Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:35, реферат

Описание работы

Именно статус, полномочия и функции Главы государства предопределяют ведущую роль Президента в формировании и проведении адекватной идеологии белорусского государства.
И хотя основные принципы идеологии белорусского государства сформулированы в Конституции, но сами по себе они не могут быть реализованы.

Содержание

1. Президент – Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.
2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.
3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.
4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах

Работа содержит 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 54.34 Кб (Скачать)

Важно, чтобы здесь  в полной мере проявилась и реализовалась  потребность в таких целевых  факторах, как согласие и разность взглядов, приоритет прав человека и гуманистических ценностей, служение, содействие человеку, его свободе  и благу. Все это возможно обеспечить в условиях максимального слияния  идеологии и концепции реформирования местного самоуправления.

И в теории и на практике в этих вопросах должна быть достигнута безусловная гармония, при  которой главным объектом воздействия  и субъектом управления должен быть человек. Воспитание человека в духе принципов трудовой жизненной этики, нравственное одухотворение труда, ответственность за его результаты - важнейшее направление идеологически-просветительской деятельности на местном уровне. Не пропаганда вульгарного потребительства, не проповедь богатства, меркантилизма, а лишь утверждение ценности труда, необходимости и потребности  в нем способно заложить основание  здоровой идеологии государства  и морали общества.

Признавая, что субъектом  самоуправления является сам народ, надо идеологическими и организационно-практическими  мерами, разъяснительными и правовыми, обеспечивать такую ситуацию, при  которой бы исключались крайности, толкающие к противопоставлению интересов граждан и государства. Декларируя местное самоуправление как власть народа, надо путем активного  разъяснения и практических действий преодолевать восприятие его как  чужеродного элемента (а это еще  не редкость) по отношению к государственной  власти, как своего рода ненужную самодеятельность.

Важно убедить людей, что местное самоуправление должно быть направленным на организацию своей  работы в рамках Конституции и  законов Республики Беларусь. Интегрируясь в государственное управление, находя в нем свою нишу, оно призвано обеспечивать содержательную согласованность  при выполнении как местных, так  и общегосударственных задач. Оно, действительно, должно стать важной составляющей частью, необходимым элементом  и первейшей потребностью эффективного государства во всех составляющих - идеологических и организационно-практических, духовных и материальных, заложенных в отечественном опыте и общечеловеческих ценностях.

самоуправление идеология  согласование

2.Система и главные  направления идеологической работы  на местном уровне

Реформирование местного самоуправления - процесс сложный, вторгающийся в основы политической системы общества, в функционирование всех без исключения ее составляющих частей. Оно требует  существенного пересмотра функций  и полномочий по уровням и направлениям власти как по вертикали, так и  по горизонтали. Было бы целесообразным законодательно определить наиболее общие  принципы наделения органов местного самоуправления как наиболее приближенных к рядовым гражданам, основному  объекту идеологического воздействия, отдельными государственными полномочиями, последовательно придерживаться такого требования в практической деятельности.

Речь идет о внедрении  в практику государственного строительства  и управления хорошо известного и  поддерживаемого населением принципа субсидиарности, согласно которому нет  смысла оставлять за вышестоящей инстанцией тех полномочий и обязанностей, с которыми успешно справится нижестоящий орган. Добавим, что в нынешней практике это имеет огромное значение, учитывая то, что многие центральные органы взвалили на себя массу вопросов, которые могут быть оперативнее и лучше решены на уровне районов, городов, трудовых коллективов, органами местного самоуправления, самими гражданами.

Естественно, что  делегирование части полномочий не может быть обвальным, произвольным и стихийным. Оно должно сопровождаться мощной разъяснительной работой, осуществляться лишь на основе общих принципов, соответствующих  Конституции и законам Республики Беларусь; производиться в интересах  социально-экономического развития местной  территории и государства в целом, с учетом организационных, материально-технических  возможностей и готовности нижестоящего органа в полном объеме выполнять  сложные задачи.

Реальный процесс  широкого вовлечения граждан через  местное управление в решение  государственных и местных дел  посредством передачи ряда функций  вышестоящих органов на местный  уровень возможен лишь при условии, если власть будет максимально приближена к народу, а деятельность органов  местного самоуправления подчинена  удовлетворению потребностей населения, людей независимо от их политических взглядов, вероисповедания, рода занятий, отношения к собственности. Надо при этом избегать ненужной конфронтации и неоправданного противостояния.

