Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

Государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики играет большую роль в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Через него производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Кроме того, главным звеном финансовой системы государства является бюджетная система.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 59.37 Кб (Скачать)

Введение.

Государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики играет большую роль в формировании и развитии экономической и социальной структуры общества. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить  экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный  бюджет. Через него производится направленное воздействие на образование и  использование централизованных и  децентрализованных фондов денежных средств. Кроме того, главным звеном финансовой системы государства является бюджетная система.

Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в  различных странах, в том числе  в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных  моделей, все они формировались  под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В процессе экономической эволюции бюджетной системы страны бюджетная система Российской Федерации прошла несколько этапов, была и до сих пор связана со многими сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр.

Рассмотрение этапов становления  бюджетной системы Российской Федерации  позволит более точно понять сущность и значимость современной бюджетного механизма на различных этапах исторического развития. 

1. Становление бюджетной системы XIII-XVI вв.

Годом рождения бюджетной  системы России можно признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь московский (1296–1340), получил от Орды не только ярлык на великое княжение Владимирское – символ верховной власти на Руси, но и, впервые, право собирать дань с русских княжеств. Содержание великого князя, его дружины, аппарата управления, а равно и других князей-феодалов осуществлялось частично за счет средств, собираемых с покоренных народов в виде дани и иных платежей.

Казна великого князя и  князей-феодалов являла собой прообраз складывающейся бюджетной системы государства. Следует отметить, что складывающаяся бюджетная система имела одностороннюю направленность. Казна великого князя формировалась за счет двух источников:

  • Доходов, поступающих из казны князей-феодалов;
  • Доходов, поступающих от подданных своего княжества.

Казна же князя-феодала формировалась  за счет одного источника дохода, поступающего от подданных княжества. Великий  князь и князья средства казны  расходовали по своему усмотрению на собственные нужды княжества.

Первым источником поступлений  в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с  подвластных земель. Дань имела натуральную  форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Князь  оправдал свое историческое прозвище Калита, то есть кошель с деньгами, поскольку по некоторым оценкам в казну Орды попадала в среднем лишь одна пятая часть собранной дани. Считается, что этот факт сыграл решающую роль в превращении Москвы в финансовый центр Северо-Восточной Руси того времени.

Также, в пользу князя  собирались пошлины и штрафы: судебные назывались виры, дорожные — мыт, пошлина  с брака — выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались  места сбора дани и лица, ответственные  за ее сбор, а сама дань приняла форму  подати. С XIII в. начала складываться система посошного обложения. Единицей обложения стали: соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог "ордынский выход".

С образованием Московского  княжества как централизованного  государственного образования вновь  начала складываться двухзвенная финансово-бюджетная  система, состоящая из великой княжеской  казны (бюджета государства) и местных  бюджетов, которые формировались  за счет княжеских налогов и местных  сборов. Доходы Московского князя (казны) составляли посошная подать, таможенные, соляные, кабацкие и другие сборы. С местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостинное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др. За счет местной казны содержались царские наместники, волостители (уездные) и другие служащие, на которых возлагалось решение местных хозяйственных задач.

В 1551 г. Иван IV провел земскую  реформу. В этом же году Стоглавый  собор утвердил «Уставную земскую  грамоту». В стране было введено  земское самоуправление. Власть царских  наместников была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги. Налог «посошный окуп», заменявший взимаемые с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

Таким образом, можно сказать, что период с XIII по XVI века положил  начало в зарождение бюджетной системы России и становлению двухзвенной бюджетной системы унитарного государства.

 

2. Развитие бюджетной системы XVII-XIX вв.

 

С укреплением Московского  княжества, расширением его границ, введением земского управления, формированием  стрелецких отрядов и другими  преобразованиями в XVII в. были введены  военные откупы, стрелецкая подать, оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц, а с народов Поволжья, Урала и Сибири стал собираться ясак (мехами). Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов.

Первый в России бюджет – смета государственных доходов  и расходов – был составлен  в 1645 г. В городах составлялись городовые  сметы доходов и расходов. Эта  система действовала до петровских реформ.

В 1679г. стрелецкая подать была заменена подворным налогом, который  в 1722 г. был заменен на подушную подать. Подушная подать представляла собой  денежную плату, взимаемую со всех лиц  мужского пола независимо от возраста. Подушная подать была одним из основных источников пополнения казны. Кроме того, крестьянство несло мирские повинности, которые носили натуральную и денежную формы.

Наряду с прямыми и  косвенными налогами население, главным  образом крестьянство, несло мирские  повинности, которые имели натуральную  и денежную формы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и  сельского управления, содержание дорог  и др.) и необязательные (строительство  церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Они взимались по раскладке среди населения. В 1851-1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.

Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения в налоговую  систему. В 1863 г. подушная подать с мещан  заменяется налогом с недвижимого  имущества. В 1865 г. вводится промысловый  налог, т. е. сбор с документов на право  заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьян введен поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вносили  крестьяне. Важным источником бюджетных  доходов были косвенные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монополии, введенной в 1894 г.

Менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерство внутренних дел, Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления. Например, территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном – казначейства.

Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления  налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах.

В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских  учреждениях», в соответствии с которым  в России были созданы органы местного самоуправления – земства. Представительным (распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев, городских  избирателей и выборных от сельских общин). Гласные собирались раз в  год на сессию, на которой рассматривались  хозяйственные и финансовые вопросы  деятельности земств, утверждались сметы  доходов и расходов земств и отчет  о деятельности исполнительных органов  земств. Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а уездных – губернаторами.

Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения. Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.

Земские повинности взимались  независимо от уровня зажиточности плательщика  и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции  и др. Земские повинности устанавливались  либо государством, либо губернскими  и уездными земствами.

Другим источником земских  бюджетов были земские сборы, которые  взимались с земель и другого  недвижимого имущества, с промысловых  патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы  составляли более 60% доходов земских  бюджетов.

Крупным источником земских  бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.

Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны  и предназначались для финансирования содержания органов местного управления, тюрем, мировых судей, дорожного  хозяйства и др. К необязательным расходам относились расходы на здравоохранение, содержание школ и др.

В волостях были волостные  бюджеты, формировавшиеся за счет так  называемых мирских доходов, в том  числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в  аренду мирских земель и др.

Городские бюджеты формировались  за счет доходов от городских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи  в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских  жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.

Местные бюджеты не входили  в состав государственного бюджета  России. Таким образом, в России до революции действовала двухзвенная  бюджетная система унитарного государства.

 

3. Бюджетная система СССР 1917-1938 гг.

 

Образование в 1922 г. Союза  Советских Социалистических Республик  послужило основанием для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная  сеть бюджетов местных Советов, которая  была наделена собственными источниками  доходов, получала надбавки, дотации  на покрытие разницы в доходах  и расходах, а также субвенции  при долевом участии собственных  средств. Организация различных  видов бюджетов и порядок их составления  регулировались законодательными актами государства.

Бюджетное устройство, состоящее  из союзного бюджета, финансирующего общегосударственные  потребности, бюджетов союзных республик  и местных бюджетов, зафиксированное  в первой Конституции СССР 1924 г., было коренным образом изменено только в 1991г. Особое значение в тот период имели взаимоотношения между  союзным бюджетом и бюджетами  союзных республик. Не все союзные  республики располагали достаточными для сбалансирования иx бюджетов источниками доходов, поэтому бюджетное законодательство было пересмотрено в целях устойчивого закрепления за союзными республиками доходных источников, достаточных для того, чтобы обеспечить необходимыми средствами все расходы бюджетов союзных республик.

Положением о бюджетных  правах Союза ССР и союзных  республик, утвержденным ЦИК и СНК  СССР 25 мая 1927 г. для придания устойчивости бюджетам союзных республик за ними закреплялось 99% доходов от сельскохозяйственного, промыслового и подоходного налогов, поступивших на территории данной республики. За союзными республиками были также  закреплены: доходы от недр: 50% доходов  от прибылей предприятий общесоюзного значения, находящихся в ведении  республиканских органов; 50% доходов  от концессий общесоюзного значения: доходы от реализации всех государственных  фондов, как общесоюзных, так и  республиканских (кроме госфондов местного значения, доходы от которых принадлежали местным бюджетам): доходы от возврата всех ссуд, в том числе выданных предприятиям и организациям республиканского значения из общесоюзных источников.

Такое распределение доходных источников повысило заинтересованность республик в поступлении общесоюзных  доходов и способствовало росту  их собственных доходов. Союзные  республики имели право устанавливать  минимальный перечень доходов и  расходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их составления, рассмотрения и утверждения.

Основными доходными источниками  государственного бюджета того периода  были поступления от общественного  хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через  систему налогообложения и покупку  займов. По итогам выполнения первого  пятилетнего плана развития народного  хозяйства СССР 74,9% всех доходов  единого финансового плана составили  средства общественного хозяйства, привлеченные средства населения — 17,9% и прочие доходы — 7,2%.

Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тенденция в  развитии расходов бюджета сохранилась  и в дальнейшем. Всего за первую пятилетку через бюджетную систему  СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд. руб. или 69% всех ресурсов единого  финансового плана. Остальная часть  ресурсов частично перераспределена через  кредитную систему, но в основной массе непосредственно распределялась между отдельными отраслями народного  хозяйства.

Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной  системы СССР сыграла налоговая  реформа 1930 -1932 гг. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и в настоящее  время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной  деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи — налог  с оборота, отчисления от прибыли  государственных предприятий и  подоходный налог для кооперативных  предприятий.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации