Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:35, реферат

Описание работы

Именно статус, полномочия и функции Главы государства предопределяют ведущую роль Президента в формировании и проведении адекватной идеологии белорусского государства.
И хотя основные принципы идеологии белорусского государства сформулированы в Конституции, но сами по себе они не могут быть реализованы.

Содержание

1. Президент – Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.
2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.
3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.
4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах

Работа содержит 1 файл

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 54.34 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра политологии 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Государственные  институты и формирование идеологии  белорусского государства»

МИНСК, 2008  

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Президент –  Глава государства Республики  Беларусь и формирование идеологии  белорусского государства. 

2. Парламент –  Национальное собрание Республики  Беларусь в контексте идеологии  белорусского государства. 

3. Правительство  – Совет Министров Республики  Беларусь в идеологии белорусского  государства. 

4. Местное управление  и самоуправление в идеологических  процессах.  

1. Президент –  Глава государства Республики  Беларусь и формирование идеологии  белорусского государства 

 Именно статус, полномочия и функции Главы  государства предопределяют ведущую  роль Президента в формировании  и проведении адекватной идеологии  белорусского государства. 

 И хотя основные  принципы идеологии белорусского  государства сформулированы в  Конституции, но сами по себе  они не могут быть реализованы. 

 Сам термин  «президент» происходит от латинского  слова «praesidens», т.е. «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. Термин «президент» по отношению к главе государства начал употребляться только с конца XVIII века, когда был учрежден первый институт президентства в США.

 Белорусский институт  президентства в своей основе  содержит французскую модель. Современное  представление о президентстве  основывается на отождествлении  его с Главой государства. 

 Институт президентства  является одним из основных  элементов государственной власти  в странах с республиканской  формой правления: всего 143 страны, из них 140 – члены ООН. 

 Президент –  Глава государства уполномочен  формировать и идеологическую  доктрину белорусского государства.  Для этого у Главы государства  имеются необходимые полномочия: обеспечивать взаимодействие ветвей  власти, преемственность и стабильность  в работе государственных органов,  а также представлять Беларусь  внутри страны и в международных  отношениях, а его правовые акты не нуждаются в контрассигнации (т.е. предварительном согласовании).

 Президент Республики  Беларусь по Конституции занимает  особое место в государственном  механизме и системе разделения  властей: в организационном отношении  он самостоятелен (избирается  народом), не включен ни в одну  из ветвей власти и не несет  политической ответственности перед  ними.

 Глава государства  оказывает инициирующее влияние  на формирование идеологии белорусского  государства и определяет структуру  идеологической сферы общества. Обладая широким кругом прерогатив  высшей исполнительной власти, он  же определяет основные направления  идеологии во внутренней и  внешней политике государства.  Указы и Декреты Президента  содержат идеологические положения,  определяющие конкретные действия  правительства. Нормативные акты  Главы государства определяют  идеологию формирования социально  ориентированной экономики, реализации  общественных интересов и потребностей.

 Белорусская президентская  модель власти имеет свою специфику  при президентской системе правления,  которая выражается в следующем: 

- полномочия особого  института президентской власти  во всех сферах государственного  управления;

- объединяет все  власти для согласованного и  эффективного функционирования;

- посредничество  Президента выведено за сферу  публичных властей и распространено  на отношения органов государственной  власти, государства и общества;

- президентские  полномочия с точки зрения  разделения властей не вписываются  в классическую триаду власти  и в Конституции выделены в  отдельную главу. 

 Главные отличительные  черты белорусской модели президентства,  своеобразие белорусской концепции  разделения властей заключается  в признании президентской власти  в качестве четвертой ветви  власти.

 Президентские  полномочия, по существу, охватывают  все направления организации  и осуществления государственной  власти и, тем самым, обеспечивают  прямое влияние на формирование  идеологии законодательной, судебной  и, в особенности, исполнительной  власти и госаппарата. 

 Родоначальником  идеи о необходимой конституционности  четвертой ветви власти считается  французский политический деятель  Б. Констан (1767-1830), который разработал учение о четырех властях для пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционной монархии. Суть концепции в том, что три классические ветви власти следует дополнить еще одной, которая заботилась бы о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей.

 Наделение Президента  Республики Беларусь таким «вневластным» статусом и объемом полномочий позволяет осуществлять конституционные функции по формированию идеологии основных направлений внутренней и внешней политики, защиты суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности, поддержки стабильности в государстве, гражданского мира, а также обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления и согласованного функционирования ветвей власти.

 Однако президентская  деятельность не бесконтрольна.  В Конституции закреплена система  сдержек и противовесов. Назначения  на ключевые посты производятся  с согласия Парламента, нормотворческая  – может быть проведена на  соответствие Конституции. Парламент  обладает правом преодоления  вето Президента, ратификации подписанных  им международных договоров, утверждения  указов и декретов. В случае  совершения государственной измены  или иного тяжкого преступления  Президент может быть смещен  с должности в порядке импичмента.

