Бюджетное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:56, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Пре-образования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяй-ствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила сис-тему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормаль-ному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию

Работа содержит 1 файл

опорный конспект по бюджетной системе..doc

— 736.00 Кб (Скачать)

Средства Федерального фонда ОМС используются на:

- оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам;

- финансирование целевых медицинских программ;

- проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;

- подготовку и переподготовку специалистов;

-развитие медицинской науки;

-улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

 

 

РАЗДЕЛ 2. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Темы раздела:

9.      Участники бюджетного процесса.             

10. Составление проектов бюджета.             

11. Рассмотрение и утверждение бюджетов.             

12. Исполнение бюджетов.

13. Государственный и муниципальный финансовый контроль.                                         

 

Тема 9. Участники бюджетного процесса

Вопросы, изучаемые в теме: бюджетные полномочия участников бюджетного процесса, полномочия участников бюджетного процесса Федерального уровня, осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при введении вре­менной финансовой администрации.

 

9.1. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса

Участниками бюджетного процесса (ст. 152 БК РФ) являются: Президент РФ; высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования; законодательные (предста­вительные) органы государственной власти и представительные органы ме­стного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк РФ; органы государственного (муни­ципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджет­ных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования де­фицита бюджета; получатели бюджетных средств.

К бюджетным полномочиям законодательных (представительных) органов относятся рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов и отчеты об их исполнении, осуществление по­следующего контроля за исполнением соответствующих бюджетов, форми­рование и определение правового статуса органов, осуществляющих кон­троль за исполнением соответствующих бюджетов.

К бюджетным полномочиям исполнительных органов государствен­ной власти относятся обеспечение составления проекта бюджета, внесение его на утверждение законодательных (представительных) органов, разработка и утверждение ме­тодики распределения и (или) порядка предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечение исполнения бюджета и составление бюджетной отчетности, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечение управления госу­дарственным (муниципальным) долгом.

Бюджетными полномочиями Централь­ного банка РФ являются разработка и представление на рассмотрение Госу­дарственной Думы основных направлений денежно-кредитной политики (со­вместно с Правительством РФ), обслуживание счетов бюджетов, осуществ­ление функций генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.

К бюджетным полномочиям органов государственного и муниципаль­ного финансового контроля относятся осуществ­ление контроля за исполнением соответствующих бюджетов и подготовка заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проведение экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целе­вых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

- обеспечивает результативность, адресность и целевой характер исполь­зования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджет­ными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

- ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пре­делах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ас­сигнований;

- составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомст­венным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет со­ответствующую часть бюджета;

вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджет­ной росписи; осуществляет иными полномочиями.

Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

- формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

- представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

- представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

- формирует и представляет бюджетную отчетность главного админист­ратора доходов бюджета; осуществляет иные бюджетные полномочия.

Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджет­ными полномочиями:

- осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисле­ния, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пе­ней и штрафов по ним;

- осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

- принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взы­сканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначей­ства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ; осуществляет иные бюджетные полномочия.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (ст. 1602 БК РФ) обладает следующими бюджетными полномо­чиями:

- формирует перечни подведомственных ему администраторов источни­ков финансирования дефицита бюджета;

- осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;

- обеспечивает адресность и целевой характер использования выделен­ных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения ис­точников финансирования дефицита бюджета;

- распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным админи­страторам источников финансирования дефицита бюджета и исполняет соот­ветствующую часть бюджета; обладает иными полномочиями

Администратор источников финансирования дефицита бюджета: осуществляет планирова­ние (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирова­ния дефицита бюджета; осуществляет контроль за полнотой и своевременно­стью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета; обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета; осуществляет иные бюджетные полно­мочия.

Получатель бюджетных средств в соответствии со ст. 162 БК РФ об­ладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных ли­митов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджет­ные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер исполь­зования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответст­вующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; исполняет иные полномо­чия.

 

 

9.2. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются (ст.164 БК РФ): Президент РФ; Государственная Дума; Совет Федерации; Правительство РФ; Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; Центральный банк РФ; Счетная палата РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; органы управления государственными внебюджетными фондами РФ; иные участники.

Министерство финансов РФ (ст. 165 БК РФ) обладает следующими бюджетными полномочиями:

- принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности;

- организует составление и составляет проект федераль­ного бюджета, представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

- осуществляет методологическое руководство в области составления и испол­нения бюджетов бюджетной системы РФ;

- разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной и налоговой политики;

- ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;

- разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- осуществляет иные полномочия.

Исключительные полномочия руководителя Министерства финансов РФ перечислены в ст. 166 БК РФ.

На основании ст. 1661 БК РФ Федеральное казначейство обладает сле­дующими бюджетными полномочиями:

- производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступ­лений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или из­лишне взысканных сумм;

- перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (за­чета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей;

- открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета в установленном им порядке;

- осуществляет иные бюджетные полномочия.

Счетная палата РФ обладает бюджетными полно­мочиями, установленными Федеральным законом "О Счетной палате РФ" и БК РФ.

 

 

 

9.3. Осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при введении вре­менной финансовой администрации

Временная финансовая администрация на основании ст. 1681 БК РФ - федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган государ­ственной власти субъекта РФ), уполномоченный Прави­тельством РФ (высшим исполнительным органом госу­дарственной власти субъекта РФ) подготавливать и осу­ществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования), оказывать содействие феде­ральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов РФ) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления), осуществлять и (или) контролиро­вать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов РФ (местной администрации).

Временная финансовая администрация в субъекте РФ (муниципальном образовании) вводится на срок до одного года реше­нием арбитражного суда при осуществлении производства по делу о восста­новлении платежеспособности субъекта РФ (муници­пального образования) в порядке, установленном федеральным законом.

Ходатайство о введении временной финансовой администрации в субъекте РФ подается в Высший Арбитражный Суд РФ Правительством РФ, в муниципальном образовании подается в арбитражный суд субъекта РФ высшим должностным лицом субъекта РФ и (или) представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ о введе­нии в субъекте РФ временной финансовой администра­ции принимается в случае, если на момент принятия данного решения воз­никшая просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств субъекта РФ превышает 30 процентов объема собственных доходов.

Временная финансовая администрация, введенная в субъекте РФ (муниципальном образовании), осуществляет на основании ст. 1683 БК РФ следующие полномочия:

- организует проведение проверки (аудита) бюджета субъекта РФ (местного бюджета);

- организует учет просроченной задолженности по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования);

- разрабатывает проект плана восстановления платежеспособности субъекта РФ;

- осуществляет контроль за исполнением бюджета субъекта РФ (местного бюджета); осуществляет иные полномочия.

Проект плана восстановления платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) на основании ст. 1684 БК РФ разрабатывается временной финансовой администрацией в срок до двух месяцев со дня вступления решения арбитражного суда о введении временной финансовой администрации в субъекте РФ (муниципальном образовании) в законную силу и должен включать:

- срок действия плана, необходимый для полного погашения просроченных расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования), не превышающий пяти лет;

- долю собственных доходов бюджета субъекта РФ (муниципального образования), ежегодно направляемую на исполнение просроченных долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования), не превышающую 15 процентов;

- объемы и условия привлечения заемных средств на рефинансирование государственного долга субъекта РФ (муниципального долга);

- график исполнения просроченных долговых и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования);

Информация о работе Бюджетное законодательство