Бюджетное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:56, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Пре-образования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяй-ствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила сис-тему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормаль-ному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию

Работа содержит 1 файл

опорный конспект по бюджетной системе..doc

— 736.00 Кб (Скачать)

13. Единство кассы. Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

 

 

Тема 3. Доходы бюджетов

Вопросы, изучаемые в теме: экономическое содержание доходов. Классификация и виды доходов бюджета; доходы федерального бюджета; доходы бюджетов субъектов РФ; доходы местных бюджетов.

 

3.1. Экономическое содержание доходов.

Классификация и виды доходов бюджета

Как экономическая категория доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

В соответствии со ст. 6 БК РФ доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 41 БК РФ в зависимости от источника поступления доходы бюджетов бывают:

- налоговые доходы;

- неналоговые виды доходов;

- безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

В соответствии со ст. 47 БК РФ к собственным доходам бюджетов относятся:

- налоговые доходы соответствующих бюджетов;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления, за исключением субвенций. Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

Введение принципа разделения ставок налогов и законодательного закрепления на постоянной (долговременной) основе нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами разного уровня в настоящее время имеет, по нашему мнению, все-таки паллиативный характер, так как осуществляется по системе критериев, направленных на решение определенных задач текущего или среднесрочного периода.

 

3.2. Доходы федерального бюджета

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- налога на прибыль организаций;

- налога на добавленную стоимость;

-акцизов;

- налога на добычу полезных ископаемых;

-сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- водного налога;

- единого социального налога;

государственной пошлины.

Нормативы зачисления соответствующих налоговых доходов установлены в соответствии со ст. 50 БК РФ и колеблются от 20% до 100%

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся доходы, которые формируются за счет:

- доходов от использования имущества, от продажи имущества;

- части прибыли унитарных предприятий;

- сборов за выдачу;

-таможенных пошлин и таможенных сборов;

- платы за использование лесов;

- платы за негативное воздействие на окружающую среду;

-консульских сборов и др.

Нормативы зачисления неналоговых доходов установлены ст. 51 БК РФ по каждому виду неналогового дохода.

В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных, также учитываются прибыль Центрального банка РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных и доходы от внешнеэкономической деятельности;

 

3.3.              Доходы бюджетов субъектов РФ

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

- налога на имущество организаций;

- налога на игорный бизнес;

- транспортного налога.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ;

налога на доходы физических лиц;

акцизов на разные виды продукции;

налога на добычу полезных ископаемых;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);

сбора за пользование объектами животного мира; и др.

Нормативы зачисления налоговых доходов установлены ст. 56 БК РФ.

Указанные выше налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов РФ в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 БК РФ.

В соответствии со ст. 57 БК РФ неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

- доходов от использования имущества;

- от продажи имущества;

- от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов РФ;

- части прибыли унитарных предприятий;

- платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- платы за использование лесов;

- сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;

- доходов от передачи в аренду земельных участков;

- доходов от продажи земельных участков и др.

Нормативы зачислений указанных неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ установлены ст. 57 БК РФ.

 

3.4. Доходы местных бюджетов

Муниципальное образование, как установлено в федеральном законодательстве, — это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Итак, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ.

Состав налоговых доходов местных бюджетов устанавливается БК РФ для бюджетов поселений (ст. 61 БК РФ), бюджетов муниципальных районов (ст. 611 БК РФ), бюджетов городских округов (ст. 612 БК РФ). Состав неналоговых доходов местных бюджетов устанавливается ст. 62 БК РФ.

До настоящего времени существенный удельный вес в доходах большинства местных бюджетов составляют безвозмездные перечисления. Поэтому, говорить о самостоятельности бюджета каждого уровня, возведенной Бюджетным кодексом РФ в ранг одного из важных принципов бюджетной системы, в практическом плане достаточно проблематично.

 

Тема 4. Расходы бюджетов

Вопросы, изучаемые в теме: экономическое содержание расходов, расходные обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований РФ; бюджетные ассигнования; государственное (муниципальное) задание; размещение государственного заказа; предоставление субсидий; бюджетные инвестиции; резервные фонды.

 

4.1. Экономическое содержание расходов. Расходные обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований РФ

Основанием разделения расходов бюджетов на текущие и капитальные является их экономическое содержание, под которым следует понимать значение расходов бюджетов в процессе общественного воспроизводства.

Текущие расходы бюджетов, предназначенные для покрытия ежедневных потребностей государства и местного самоуправления, обеспечивают решение вопросов простого воспроизводства в масштабе РФ, ее субъектов и муниципальных образований, капитальные расходы бюджетов, направлены на решение задач расширенного воспроизводства и предполагают достижение ожидаемых результатов в долгосрочной перспективе. Расходы бюджета выражают экономические отношения по поводу распределения централизованного фонда денежных средств и использования его на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Расходы бюджета, как установлено Бюджетном кодексом РФ, — это вы­плачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в со­ответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходные обязательства, подлежащие исполнению в текущем году, называются бюджетными обязательствами. Предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, представляют собой бюджетные ассигнования.

В соответствии со ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Фе­дерации возникают в результате принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также заключения РФ договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами госвласти полномочий:

•     по предметам ведения Российской Федерации;

•     по предметам совместного ведения;

•     предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных транс­фертов.

Расходные обязательства субъекта РФ (ст. 85 БК РФ) возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, а также заключения субъектом РФ договоров (соглашений) при осуществлении органами госвласти субъектов РФ полномочий:

•     по предметам ведения субъектов РФ;

•     по предметам совместного ведения;

•     подлежащих финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюдже­та;

•     предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных транс­фертов.

Расходные обязательства муниципального образования (ст. 86 БК РФ) возникают в результате приня­тия муниципальных правовых актов, а также заключе­ния муниципальным образованием договоров при осуществлении полномочий:

- по вопросам местного значения;

- отдельных государственных полномочий, подлежащих исполнению в пределах субвенций из регионального фонда компенсаций.

Инструментом учета расходных обязательств являются реестры расходных обяза­тельств (свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных пра­вовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и/или правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов), которые в соответствии с бюджетным законодательством обязаны вести органы государственной власти и местного самоуправления.

 

4.2. Бюджетные ассигнования

Бюджетные ассигнования - это бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Бюджетные ассигнования представляют собой предельные объемы бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения расходных обя­зательств.

К бюджетным ассигнованиям на основании ст. 69 БК РФ относятся ассигнования на:

- оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- социальное обеспечение населения;

- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

- предоставление межбюджетных трансфертов; и др.

Направления бюджетных ассигнований, установленные ст. 69 БК РФ представлены на рис. 4.2.1.

Рис. 4.2.1. Направления бюджетных ассигнований

 

4.3. Государственное (муниципальное) задание

Информация о работе Бюджетное законодательство