 Президент Беларуси  выполняет по Конституции следующие идеологические функции:

Во-первых, гарантийную. Президент – гарант самой Конституции, суверенитета, независимости и территориальной  целостности государства, прав и  свобод человека и гражданина, экономической  и политической стабильности. Данная формула не имеет ни оговорок, ни ограничений. Поэтому общество вправе ожидать, что Президент предпримет все меры для защиты как Конституции  в целом, так и каждой конституционной  статьи в отдельности.

Во-вторых, арбитражно-интегративную функцию как исходную из «вневластного» характера президентской власти. Конституция ставит Президента в качестве арбитра в отношениях между ветвями власти для согласованного взаимодействия, стабильного сотрудничества и единства, а не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти.

В-третьих, контрольную  функцию. Она обеспечивается контрольными полномочиями Президента по Конституции  или установленными им фактически: отчетность правительства, прямое подчинение ряда министерств и ведомств Главе государства, отмена нормативных актов правительства – это в отношении исполнительной власти; а в отношении Парламента и Суда – это фактически складывающиеся отношения. Например, приостановление Президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического и грубого нарушения Палатами Парламента Конституции. Всё это подтверждает реальный контроль Главы государства в идеологическом управлении обществом.

 Таким образом,  институт президентства в Беларуси  является ведущим органом власти  в формировании идеологии белорусского  государства, а Президент –  Глава государства является не  только юридическим, но и фактическим  идеологическим лидером белорусского  государства при поддержке населения  страны.

2. Парламент –  Национальное собрание Республики  Беларусь в контексте идеологии  белорусского государства 

Место и роль Парламента Беларуси в идеологии государства  определено Конституцией и Законом  «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь» от 4 января 2003 г.

 Национальное  Собрание является высшим представительным  и законодательным органом и  состоит из двух палат: Палаты  представителей от избирателей  и Совета Республики – Палаты  территориального представительства. 

 На основе статуса  полномочий Парламент играет  в идеологии двоякую роль: учувствует  одновременно и в её формировании, и в практической реализации. Именно от эффективности и  целенаправленной деятельности депутатского корпуса зависят, какие в белорусском обществе будут торжествовать идеи, ценности, взгляды и модели идеологической культуры.

Представительная  функция Парламента в структуре  институтов власти означает, что в  его составе работают избираемые народом и частично назначаемые  его представители, которые получили право от имени народа принимать  законы и представлять интересы людей.

Законодательная функция  означает, что основная задача Парламента – законотворческая.

 Впервые слово  «парламент» появилось в Англии (parliament), хотя корень слова французский (parler – говорить).

 Представительные  и законодательные органы имеют  богатую историю. Они существовали  в Древней Греции и Риме. В  Великом Княжестве Литовском  основными властными структурами  были «Великий вальный сейм»  и «Гаспадарчая рада».

 Нельзя не заметить  того, и это естественно, что  двухпалатный парламент имеет  и «двухпалатную» идеологию. Это  объективно при различии объема  и направленности их ролей  в Парламенте.

 Кроме этого,  в Палате представителей работают  на профессиональной основе в  отличие от членов Совета Республики.

 Идеология места,  роли и полномочий Парламента  зависят от формы правления  в государстве. В парламентских  республиках Парламент формирует  и контролирует правительство,  издает законы, утверждает госбюджет  и т.д. В президентских республиках  полномочия парламентов значительно  меньше.

 Наиболее наглядно  роль Парламента в сфере идеологии  отражают его основные полномочия  в конкретных направлениях деятельности.

Первое – законотворческое. Именно для этого и создаются  парламенты. Благодаря тому, что  документы разрабатывают, обсуждают  и принимают законы, направленные на решение проблем, стоящих перед  обществом, и формируется идеология  государства по реализации интересов, потребностей и ценностей избирателей.

 Именно в парламентах  представлены и сталкиваются  разнообразные интересы различных  социальных и национальных групп,  национальных общностей и на  более высоком уровне проявляются  идеологические позиции и взгляды. 

Второе – представительское. Данное направление означает, что  депутаты являются выразителями интересов  и воли народа, всей совокупности идеологических притязаний граждан государства.

Третье – идеологическое направление, значение которого постоянно  растет. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей в  ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов, тех взглядов, с  которыми и пришли в парламент. С  другой стороны, идеологическое информирование населения, воздействие на общественное мнение реализуется в каждом конкретном случае, когда необходимо осуществить  изменение в какой-то области  жизни и закрепить их в законодательных  актах. Тем же идеологическим целям  служат многочисленные встречи депутатов  с избирателями, их выступления в  СМИ.

Четвертое – контроль за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности соблюдения законов, формированию государственной идеологии.

 В качестве  основных факторов формирования  идеологии белорусского государства,  в становлении которых принимает  участие парламент, выделяются  следующие: 

- совершенствование  социальных отношений и политической  системы общества на основе  формирования гражданского общества, утверждения принципов демократии, самоуправления, социальной справедливости  во всех сферах общественной  жизни, повышения социально-политической  активности различных структур  общества;

Информация о работе Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства