Бюджетное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:56, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Пре-образования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяй-ствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила сис-тему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормаль-ному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию

Работа содержит 1 файл

опорный конспект по бюджетной системе..doc

— 736.00 Кб (Скачать)

- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;

- другие составные части бюджета, перечисленные в ст. 205 БК РФ.

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

При рассмотрении в третьем чтении утверждаются 1) ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и 2) ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода в соответствии с п. 2 ст. 192 БК РФ. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой и голосуется на предмет его одобрения в целом.

В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в одном чтении.

Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период передается в Совет Федерации в порядке, установленном ст. 207 БК РФ.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ. Дальнейшее рассмотрение указанного закона осуществляется в порядке, установленном ст. 208 БК РФ.

 

11.3. Порядок внесения изменений в федеральный закон

о федеральном бюджете

Порядок внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете установлен главой 23 БК РФ.

Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования указанного федерального закона.

Порядок рассмотрения и утверждения федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете определен ст. 213 БК РФ.

Проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Государственной Думой во внеочередном порядке в течение 25 дней в трех чтениях.

Первое чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее пяти дней со дня внесения указанного законопроекта в Государственную Думу. При рассмотрении указанного законопроекта в первом чтении заслушиваются доклад Правительства РФ и доклад Счетной палаты РФ о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет.

При рассмотрении в первом чтении указанного законопроекта Государственная Дума утверждает изменения основных характеристик федерального бюджета. В случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) указанное увеличение относится на сокращение дефицита федерального бюджета в случае, если федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период утвержден с дефицитом; соответствующее увеличение условно утвержденных расходов. В случае сокращения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде объем условно утвержденных расходов подлежит соответствующему сокращению.

Второе чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее чем через 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в первом чтении. При рассмотрении указанного законопроекта во втором чтении утверждаются изменения положений и показателей, указанных в п. 2 ст. 205 БК РФ.

Третье чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период должно состояться не позднее чем через пять дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении. При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении утверждаются изменения ведомственной структуры расходов федерального бюджета в целом. В третьем чтении указанный законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней после его представления Государственной Думой. В случае отклонения Советом Федерации указанного федерального закона осуществляются согласительные процедуры в соответствии со ст. 208 БК РФ. Федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период подписывается и обнародуется Президентом РФ.

Тема 12. Исполнение бюджетов

Вопросы, изучаемые в теме: кассовое обслуживание исполнения бюджетов, роль Казначейства РФ в исполнении государственного бюджета; порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи; порядок составления и исполнения кассового плана; исполнение бюджета по доходам и расходам; бюджетный учет и бюджетная отчетность, составление бюджетной отчетности; порядок рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности РФ

 

12.1. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Роль Казначейства РФ в исполнении государственного бюджета

В соответствии с БК РФ, ст. 2151 в части, касающейся кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов органами Федерального казначейства, применяется с 1 января 2010 года.

Казначейство было организовано 08.12.1992 г. указом Президента РФ «О федеральном казначействе» N 1556. Эффективность казначейской системы исполнения бюджета заставляет государство проводить последовательную политику по переводу на казначейскую систему субъектов РФ и муниципальных образований. Конкретные меры из года в год предусматриваются законами о федеральном бюджете и принимаемыми на их основе нормативными актами.

Федеральное казначейство представляет собой федеральный орган исполнительной власти (федеральную службу), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Казначейство подчиняется непосредственно Министерству финансов РФ. Возглавляет казначейство руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Органы казначейства являются юридическими лицами и несут установленную законом ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложены на них задач.

Казначейская система исполнения бюджетов – одно из средств реализации принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, установленного ст. 38 БК РФ.

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта РФ необходимого для их осуществления имущества.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством либо органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с соглашением, предусмотренным ч. 5 ст. 2151 БК РФ.

 

11.2. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.

Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается органом управления государственного внебюджетного фонда. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

В ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 217 БК РФ.

Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи может быть предусмотрено утверждение показателей сводной бюджетной росписи по кодам расходов классификации операций сектора государственного управления, в том числе дифференцированно для разных видов расходов бюджета и (или) главных распорядителей бюджетных средств. Указанные показатели могут быть изменены в ходе исполнения бюджета при изменении показателей сводной бюджетной росписи, утвержденных в соответствии с ведомственной структурой расходов, а также по представлению главного распорядителя бюджетных средств в случае образования экономии по использованию бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг в пределах, установленных порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 190 и 191 БК РФ.

Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи должны быть установлены предельные сроки внесения изменений в сводную бюджетную роспись, в том числе дифференцированно по различным видам оснований, указанным в настоящей статье. В сводную бюджетную роспись включаются бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита бюджета.

В ходе исполнения федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями Министра финансов РФ без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в случаях, предусмотренных п. 7 ст. 217 БК РФ.

 

12.3. Порядок составления и исполнения кассового плана

Кассовый план - документ о плане поступления и расходования денег на определенный период, об источниках, объеме и движении наличности, а также об изменении количества денег в обращении, состоящий из приходной и расходной частей.

Информация о работе Бюджетное законодательство