Реформа местного самоуправления не может быть политизированной. Она  должна обеспечить снижение имеющейся  еще социальной напряженности, дать возможность гражданам получать достоверную и исчерпывающую  информацию о деятельности местных  органов, стать основой развития гражданского общества, главным опорным  пунктом согласия и консолидации всех здоровых сил общества. Успех  ее в значительной степени будет  зависеть от того, насколько удастся  углубить политическую идею местного самоуправления как составную часть  и необходимый элемент концепции  эффективного государства. Решение  местных вопросов зависит не только от государства, но и от уровня политической, значимой управленческой активности местного населения, его заинтересованности в делах своей территории и  государства в целом.

Безусловно, одним  из наиболее влиятельных факторов обеспечения  этого процесса призвана стать осуществляемая на местном уровне идеология государства, которая должна войти в стройную систему работы с населением. Жители городов и сельских населенных пунктов  в настоящее время еще недостаточно четко, а порой и упрощенно  представляют себе систему власти, полномочия, обязанности и возможности  всех ее уровней, способы ее формирования. В результате они, с одной стороны, часто предъявляют завышенные требования к органам местного самоуправления, а с другой - слабо знают свои права по отношению к этим органам  и, естественно, не используют их.

В плане повышения  политической культуры населения очень  важным становится ведение разъяснительной  работы, значительная роль в которой  отводится службам системы общественно-политической информации и средствам массовой информации. Отсюда и в системе  идеологической, пропагандистской работы важная роль должна быть отведена вопросам правовой и самоуправленческой грамотности  местного населения.

В нынешних условиях возрастает потребность в усилении информационно-политического обеспечения  важнейших экономических, социальных и политических задач. Это объективно необходимо, так как идеология  выполняет роль мощной движущей силы не тогда, когда она действует лишь сама по себе, а тогда, когда она становится руководством к действию, входит в политическое сознание людей, отражая их интересы и социальное бытие, выступает в качестве побудительных мотивов политического действия.

Следует полнее учитывать  то, что в систему местного самоуправления человек должен входить не только как производитель материальных ценностей, но и как личность, не только как объект воздействия, но и  как проявляющий общественную активность субъект управления. Именно идеологические средства и возможности в силах  повысить роль и обеспечить высокий  уровень глубоко осознанного  отношения каждого отдельного человека к целям и задачам всего  сообщества.

Люди должны сознательно  приобщаться к ценностям народовластия, через самоуправленческие навыки сформировать в себе чувство гражданской ответственности. Человек должен лично научиться, исходя из интересов и потребностей общества и государства давать решительный  отпор тем, кто посягает на собственность  сообщества, негативным проявлениям, произволу, нарушениям законности и правопорядка. Он должен выработать четкую жизненную  позицию и соответственно ей обеспечить свою деятельность.

Приучая людей к  ответственности за ведение общих  дел, местное самоуправление призвано решать и важную идеологическую задачу по формированию у них высокой  политической культуры и качеств  нового типа личности, активной, инициативной, способной самостоятельно решать свои проблемы, не уповая только на государство. Личности, в большей степени приверженной ценностям свободы и демократии.

Воспитание идеологическими  средствами управленческой и самоуправленческой активности - это не стихийный процесс. Он предполагает организованную систему  объективных и субъективных факторов внешнего воздействия на личность, систему не только вовлечения, но и  создания условий, выработки потребности  и умения человека активно участвовать  в самоуправлении. Эта проблема должна стать одной из ключевых в программе  государственной поддержки местного самоуправления, объектом серьезной  идеологической работы. Здесь требуется  хорошо продуманная, научно обоснованная система эффективных мер. Это, по сути дела, не только самостоятельное  направление государственной и  общественной деятельности, но и специфическая  идеологическая задача. Было бы целесообразно  разработать и принять специальную  программу, определяющую роль и место  в этом процессе средств массовой информации, а также структур системы  идеологической работы местных исполкомов и трудовых коллективов.

Идеологическими и  пропагандистскими средствами весьма важно помочь местному самоуправлению на практике в процессе своего реформирования пройти длительный путь постепенных  приспособлений: исторических традиций к требованиям современного общества; преимущественно автономного выполнения задач к их обсуждению и решению  в более широких рамках; к растущему  правовому регулированию со стороны  государственного законодательства; выбранного управления к действующей на профессиональной основе общественной службе. При этом важно избегать того негативного  явления, когда значительная потеря навыков и потребностей в общественных началах деятельности, имеющая ныне место в обществе, создала определенную пропасть между гражданами и органами власти, когда в расчет стала браться  лишь административно-техническая  сторона дела, утратили свои позиции  общественные начала в управлении.

Именно глубокое идеологическое обеспечение реформы  местного самоуправления позволит провести этот процесс в условиях осмотрительности, взвешенности, сохранения преемственности  в восприятии и использовании  положительного опыта и недопущения  политической дестабилизации в стране.

Идеологическое обеспечение  местного самоуправления в Республике Беларусь - одна из насущнейших задач  успешного становления, развития и  совершенствования деятельности этой сферы, потребность динамических позитивных преобразований в обществе и государстве, важнейшее условие демократических  преобразований в стране.

В то же время в  ходе идеологических и организационно-практических мероприятий нельзя бросаться в  крайности, когда местное самоуправление безудержно восхваляется, возводится в сверхидею и панацею реформ и в итоге сводится к очередной  моде. Местное самоуправление не должно ограничиваться понятием модного словосочетания, имеющего судьбу шлягера. Это веление  жизни, закономерно необходимое  явление не только пропагандистско-популистского  характера, а вытекающее из концепции  и потребностей эффективного государства.

Вполне очевидно, что отсутствие в настоящее время  четкой стратегии реформирования местного самоуправления - это серьезный пробел и в системе идеологии Республики Беларусь. Это один из существенных факторов, сдерживающих не только социально-экономическое  развитие региональных и местных  сообществ, но и интеграцию страны в  рамках Союза с Россией, в систему  мирового сообщества.

Эта работа будет  успешной и результативной, если будет  вестись в направлении более  полного использования отечественного и зарубежного опыта, широкого обсуждения программных документов гражданами Республики Беларусь, комплексного, системного обеспечения ее идеологической составляющей. Если к этой работе будут привлечены не только государственные органы, но и широкий круг политологов, историков, экономистов, социологов, юристов, специалистов а области управления и идеологии.

При этом потребуется  серьезная подготовительная, реформационная и разъяснительная работа. Это  диктуется, прежде всего, тем, что идеолого-пропагандистская система на местном уровне в стране работает еще с серьезными пробуксовками, при низкой эффективности. Не на полную мощь используются потенциальные возможности  местных идеологических служб, которые  нередко в силу недостаточной  ориентированности выполняют несвойственные им функции.

В условиях Беларуси требуются принципиально новый  подход к организации пропагандистской работы, более высокий уровень  пропагандистского мастерства идеологических кадров в сочетании с глубоким знанием ими жизни, местных проблем, умением доходить до ума и сердца человека. Важно, чтобы те, кто должен проводить пропагандистскую работу, были глубоко компетентными и  искренними в своих убеждениях. Надо, чтобы имеющаяся в стране система  идеологической и пропагандистской работы была слаженной, системной, инициативной, наступательной, четко управлялась.

Особого внимания ее организация требует в трудовых коллективах промышленных предприятий, строительства, хозяйств агропромышленного  комплекса, в учебных заведениях, среди учащейся молодежи, а также  по месту жительства населения.

Многолетняя практика показала, что вести идеологическую и воспитательную работу в трудовом коллективе легче и проще. Но наилучший  результат ее обеспечивается по месту  жительства населения. В этом ответ на вопрос, почему с большей результативностью идеологические мероприятия проводятся на селе. Срабатывает то, что в условиях сельскохозяйственных предприятий территориальные структуры, где проживает работающее население, и производственные единицы практически совпадают, экономические и социальные проблемы территории в таком случае решаются комплексно и более гласно. Это в условиях сельских административно-производственных единиц снимает многие проблемы в процессе организации идейно-воспитательной работы.

Именно на уровне трудового коллектива и по месту  жительства населения должен быть центр  нашей идеологической пропагандистской работы. Каждый гражданин здесь должен быть хорошо информирован о государственной  политике, делах своей территории, ощущать себя неотъемлемой, полноправной частицей коллектива и общества, сознательно, заинтересовано, со знанием дела, по убеждению выполнять свои гражданские  и профессиональные обязанности.

На местном уровне необходимо особенно тщательное отслеживание процессов идеологического становления  и политической ориентации граждан. Как и в обществе в целом, в  коллективах людей необходимы идеи, ценности, выверенные нормы, стандарты, которые смогли бы объединить граждан, явились бы устойчивой платформой, надежной базой согласованных действий во имя достижения общих стратегических целей. Здесь идеология должна приобрести форму доступных всем норм, ориентиров, установок, лозунгов и конкретных решений.

Информация о работе Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства