеологический заряд  несут в себе и многие проводимые на местном уровне, казалось бы, чисто  управленческие меры и мероприятия. Имеются в виду регулярные советы с людьми по наиболее важным проблемам  жизни местных территорий, изучение их мнения в процессе анализа и  оценки ситуации, подготовки и принятия управленческих решений.

В стране повсеместно  созданы информационно-пропагандистские и консультативные группы, проводятся единые дни информирования, чаще всего  по единой тематике. Как правило, в  ходе этих акций вышестоящими руководителями одновременно ведется прием граждан, уточняются и решаются вопросы, поднимаемые  в письменных и устных обращениях граждан. В эти дни не проводятся иные мероприятия, благодаря чему не сбивается ритм идеологической работы.

Повсеместно действуют  группы докладчиков, которые являются важным инструментом информирования людей, формирования общественного мнения и одновременно эффективным средством  политического роста самих руководителей. Важную роль здесь призваны сыграть  возобновляющие свою деятельность областные, городские, районные, первичные организации  общества «Знание», представляющие собой  весьма важный и нужный канал информационного  просвещения населения.

Хорошо зарекомендовали  себя организованные в ряде мест прямые телефонные линии местных исполкомов, дни открытого письма. Как показывает практика, такие меры в два и  более раза сокращают поступление  в разные властные инстанции письменных обращений граждан, что само по себе немаловажно.

В комплексе помогает эффективно решать многие информационные, мобилизационные, организационно-методические и идейно-воспитательные проблемы проведение выездных заседаний исполкомов на предприятиях и в хозяйствах. Получили право  на жизнь и такие формы идеологической работы как пресс-центры в областях, городах и районах. Так, в Кобринском районе в состав Совета пресс-центра вошло 49 человек из числа депутатов, руководителей предприятий, отделов  и служб райисполкома, представителей средств массовой информации. Периодически проводятся пресс-конференции, обеспечивается связь с органами печатной и эфирной  информации.

Весомой идеологической составляющей на местном уровне являются и некоторые формы морального и материального поощрения тружеников города и села: доски почета, переходящие  знамена, вымпелы, грамоты, благодарственные письма, именные стипендии, письма-благодарности  родителям за хорошее воспитание детей. Большой идейно-воспитательный потенциал заложен в обеспечении  соревнования между коллективами и  гражданами на всех уровнях хозяйственно-экономической  и социально-воспитательной деятельности.

Все эти формы  идеологической работы дают местным  исполкомам возможность лучше знать  настроение людей, держать руку на пульсе жизни, владеть идеологической ситуацией, ориентироваться в процессах, связанных  с организацией выполнения жизненно важных решений, вовремя принимать  меры и корректировать свои действия.

Сегодня становится все более ощутимой потребность  в том, чтобы идеологическая работа на всех уровнях, в том числе и  на местном, велась на профессиональной основе. В областных, городских и  районных исполкомах созданы структуры, призванные заниматься информационно-пропагандистской работой. Однако они пока еще работают недостаточно эффективно, чаще всего  выполняют несвойственные им функции. Деятельность их носит в большей  степени компанейский характер, от чего в итоге страдает и авторитет  власти в целом.

Кадры, призванные обеспечивать идеологическую работу пока еще в  большей степени являются технологами, чиновниками, а не стратегами и генераторами идей. Идейно-политические цели для  них второстепенные, порой непонятные и необязательные. Время требует  постоянного творчества, обновления форм и методов идейно-воспитательной работы. Руководители всех уровней  должны владеть технологией, обогащаться  навыками, умением, приемами, теоретическими знаниями, вооружаться опытом, набором  целевых установок и ориентаций, создавать и реализовывать механизм идеологической работы, идейно-политического  влияния на массы в целях успешного  получения требуемого результата.

Назрела острая необходимость  в формировании идеологического  ядра в трудовых коллективах и  по месту жительства населения. Главой государства выдвинуто требование на предприятиях с числом работников более 300, в организациях АПК -- 150 и  более ввести должности заместителей руководителей по идеологической работе.

В организациях с  меньшим числом работников эта обязанность  возложена на заместителей, курирующих кадровую работу и социально-бытовые  вопросы.

Все это требует  решения некоторых организационно-практических вопросов. Прежде всего, надо четко  определить в общегосударственном  классификаторе должностей статус заместителя  руководителя по идеологическим вопросам, дать классификационную характеристику этой должности. Требуется повышение  ответственности самого руководителя за состояние идеологической ситуации и идеологической работы в коллективе. Именно руководитель как первое лицо в коллективе должен быть здесь и  первым идеологом и пропагандистом.

Важно также, чтобы  пропагандистской работой занимались специалисты всех уровней, служащие государственного аппарата, которые  имеют более широкие возможности  квалифицированного информирования населения  по всем проблемам жизни и деятельности населения, оперативного на их реагирования. Идеологическим работником должен быть каждый, кто трудится в органах  власти и государственных учреждениях, -- именно так поставлена задача Главой государства. Успех в этом деле будет  обеспечен, если все эти работники  станут к своим обязанностям подходить  творчески, постоянно вести поиск  новых форм и методов работы с  людьми. Здесь нужны максимальные ответственность и организованность.

Важным идеологическим фактором, серьезно влияющим на настроение и поведение людей, является уровень  культуры в работе органов местного управления и самоуправления, тех, с  которыми непосредственно контактируют люди, куда они, прежде всего, идут за решением своих жизненно необходимых вопросов. Государственные служащие, хозяйственные  руководители и специалисты здесь должны быть не просто функционерами, людьми определенной деятельности по штату, но и в обязательном порядке идеологами, готовыми грамотно и компетентно решать местные вопросы, доходить до каждого человека.

Любая слабость, некомпетентность, проявленные при решении обыкновенных, даже житейских, чисто человеческих проблем, -- это в то же время серьезный  пробел в системе идеологической работы. Они могут превратиться в  недоверие к власти в целом, к  проводимому ею на всех уровнях курсу, которое трудно будет потом восполнить даже набором хороших чисто пропагандистских мер. И наоборот, внимание к поставленной проблеме, готовность решить ее лучшим образом способны умножить энергию  и силы, направить их на решение  самых сложных вопросов не только местного сообщества, но и в целом  общества и государства.

Важной идеологической составляющей реформы местного самоуправления является и то, чтобы местные органы и население получили не только ориентировку по вопросам дальнейшей работы, но четкие рекомендации, образцы опыта, модельные  проекты документов и типовых  решений по вопросам обеспечения  своей деятельности. В стране необходимо иметь единую систему анализа, обобщения  и обмена необходимым на местах опытом работы, в том числе и пропагандистско-идеологическим.

Информация о работе Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства