Арбитражные управляющие в деле о несостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:45, дипломная работа

Описание работы

Цель, которую я ставлю перед собой: это изучение деятельности арбитражных управляющих, их основные задачи, как на определенных стадиях банкротства, так и в целом, условия их деятельности, требования, предъявляемые к ним, а также ответственность арбитражных управляющих.
Так кто такой арбитражный управляющий?
С экономической точки зрения арбитражный управляющий может быть двух типов: ликвидатор, хозяйственная деятельность которого связана с продажей и ликвидацией имущества должника, и реформатор, воплощающий в жизнь предприятия антикризисную программу по его финансовому оздоровлению.3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 502.50 Кб (Скачать)

Такие права сводятся к праву ознакомиться с материалами  дела, делать выписки из них, снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и ознакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства; участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам арбитражного процесса, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросом; знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле; пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством.35

Временный управляющий  вправе ходатайствовать перед арбитражным  судом о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности  имущества должника. Обеспечительные меры: наложении ареста на денежные средства и иное имущество, принадлежащее должнику и находящееся как у него, так и других лиц; запрещение должнику и иным лицам совершать определенные сделки и действия; возложение на должника обязанностей совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества; передача имущества должника на хранение какому-либо лицу и  прочее.36

Временный управляющий  вправе получать любую информацию, которая касается деятельности должника и необходима временному управляющему для осуществления своих полномочий. В том случае если руководитель должника не исполняет своей обязанности предоставить требуемую временным управляющим информацию. Это может быть основанием для ходатайства управляющим перед арбитражным судом об отстранении руководителя от исполнения обязанностей в порядке ст. 69 Закона о банкротстве.

В том случае, если должностным  лицом при банкротстве или  в предвидении банкротства допущено сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества. А равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, может повлечь административную ответственность.37 Невыполнение правил, применяемых в период наблюдения и иных процедур банкротства, влечет административную ответственность.38

Более того, при определенных обстоятельствах неправомерные  действия руководителя должника или  собственника организации, направленные на сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, так же как сокрытие, уничтожение, фальсификации бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия причинили крупный ущерб, могут повлечь уголовную ответственность.39

Обязанности временного управляющего, указанные в ст. 37 Закона о банкротстве, сформулированы с учетом тех целей, которые преследуются в процедуре наблюдения. Эти цели сводятся к необходимости сохранения имущественной массы, анализу финансового состояния должника, выявлению всех его кредиторов и ведению их реестра, а также подготовки  завершения дела о банкротстве либо о его продолжении, но уже с применением иных процедур банкротства.

Совокупность обязанностей временного управляющего можно сгруппировать по двум основаниям.

К первой группе относятся  обязанности, имеющий общий характер и отражающие целевые установки деятельности временного управляющего. Реализация этих обязанностей возможна путем организации конкретных мероприятий. Исчерпывающий перечень которых невозможно установить в законодательстве.

В связи с этим ко второй группе обязанностей временного управляющего относятся обязанности, которые  подразумевают осуществление конкретных мероприятий. Эти конкретные мероприятия в конечном итоге соподчинены тем задачам, которые стоят перед временным управляющим и сформулированы в Законе о банкротстве в виде его общих обязанностей.

В п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве  указываются конкретные мероприятия, которые должны быть проведены временным управляющим ко времени окончания процедуры наблюдения. Суть этих мероприятий подчинена цели определения дальнейших перспектив дела о банкротстве. Для этого временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника обязан подготовить отчет и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, о возможности или невозможности рассчитаться с кредиторами и уполномоченными органами. Кроме того, временным управляющим должны быть решены и процедурные вопросы. В частности должен быть представлен в арбитражный суд протокол первого заседания кредиторов с приложением предусмотренных в Законе о банкротстве документов.

 

2.3 Права и  обязанности административного  управляющего

 

Арбитражный управляющий, обеспечивающий достижение целей возбуждения дела о банкротстве в период действия процедуры финансового оздоровления, именуется административным управляющим, хотя это название не отражает его полномочия; во всяком случае, он не является администратором организации – должника и не осуществляет руководство его деятельностью.40

Выдвижение кандидатуры  арбитражного управляющего, претендующего  на получение статуса административного управляющего, и утверждение его в таком статусе происходит в порядке, подробно регламентированном положениями ст.45 Закона о банкротстве.

Административный управляющий  утверждается арбитражным судом  на период действия процедуры финансового  оздоровления.

Финансовое оздоровление – процедура, вводимая в целях  восстановления платежеспособности организации  – должника и погашения имеющейся у нее кредиторской задолженности.41

Функции административного  управляющего проистекают из тех  задач, которые должны быть решены в  период финансового оздоровления, а  именно обеспечение удовлетворений требований кредиторов, в соответствии с графиком погашения задолженности.

Правовой статус административного  управляющего определяется его обязанностями  и правами. Обязанности перечислены  п. 3 ст. 83 Закона о банкротстве, а так же других статьях Закона.

Среди обязанностей административного  управляющего выделяются обязанности по осуществлению контроля за выполнением должником графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления. Собирая всю необходимую информацию, административный управляющий должен анализировать положение дел, оценивать развитие событий и по результатам анализа готовить заключения о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления. заключения представляются собранию (комитету) кредиторов, которые на их основе может придти к определенным выводам и принять соответствующие решения: об отстранении руководителя должника, переходе к другой процедуре несостоятельности (банкротства) и т.д. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 296-ФЗ перечень обязанностей административного управляющего не был дополнен какими–либо новыми обязанностями, но формулировки некоторых его обязанностей были уточнены без изменения из смысла.

Права (полномочия) административного  управляющего вытекают из его функциональных обязанностей и корреспондируют им. Среди этих полномочий выделяется право на обращение в суд в тех случаях, когда это необходимо для защиты интересов кредиторов и интересов должника.

Так, если должник производит выплаты с нарушением графика  погашения задолженности, административный управляющий вправе обратиться к лицам, предоставившим обеспечение, с требованием об исполнении ими своих обязательств, а если и они не исполнят принятые ими на себя обязательства надлежащим образом, административный управляющий вправе, а точнее сказать – обязан предпринять все необходимые действия для использования предоставленного третьими лицами обеспечения для удовлетворения требований кредиторов.

На административного  управляющего возложены важнейшие  полномочия по обеспечению сохранности имущества должника: он может обратиться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по сохранности имущества, например, о запрещении органом организации – должника совершать сделки, направленные на отчуждение имеющихся активов. Иски в защиту имущественных интересов должника, например, о признании недействительными совершенных ранее сделок административный управляющий может заявлять от своего имени. В тех случаях, когда действия руководителя организации – должника нарушают положение настоящего Закона, административный управляющий вправе ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении руководителя должника от должности.

В статье 83 Закона о банкротстве  предусмотрены основание и порядок прекращения полномочий административного управляющего. Основание прекращения полномочий административного управляющего являются: 1) освобождение, 2) отстранение его судом от исполнения обязанностей административного управляющего,  3) прекращение процедуры финансового оздоровления.

Об освобождении или, соответственно, отстранении лица от исполнения обязанностей административного управляющего выносится определение арбитражного суда. Это определении суда подлежит немедленному исполнению, хотя и может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы.

Если относительно должника вводится внешнее управление или  открыто конкурсное производство, арбитражный управляющий, выполняющий функции административного управляющего, может получить статус внешнего или конкурсного управляющего. Если же судом  в качестве внешнего управляющего или конкурсного управляющего утверждается другое лицо, полномочия лица, выполнявшего функции административного управляющего, прекращаются и он обязан передать дела арбитражному управляющему утвержденного в качестве внешнего управляющего или конкурсного управляющего.

Применительно к ситуации, которая складывается в случае освобождения или отстранения административного  управляющего от исполнения его функций, в новой редакции пункта 5 ст. 83 Закона не предусматривается срок для передачи дел вновь утвержденному административному управляющему. В связи с этим представляется целесообразным исходить из логики законодательных установлений и в порядке расширительного толкования указанной нормы применять прежнее правило о трехдневном сроке передачи дел.

При этом напрашиваются  два уточнения. Первое – имеются  в виду не любые три дня, а только рабочие дни. Второе – если полномочия административного управляющего прекращаются вследствие прекращения  производства по делу о банкротстве в связи с погашений всех требований кредиторов в уходе финансового оздоровления, дела (документы, материальные ценности, печати, штампы и т.д.) передаются административным  управляющим руководителю должника. Но если ранее руководитель должника был отстранен от должности арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст.69 и п.2 ст.82 Закона, тогда дела могут быть переданы административным управляющим вновь назначенному руководителю должника. Поскольку решение вопроса об определении фигур руководителя может занять некоторый промежуток времени, срок для передачи дел в этом случае – три рабочих дня – следует отсчитывать со дня назначения руководителя должника.

О передаче дел должен быть составлен двусторонний акт  приема – передачи.

Административный управляющий, чьи полномочия прекращены, фактически заканчивает свою работу в момент подписания им и лицом, которому он передает дела по управлению должником, акта приема – передачи.42

 

2.4 Права и  обязанности внешнего управляющего

 

Внешнее управление –  процедура, назначение которой состоит в восстановлении платежеспособности должника и удовлетворении требований конкурсных кредиторов. С возложением этой задачи на назначаемого арбитражным судом арбитражного управляющего, к которому переходят полномочия органов управления должника. На этапе действия процедуры внешнего управления арбитражный управляющий именуется внешним управляющим.

Он занимает особое место  среди других категорий арбитражных  управляющих.

Состав прав и обязанностей внешнего управляющего в принципе тот  же самый, что и по Закону о банкротстве 1998 г., но с определенными коррективами.43

Некоторые из новелл имеет  большое практическое значение. Так, иски в арбитражный суд о признании  недействительными сделок и решений  и другие иски в защиту интересов организации – должника предъявляются внешним управляющим не от своего имени, а, как теперь указано в п.1 ст.99 Закона о банкротстве, от имени должника. Согласно п.2 ст.74 Закона о банкротстве 1998г. внешний управляющий был обязан открыть специальный банковский счет для проведения внешнего управления и осуществления расчетов с кредиторами; в п.2 ст. 99 Закона 2002 г. нет указаний на открытие специального банковского счета, но, как представляется, этот счет тем не менее может быть открыт хотя бы для того, чтобы не смешивать денежные операции различного назначения на одном банковском счете организации-должника и не попасть под действие правил об очередности платежей с расчетного счета.44

Перечень прав,  закрепленный в п.1 ст. 99 Закона о банкротстве, можно  было бы считать примерным, если бы не оговорка об иных предусмотренных Законом действиях. В силу данной оговорки перечень прав внешнего управляющего является исчерпывающим, - в перечень входят права, перечисленные в п.1 ст. 99, а также указанные в других статьях Закона, в которых говорится о возможности внешнего управляющего совершать определенные действия в порядке осуществления предоставленных ему прав.

В Закон внесены статьи об оспаривании сделок должника45, которые объединены в новую главу Закона III.I «Оспаривание сделок должника». Положения этой главы распространяются и на процедуру внешнего управления; согласно ст. 61.9 Закона полномочия по оспариванию сделок должника предоставлены внешнему управляющему и конкурсному управляющему, которые могут действовать от имени должника как по своей инициативе, так и по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Информация о работе Арбитражные управляющие в деле о несостоятельности