Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:35, реферат

Описание работы

Именно статус, полномочия и функции Главы государства предопределяют ведущую роль Президента в формировании и проведении адекватной идеологии белорусского государства.
И хотя основные принципы идеологии белорусского государства сформулированы в Конституции, но сами по себе они не могут быть реализованы.

Содержание

1. Президент – Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.
2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.
3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.
4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах

Работа содержит 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 54.34 Кб (Скачать)
p>Процесс выработки  идеологии государства в нынешних условиях, прежде всего, ориентируется  на тот пласт общества, где решаются главнейшие созидательные проблемы, касающиеся трудовых коллективов и  каждого человека в отдельности, где на деле реализуется вывод  классика, что идеи становятся серьезной  материальной силой, когда они овладевают массами. Речь идет о местном уровне управления и хозяйствования. Именно здесь в трудовом коллективе, по месту жительства человек, прежде всего, ощущает себя необходимым компонентом, движущей силой общества и государства, одновременно рассчитывая на их поддержку  и опору, ощущает себя естественной необходимой частью единого целого. Здесь человек лучше всего  видит собственную природу, осознает политические интересы, устремления  и в соответствии с этим лично  определяет жизненную позицию и  место в обществе.

Именно на этом уровне идеология государства получает благодатную возможность наиболее эффективно влиять на общество, сплотить его, направить энергию, разум и  волю людей в созидательное русло. А от конкретного, сознательно реализуемого вклада каждого гражданина в дела государства, от его позитивного  отношения к власти и властным структурам зависит в целом успешное вхождение нашей страны в мировое  сообщество.

Это особенно важно  в нынешних условиях, когда борьба за сознание, созидательную энергию, разум и волю широких масс становится особенно ощутимой, порой ожесточенной. В трудовых коллективах, по месту  жительства населения возрастает потребность  в эффективной системе массово-политической и индивидуально-воспитательной работы. Как показывают социологические  исследования, более двух третей населения  страны ощущают потребность в  проведении целенаправленной идеологической работы. Большинство людей адекватно  понимает роль и дает объективную  оценку различным социальным институтам в формировании политики государства.

В идеологической настроенности  людей присутствует серьезная полярность, в основе которой лежат экономико-материальные условия. Наблюдается весьма мозаичная, пестрая и разнородная идеологическая ситуация, где сталкиваются и противоречат друг другу различные представления  об идеалах, ценностях и нормах жизни. Почти четверть опрошенных не интересуются проблемами политической жизни. В политических мероприятиях участвует только каждый пятнадцатый из числа опрошенных. Многие люди затрудняются в выборе своей жизненной позиции и  идеологической ориентации, своего места  в политическом процессе.

В комплексе мер, направленных на достижение необходимых  стране целей, особое место занимает то звено, где идеологическая работа получает конкретное воплощение, где  она всего важнее и нужнее. Речь идет о местном самоуправлении, его  реформировании и совершенствовании  деятельности. С идеологией местное  самоуправление роднит то, что и  первое и другое - это такие комплексные  явления, которые наряду с юридическими, социальными и экономическими аспектами  включают в себя и важные духовно-политические слагаемые. Реальный процесс вовлечения через местное самоуправление граждан  в решение государственных и  местных дел выступает в органическом единстве с соответствующим идеологическим обеспечением. Вместе они составляют ту основу, на которую опирается стабильная демократия в государстве.

В условиях Беларуси местное самоуправление в концепции  идеологии государства призвано сыграть роль базиса демократии, связующего звена в демократизации политической системы, стать инструментом повышения  доверия населения к органам  власти, обеспечения на этой основе лучшей управляемости страной, отдельными территориями и производственными  единицами.

В нынешних условиях это особенно необходимо учитывать, так как именно на нижнем уровне власти весьма ощутимо и отчетливо  проявляется необходимость обеспечения  идеологическими средствами единства ценности человека и государства, законности и нравственности, социальной и человеческой солидарности, свободы и ответственности, прав и обязанностей граждан. Идеологическая работа на уровне местного самоуправления как раз и призвана создать  такие условия, при которых в  основе грядущего мироустройства, управления делами государства стоял бы человек  с его правами, свободой и ответственностью, чтобы он на деле активно выполнял гарантированные ему конституцией властные полномочия.

