Бюджетное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:56, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Пре-образования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяй-ствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила сис-тему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормаль-ному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию

Работа содержит 1 файл

опорный конспект по бюджетной системе..doc

— 736.00 Кб (Скачать)

3.                  Принцип неизменности объемов финансирования, согласно которому уменьшение раз­мера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может уменьшаться:

•     менее чем на 5% — только с согласия Совета судей РФ;

•     более чем на 5% — только с согласия Всероссийского съезда судей РФ.

4.              Принцип равномерности финансирования. Финансирование расходов на содержание судебной системы осуществляется ежемесячно равными долями в размере 1/12 суммы, предусмотренной на их содержание

 

14.3. Финансирование деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, органов надзора

К финансовым, налоговым и таможенным органам и органам надзора, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета, в настоящее время относятся:

- Счетная палата Российской Федерации;

- Федеральная налоговая служба;

- Федеральная таможенная служба;

- Федеральное казначейство;

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

- иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральная служба страхово­го надзора, Федеральная служба финансового мониторинга, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также центральный аппарат Министерства финансов Рос­сийской Федерации).

Расходные обязательства Российской Федерации по обеспечению деятельности пере­численных органов определяются Таможенным кодексом РФ, Федеральными законами «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ; иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность названных органов.

Структура и динамика расходов федерального бюджета на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора характеризуется увеличением их величины в абсолютном выражении, хотя и несколько убывающими темпами.

Планируемый рост обусловлен преимущественно повышением размера денежного со­держания государственных служащих, включая расходы на внедрение механизмов мате­риального стимулирования работников налоговых органов. Помимо этого, данное увеличение обуслов­лено рядом других факторов, к которым относятся:

•     увеличение аппарата сотрудников ряда финансовых органов;

•     совершенствование технического обеспечения их деятельности;

•     проведение капитального ремонта административных зданий.

Особенностью рассматриваемого направления расходов федерального бюджета явля­ется наличие в их структуре ассигнований по Программе государственных внешних заим­ствований РФ по предоставлению кредитов внутри страны, полученных от международных финансовых организаций, по целевому направлению «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора». Основными целями реализации данных проектов являются:

- развитие системы органов Федерального казначейства;

- создание общей административной информационной системы Федеральной нало­говой службы;

- комплексная модернизация таможенного администрирования;

- совершенствование правовой базы в сфере рынка ценных бумаг.

 

14.4. Финансирование национальной обороны

Расходы на оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. В условиях необходимости перевооружения ВС РФ, роста цен на военную продукцию, обеспечения разработки новых образцов вооружения и военной техники, развития оборонной промышленности, а также необходимости увеличения денеж­ного содержания личному составу ВС государство осуществляет значительное увеличение расходов на национальную оборону.

На протяжении последних лет происходил значительный рост расходов на оборону в абсолютном выражении. При формировании смет расходов па обо­рону сначала определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, за­тем составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется централизованно, непосредственно Министерством обороны (например, оплата вооружения, военной техники, продоволь­ственного обеспечения войск и др.).

Финансирование национальной обороны решает следующие первоочередные задачи:

создание системы противодействия терроризму в России;

создание пограничной инфраструктуры на новых участках государственной границы РФ;

изменить условия расквартирования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;

создание объектов по уничтожению химического оружия в целях обес­печения выполнения международных обязательств России и др.

Бюджетная политика направлена также и на повышение жизненного уровня лиц, уволь­няемых с воинской службы. Принципы и тенденции финансового обеспечения Вооруженных сил призваны в полной мере обеспечить безопасность государства и достойную жизнь воен­нослужащих.

 

 

14.5. Финансирование деятельности правоохранительных органов

Правоохранительные органы и органы обеспечения безопасности государства — это си­стема органов государственной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и сво­боды граждан, собственность и интересы общества и государства от противоправных по­сягательств.

Система финансового обес­печения органов правоохранительной деятельности и безопасности государства направ­лена на своевременную и эффективную реализацию возложенных на эти органы функций.

Значительный рост расходов по всем распорядителям бюджетных средств в области правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства объясняется необходимостью укрепления законности и правопорядка, а также борьбы с терроризмом.

Бюджетная политика в области финансирования правоохранительных органов направлена на проведение следующих мероприятий:

- сокращение численности личного состава внутренних войск МВД России;

- создание условий для применения нового вида наказания —  ограничения свободы;

- передача в ведение Федеральной службы исполнения наказания средних профессиональных училищ, функционирующих при учреждениях, исполняющих наказания.

- социальное обеспечение сотрудников правоохранительных органов.

Такая ситуация обусловила фактический рост расходов на вышеуказанные цели.

Большое внимание уделяется и повышению уровня подготовки специалистов для пра­воохранительных органов и специальных служб в образовательных учреждениях высше­го профессионального образования «силового блока», на что также выделяются дополни­тельные средства.

Социальная направленность бюджетной политики применительно к военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов проявляется и в постоянном повышении их денежного содержания.

 

Тема 15. Финансирование основных отраслей экономики

Вопросы, изучаемые в теме: финансирование промышленности, строительства, энергетики; финансирование сельского хозяйства; финансирование транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики; финансирование малого бизнеса; финансирование научных исследований; финансирование жилищно-коммунального хозяйства

 

 

 

15.1. Финансирование промышленности, строительства, энергетики

Расходы на национальную экономику в общем объеме бюджетных ассигнований имеют достаточно высокий удельный вес и колеблются в последнее время от 3,4 до 4,9% ВВП. В этом направлении расходов бюджета присутствует целый комплекс отраслей экономики, финансирование которых необходимо в связи с их особой значимостью. К таким отраслям относятся промышленность, строительство, энергетика.

Через федеральные целевые программы (ФЦП) финансируются инвестиции на раз­личные отраслевые программы, признанные приоритетными. Более трети всех объемов финансирования ФЦП было направлено на развитие инфра­структурных проектов в электроэнергетике и транспорте.

Расходы на финансирование государственных инвестиций предусматриваются:

•     в федеральном бюджете — при условии, что они являются частью затрат на реализа­цию соответствующих целевых программ, а также на основании предложений Пре­зидента РФ либо Правительства РФ;

•     в бюджетах субъектов РФ — при условии, что эти расходы являются частью затрат на осуществление соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.

Капитальные вложения в основные средства промышленности, строительства, энергетики финансируются из различных источников. К ним относятся:

• собственные финансовые ресурсы предприятий (чистая прибыль, амортизационные отчисления и другие собственные источники);

• заемные средства в форме банковских кредитов и облигационных займов;

• привлеченные средства (денежные ресурсы, полученные от эмиссии акций, паевые и иные взносы юридических и физических лиц в уставные (складочные) капиталы);

• денежные средства, выделяемые добровольными союзами (объединениями) предприя­ тий и финансово-промышленными группами;

• средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной и возвратной основе, а также средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

• средства иностранных инвесторов, предоставляемые в форме кредитов и займов и др.

Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности, как путем фи­нансовой поддержки целевых программ, так и введением налоговых льгот и преференций. Суммы ассигнований на эти цели ежегодно отражают в утверждаемых бюджетах и инвестиционных программах в размере объемов государственных инвести­ций.

Характерные особенности бюджетных инвестиций заключаются в следующем:

•     возможности предоставления средств на безвозвратной основе для финансирования проектов, включенных в федеральную программу;

•     участии государственных финансовых органов в процедуре финансирования объек­тов, что гарантирует стабильное поступление средств;

•     преобладании социальных приоритетов и значимости объектов для экономики РФ в целом и субъектов РФ в частности;

•     строго целевом характере финансирования приоритетных инвестиционных проек­тов конкретными получателями бюджетных средств;

•     открытости и доступности информации о составлении и исполнении программы бюджетного финансирования инвестиционных проектов для государственных нужд.

Законодательством предусмотрена возможность финансирования строек и объектов двумя способами в форме:

•     безвозмездного предоставления средств стройками и объектами для федеральных (государственных) нужд:

•     выделения бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов на условиях возвратности и платности в виде бюджетных кредитов.

Увеличение доходов экономики позволило восстановить тенденции к повышению доли бюджетного финансирования инвестиций в основной капитал всех отраслей.

Учитывая существенный износ основных фондов в большинстве секторов экономики, сла­бость ее инвестиционной и инновационной направленности, предусматривается увеличение бюджетных рас­ходов с применением новых институтов развития и инструментов в этих секторах.

 

15.2. Финансирование сельского хозяйства

Государственное регулирование аграрного сектора экономики на практике реализуется в рамках национальной аграрной политики. Поскольку аграрная политика является важ­нейшей составной частью общей социально-экономической политики государства, а сель­ское хозяйство — стратегической отраслью национальной экономики, обеспечивающей продовольственную безопасность, роль государства в регулировании аграрной сферы весь­ма значительна.

Национальная аграрная политика строится на основе:

•     концепции продовольственной безопасности;

•     защиты национального аграрного производителя.

Необходимость государственной поддержки вызвана тем, что инновационный процесс в сельском хозяйстве проявляется в гораздо меньшей степени, чем в отраслях промышленности.

Основные направления финансирования аграрного сектора:

- поддержка доходов производителей;

- ценовое вмешательство на рынке продовольствия;

- компенсации издержек производителей (субсидирование и льготное налогообложение обретения удобрений, кормов и пестицидов, субсидирование выплат процентов по полученным кредитам, субсидирование выплат по страхованию имущества);

- содействие развитию рынка  (финансирование государственных рыночных программ, субсидирование затрат на хранение продукции, субсидирование затрат по перевозкам продукции);

- субсидирование производственной       инфраструктуры    (субсидии на осуществление проектов в области ирригации, на рекультивацию земель, для создания фермерских объединений);

- осуществление региональных программ (финансирование государственных программ развития производства).

Бюджетные средств аграрному сектору могут предоставляться в форме национальных проектов и целевых программ, что позволяет более результа­тивно использовать возросшие объемы финансирования АПК.

Информация о работе Бюджетное законодательство