Бюджетное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:56, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Пре-образования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяй-ствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила сис-тему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормаль-ному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию

Работа содержит 1 файл

опорный конспект по бюджетной системе..doc

— 736.00 Кб (Скачать)

 

6.1. Государственный долг, содержание. Структура государственного долга РФ

Государственный долг — обязательства, возникающие из государственных займов (заимствований), принятых на себя Рос­сийской Федерацией, субъектом РФ по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Рос­сийской Федерацией, субъектом РФ обязательства третьих лиц.

Таким образом, можно говорить о государственном долге как о сумме всех займов, при­влеченных государством и выраженных в денежном эквиваленте с процентами, начислен­ными на сумму займов на определенный момент времени

К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Структура государственного долга Российской Федерации - это группировка долговых обязательств Российской Федерации по:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени России;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

- объем основного долга по кредитам, которые получены Россией;

- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;

- объем иных долговых обязательств Российской Федерации.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

- объем основного долга по кредитам, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ;

- объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации.

Структура государственного долга субъекта РФ представляет собой группировку долговых обязательств по государственным ценным бумагам субъекта РФ; бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ; кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций; государственным гарантиям субъекта РФ.

Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств предусмотрены, а также прекращение долговых обязательств предусмотрены ст.ст. 100, 1001 БК РФ.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга в очередном финансовом году не должен превышать 15 процентов объема расходов соответствующего бюджета.

 

6.2. Государственные заимствования РФ, структура заимствований

Под государственными заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, иностранных юридических лиц и осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (ненефтегазового дефицита федерального бюджета), а также для погашения долговых обязательств.

Государственные заимствования могут быть внешними и внутренними. Государственные внутренние заимствования – это  долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в национальной валюте. Они образуют государственный внутренний долг, который представляет собой величину задолженности государства своим гражданам и пред­приятиям. Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования образуют государственный внешний долг, т.е. задолженность данного государства гражданам и организациям иностранных государств.

Государственные и муниципальные внутренние и внешние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств. Право осуществления государственных внутренних заимствований принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им Министерству финансов России.

     Учет и регистрация государственных внутренних и внешних долговых обязательств Российской Федерации осуществляются в Государственной долговой книге Российской Федерации.

 

6.3. Управление государственным и муниципальным долгом.

Программа внутренних и внешних заимствований

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства по выплате долгов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг. В процессе управления государственным долгом применяются следующие средства:

- конверсия государственного долга – изменение доходности займов.

- консолидация государственного долга – увеличение срока действия уже выпущенных займов.

- унификация государственных займов – объединение нескольких займов

- обмен облигации по регрессивному соотношению – приравнивание нескольких ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.

- отсрочка погашения займа – перенос на более поздние сроки погашения займа и прекращение выплаты дохода по этому займу.

- аннулирование государственного долга – отказ государства от обязательств по выпущенным займа.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится либо путем рефинансирования – выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов, либо путем конверсии и консолидации.

В целом государственный долг приводит к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. При наличии значительного долга происходит и перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж.

Высшим органом управления государственным долгом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финан­сирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. Для оптимизации управления внутренними и внешними за­имствованиями БК РФ предусматривает разра­ботку Правительством:

1)    Программы государст­венных внешних заимствований (содержит перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования);

2)    Программы государственных внутренних заимствований (перечень всех внутренних заимствований Российской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований).

 

 

6.4.              Государственные и муниципальные гарантии:

содержание, порядок и условия предоставления

Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации представляет собой перечень предоставляемых государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) с указанием:

- общего объема гарантий;

- направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению (цели);

- наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу;

- общего объема бюджетных ассигнований на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям.

В программе государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации должно быть отдельно предусмотрено каждое направление (цель) гарантирования с указанием категорий и (или) наименований принципалов, объем которого превышает: 1 млрд руб. - для государственных гарантий Российской Федерации; 10 млн руб. - для государственных гарантий субъекта РФ; 100 тыс. руб. - для муниципальных гарантий.

Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления на основании соответствующего нормативного акта, решений исполнительного органа государственной, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.

Условиями предоставления гарантий является:

- проведения анализа финансового состояния принципала;

предоставления принципалом соответствующего обеспечения исполнения обязательств;

- отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием.

 

6.5. Обслуживание государственного (муниципального) долга.

Государственная долговая книга

Под обслуживанием государственного (муниципального) долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Учет и регистрация государственных долговых обязательств Российской Федерации осуществляются в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга Российской Федерации. Учет и регистрация государственных долговых обязательств субъекта РФ осуществляются в государственной долговой книге субъекта РФ. Учет и регистрация муниципальных долговых обязательств муниципального образования - в муниципальной долговой книге муниципального образования.

Ведение Государственной долговой книги РФ осуществляет Министерство финансов РФ. В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация. Информация о государственных внутренних долговых обязательствах Российской Федерации вносится в Государственную долговую книгу РФ в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства. Информация о государственных внешних долговых обязательствах Российской Федерации вносится в Государственную долговую книгу РФ в течение пяти рабочих дней с момента поступления в Министерство финансов РФ соответствующих документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств. Объем информации и порядок ее внесения в Государственную долговую книгу РФ определяются Министерством финансов РФ.

Ответственность за достоверность переданных Министерству финансов РФ данных о долговых обязательствах субъекта РФ и его муниципальных образований несет финансовый орган субъекта РФ.

 

6.6. Внешние долговые требования Российской Федерации

Внешними долговыми требованиями Российской Федерации являются финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования, возникшие в связи с предоставлением банком - агентом Правительства РФ государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам, а также долговые требования юридических лиц - экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 года в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР.

Внешние долговые требования Российской Федерации формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.

Под объемом долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией понимается номинальная сумма долга перед Российской Федерацией 1) по кредитам; 2) иностранных юридических лиц; 3) иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц.

Информация о работе Бюджетное законодательство