Сегодня нужны такие  катализирующие политические новации, которые бы в наибольшей степени  отвечали подавляющей части населения, давали бы людям ощущение ясности, уверенности  в завтрашнем дне, осмысленности  существования. Именно в условиях и  при наличии реально действующей  системы местного самоуправления люди получают возможность опоры на понятные им базисные ценности и идеи, апробированные практикой, обусловленные логикой, требованиями самой жизни, диктуемые  интересами не только общества и государства, но и населения каждой конкретной территории.

В нынешних условиях рассматривать идеологию в отрыве от конкретных задач местных территорий, где прежде всего, материализуется  политика государства, где планы  государственных органов воплощаются  в конкретные дела, нельзя. В обратном случае она теряет всякий смысл. Вне  идеологии, максимально приближенной к человеку, нет политического  процесса.

Фиксируя общественно  значимые ситуации, которые возникают  в жизни и требуют сознательного  выбора, идеология помогает оформить социальные идеалы в нужном направлении, превратить их в конкретные устремления  людей, проживающих на той или  иной территории.

На местном уровне особенно ощутимо то, что люди, граждане выступают одним из главных субъектов  политического действия и в то же время являются носителями определенных идеологических взглядов. Идеология  воспитывает людей, дает им верную ориентировку в сложном окружении, вырабатывает у них высшую систему ценностей, помогает в соблюдении позитивных исторических, культурных, духовных традиций.

Идеология, как система  действий, направленных на обеспечение  желательного восприятия людьми стратегических целей общества и государства, придает  смысл экономическим, социальным и  политическим аспектам жизни как  государства, так и местных территорий, оправдывает их, определяет необходимые  способы и стимулы их активизации.

Отсюда, основными  функциями идеологической работы на местах являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных  критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание в глазах общественного  мнения позитивного образа предлагаемых в стране идеалов, целей и задач  экономического, социального, политического  развития; распространение и пропаганда их в трудовых коллективах и по месту жительства населения; обеспечение целенаправленных действий людей в целях исполнения поставленных перед государством в целом и конкретной территорией задач. Идеология присущими ей формами и методами должна способствовать созданию подлинного народного самоуправления, обеспечивающего решение жизненного важных задач через человека и во имя человека.

В свою очередь, местное  самоуправление с помощью идеологических средств, форм и методов должно стать  полноценным выразителем существующих традиций и обеспечить такое положение, чтобы в стране была в достаточной  степени гарантирована экономическая  и личная свобода для одних  и социальная защита для других при  их общей консолидации.

Постановка вопроса  о местном самоуправлении и создании на этом уровне соответствующей идеологической системы имеет под собой объективную  основу. В стране в настоящее время  созрели благоприятные условия  и настоятельная потребность  в демократизации всех сфер ее жизнедеятельности, наполнении их новым идейным и  духовным содержанием. Достигнут такой  уровень общественно-политического  и социально-экономического развития, образованности и управленческих кадров и населения, когда становится возможным  активное развитие демократических  начал в обществе.

Сложившийся в стране в середине 90-х годов прошлого столетия централизм в позитивном аспекте  способствовал консолидации общества, формированию национальной государственности, укреплению национального суверенитета и политической самостоятельности. Это была объективная потребность, вытекающая из специфики определенного  этапа развития государства. Объективная  потому, что такой путь в подобных условиях до этого уже прошли многие государства.

Однако в настоящее  время ситуация значительно изменилась. Новые веяния и требования демократизации процессов управления диктуются  реалиями, вытекающими из того, что  жизненно необходимые для граждан  проблемы начинают все более эффективно решаться именно на местном уровне, чаще всего с помощью и в  рамках местного самоуправления, с  опорой на демократические методы управления.

Однако действующая  в настоящее время в стране система местного самоуправления пока еще далека от предъявляемых к  ней требований. Она не обеспечена в достаточной мере ни в правовом, ни в идеологическом, ни в организационно-практическом плане. Местные органы не имеют устойчивых полномочий и необходимой материально-финансовой базы для самостоятельного решения  на должном уровне социально-экономических  проблем соответствующих территорий. Не создан рациональный механизм сочетания  государственного и местного управления с местным самоуправлением.

В этих условиях со стороны  отдельных местных органов проявляется  стремление переложить свои функции  на другие, чаще всего вышестоящие  структуры, затушевать свои недоработки, поставить в себя в положение  простого исполнителя чужой воли, который много суетится, но мало отвечает за результаты своей работы.

На пути становления  и реформирования местного самоуправления в Республике Беларусь есть ряд тормозящих факторов, которые можно отнести, в том числе, и к сфере идеологии. Среди них - недостаточная правовая культура граждан. С одной стороны, люди еще слабо ориентируются  в своих правах и возможностях. Нередко по вопросам, которые входят в компетенцию местных органов, обращаются в самые высокие инстанции. К примеру, более двух третей обращений  граждан в Администрацию Главы государства касаются вопросов, которые могут быть решены на местах. Люди слабо владеют механизмом собственного участия в решении жизненно важных для них задач, не могут естественно, совмещать свои завышенные требования с собственными возможностями.

С другой стороны, в  ходе идеологических и пропагандистских мероприятий приходится учитывать  и то, что не готовы к реализации в полном объеме принципов местного самоуправления и многие государственные  органы, руководители. Они не всегда идут на открытый диалог с населением, усматривают в местном самоуправлении и проявляемой при этом осознанной активности людей покушение на свое положение и свой статус.

В ходе идеологических мероприятий, а также в средствах  массовой информации вопрос о местном  самоуправлении не получает достаточного пропагандистского обеспечения, чаще всего дебатируется и преподносится  людям на уровне заемной демагогии  или обыденного сознания, на деструктивной  эмоциональной волне. Разрушительное в этом вопросе еще нередко  опережает созидательное.

И в идеологии  и в организационно-практическом плане местное самоуправление порой  рассматривают в качестве понятия, органически отторгаемого от органов  исполнительной власти на местах. Издержки эти имеют не только идейно-разъяснительную  подкладку, но и вторгаются в сферу  управленческой культуры, в практику регулирования экономических и  социальных проблем на местах.

Состояние проблемы местного самоуправления усугубляется также ее исключительной сложностью, дискуссионностью, недостаточной научной  разработанностью сущности и содержания региональной политики. Отсутствие полноценной  и высококачественной правовой базы также вызывает неоднозначную идеологическую оценку и искаженное толкование, порождает  неясность и противоречивость в  выборе форм и методов практической реализации этой идеи.

Здесь, прежде всего, важно на полную мощь задействовать  человеческий потенциал, который, в  конце концов, должен привести к  ожидаемому восприятию проблем и  конечных результатов. Идеологическое обеспечение вопросов реформирования и совершенствования деятельности местного самоуправления призвано поднять  веру народа в самого себя, в то, что  именно он, а не кто иной способен и должен решить важные государственные, но остро необходимые для местного сообщества и каждого человека проблемы.

Для того чтобы идеология, а также идея местного самоуправления и концепция его реформирования стали влиятельным фактором общественного  развития, они должны в комплексе  войти в стройную систему работы с населением. В результате граждане страны, прежде всего, на местном уровне, должны хорошо усвоить, что они сами хозяева своей судьбы и могут  в решающей степени рассчитывать только на себя. Не только экономическими методами, но и посредством идеологического  воздействия предстоит укрепить уверенность каждого человека в  возможности обеспечения в жизни  как себя, так и своей семьи.

Немаловажным в  нынешних условиях является обеспечение  идеологическими средствами согласованного видения и мнения по вопросам восстановления и развития экономики, ухода от имеющегося здесь размежевания крайностей. Люди должны прийти к выводу, что не может  быть непреодолимых преград в понимании свободного рыночного и планового хозяйства, социалистического и капиталистического, частного и государственного.

Информация о работе Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства