Понятие бюджета. Основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:13, реферат

Описание работы

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет.

Работа содержит 1 файл

теория бюджет 1.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Реформирование системы  внебюджетных фондов Российской Федерации  идет в двух направлениях: одни внебюджетные фонды утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, а другие сохраняют юридическую самостоятельность, но включаются в состав бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные  отношения

 

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны  в рамках межбюджетных отношений. 

Межбюджетные  отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. 

Межбюджетные отношения  основываются на следующих принципах:

·  распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

·  разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

·  равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

·  выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. 

В соответствии с  этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты. 

В основе процесса распределения  расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов. 

Для сбалансирования  территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии. 

Дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. 

Субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. 

Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. 

Они необходимы в  тех населенных пунктах, где в  силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города - исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств. 

Помимо отчислений от государственных доходов и  налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных  бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах. 

В значительной степени  этот вид доходов в последние десятилетия заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации, субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов.

Законодательная база и компетенция  органов государственной  власти

 

Бюджетное устройство страны, функционирование бюджетной системы, компетенции органов власти всех уровней в области бюджета регламентируются законодательством о бюджетных правах. 

Бюджетное право - это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере. 

Конституция страны - основополагающий акт бюджетного права. В Конституции Российской Федерации заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства. 

Вторым после Конституции  наиболее важным и емким из законодательных  актов, изданных в области бюджетного права, является Бюджетный кодекс Российской Федерации, в котором установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской Федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

Сущность бюджетного федерализма

 

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации  являются предпосылкой бюджетного федерализма. 

Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере. 

Бюджетный федерализм реализуется главным образом  в ходе бюджетного процесса при мобилизации  бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. Бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах: 

1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления; 

2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций; 

3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы; 

4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов.

Назначение  бюджетной классификации

 

По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и  расходы разнообразны. В целях  обеспечения планирования и учета  доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются. Бюджетная классификация представляет собой группировку бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке. 

Характер группировок  и принципы их построения определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. Регламентация источников доходов и определение целей бюджетных затрат - обязательное условие функционирования и эффективности всего бюджетного процесса. 

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. 

Функциональная  классификация расходов бюджетов РФ - это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства. 

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ - группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Пример экономической структуры расходов: 

Наименование  экономических статей Код экономической классификации
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ 100000
Закупки товаров  и оплата услуг 110000
Оплата  труда государственных услуг 110100
Командировки  и служебные разъезды 110400
Оплата  транспортных услуг 110500
 

Классификация источников внутреннего  финансирования дефицита бюджетов РФ - группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. 

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета. 

Классификация видов государственных  внутренних долгов РФ и субъектов РФ - группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. 

Классификация видов государственного внешнего долга РФ - группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Государственный внешний долг подразделяется на кредиты, полученные от правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организации.

Назначение  бюджетной классификации (окончание)

 

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов. 

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета - второй уровень указанной классификации - отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов федерального бюджета детализирует направление финансирования по целевым статьям. 

Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ - группировка расходов бюджетов субъектов РФ, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из бюджетов субъектов РФ в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов РФ. Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ утверждается законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается решениями соответствующих органов местного самоуправления. 

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе проводить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ. 

Установлено, что  федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации, не должны содержать положений, ее изменяющих. Изменения в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" вносятся одновременно с принятием законодательных актов о налогах и сборах и о федеральном бюджете. 

Таким образом, бюджетная  классификация - это документ, не только выполняющий важнейшие организационные  функции, позволяющий сводить все  бюджеты в единый консолидированный  бюджет РФ, но имеющий большое экономическое значение.

Информация о работе Понятие бюджета. Основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации