Бюджетное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:56, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Пре-образования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяй-ствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила сис-тему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормаль-ному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию

Работа содержит 1 файл

опорный конспект по бюджетной системе..doc

— 736.00 Кб (Скачать)

Понятие «государственное (муниципальное) задание» является нововведением современного российского законодательства и тесно связано с выполнением одной из важнейших функций исполнительных органов власти всех уровней – оказанием государственных (муниципальных) услуг в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.

Государственное (муниципальное) задание определяет:

- категории физических или юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

- показатели характеризующие качество, состав, объем оказываемых услуг;

- порядок оказания услуг;

- предельные тарифы на оплату услуг;

- порядок осуществления контроля и требования к отчетности.

Государственное (муниципальное) задание на основании ст. 692 БК РФ должно содержать:

- выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;

- определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

- показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг;

- порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

- предельные цены (тарифы) на оплату государственных (муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами в случаях; и др.

Государственное (муниципальное) задание формируется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответствующими нормативными актами.

 

4.4. Размещение государственного заказа

В широком понимании государственный заказ - это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для чиновников, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии. В узком смысле государственным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти.

Государственный заказ отличается прежде всего тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах.

В соответствии со ст. 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

На основании ст. 73 БК РФ бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг; наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг; цена и дата закупки.

 

4.5. Предоставление субсидий

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

На основании ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Источниками таких субсидий являются:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

2) бюджет субъекта РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местный бюджет.

На основании статьи 781 БК РФ возможно предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными учреждениями.

Федеральным законом о федеральном бюджете может предусматриваться предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов.

 

4.6. Бюджетные инвестиции

Бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

В соответствии со ст. 79 БК РФ бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами.

Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных учреждений сметной стоимостью более 600 млн рублей и в объекты капитального строительства федеральных государственных унитарных предприятий независимо от их сметной стоимости, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются Правительством РФ.

Осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта РФ, муниципальной собственности, не допускается.

Предоставление бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ) юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

 

4.7. Резервные фонды

Статья 81 БК РФ определяет порядок и условия создания резервных фондов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также их использования.
Под резервным фондом бюджета следует понимать совокупность бюджетных средств, предназначенных для покрытия потребностей государства и местного самоуправления, носящих случайный, но вероятный характер.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Резервные фонды могут предусматриваться расходной частью бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Распорядителями резервных фондов федерального бюджета являются федеральные органы исполнительной власти. Распорядителями резервных фондов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов - органы исполнительной власти субъектов Федерации и исполнительные органы местного самоуправления соответственно.

Не могут быть распорядителями резервных фондов, предусмотренных расходной частью бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, законодательные (представительные) органы, а также их депутаты.

Пункт 3 ст. 81 БК РФ устанавливает максимальный размер резервных фондов в федеральном бюджете, который не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета, размеры резервных фондов в бюджетах субъектов РФ и в местных бюджетах устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ.

Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается Правительством РФ; резервных фондов, предусмотренных бюджетами субъектов РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ, а резервных фондов местного бюджета - нормативными актами органов местного самоуправления.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период предусматривается создание резервного фонда Президента РФ. Такой фонд представляет собой совокупность бюджетных средств, предназначенных для финансирования непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.

Резервный фонд Президента РФ формируется в составе расходной части федерального бюджета на очередной финансовый год в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Расходование средств резервного фонда Президента РФ осуществляется на основании письменного распоряжения Президента РФ.

 

 

Тема 5. Сбалансированность бюджетов

Вопросы, изучаемые в теме: дефицит бюджета и источники его покрытия; бюджетные кредиты: порядок предоставления и использования; источники финансирования дефицита федерального бюджета; источники финансирования дефицита субъекта РФ; источники финансирования дефицита бюджетов местного бюджета; использование нефтегазовых доходов РФ; Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

 

5.1. Дефицит бюджета и источники его покрытия

Можно выделить три типа бюджета — сба­лансированный, дефицитный и профицитный. Бюджетный дефицит — это превышение рас­ходов бюджета над его доходами. И наоборот, превышение доходов бюджета над расходами есть профицит бюджета. Бюджет может быть также сбалансированным, т. е. когда расхо­ды бюджета равны доходам.

Возможна следующая классификация дефицита бюджета. По отношению к плану выделяют плановый и фактический дефицит бюджета. По отношению к уровню бюджета может быть дефицит федерального, региональных, местных бюджетов. В зависимости от периодичности возникновения различают постоянный, циклический и временный дефицит. По степени переложения на будущие поколения может быть переложимый и непереложимый бюджетный дефицит. По степени учета процентных выплат по обслуживанию государственного или муниципального долга различают первичный (рабочий или структурный) и вторичный дефицит. По способу воздействия на социально-экономические процессы различают активный и пассивный дефициты бюджетов.

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

К источникам покрытия дефицита относятся:

1) источники внутреннего финансирования:

- средства, поступающие от эмиссии государственных (муниципальных) ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ;

-   кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

-   бюджетные кредиты вышестоящих бюджетов бюджетной системы РФ;

-   кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ.

2) источники внешнего финансирования:

- средства, поступающие от эмиссии государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

- кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;

- кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.

 

5.2. Бюджетные кредиты: порядок предоставления и использования

Как экономическая категория государственный кредит – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств и их целевое использование на условиях срочности, платности, возвратности. Государственный кредит выполня­ет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Информация о работе Бюджетное законодательство