Бюджетная система и ее развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:05, реферат

Описание работы

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 3
1 Структура бюджета и основы бюджетного строя …………………………………. 5
2 Бюджетная система Украины ……………………………………………………….. 6
3 Принципы бюджетной системы …………………………………………………….. 8
4 Экономическое развитие Украины …………………………………………………. 12
Выводы ……………………………………………………………………………….. 16
Таблица ……………………………………………………………………………….. 18
Использованная литература …………………………………………………………. 19

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система и ее развитие.docx

— 243.85 Кб (Скачать)

 

    

    Выводы

    Бюджет  как финансовый план государства  формируется под влиянием бюджетной  и налоговой политики. В Украине  последняя формировалась в условиях чрезвычайно жесткого экономического кризиса, что не могло не сказаться  на характере перемен. Поскольку, с  одной стороны, постоянной была проблема мобилизации средств в бюджет для выполнения государством своих  функций и обязательств, а с  другой — объективным непрерывный  процесс потери одних источников финансовых поступлений в бюджет и поиска, в связи с этим, других, более соответствующих новой  системе хозяйствования. Это постоянно  обостряло проблему дефицита бюджета  и методов его финансирования. Кроме того, среди принципиально  новых условий появились те из них, которые связаны с низкой финансовой и управленческой дисциплиной, тенезацией экономики, неэффективностью отдельных видов расходов, расточительством, фактами хищения государственных  средств.

    Украина пережила проблемы наполнения бюджета  деньгами, уклонения от наполнения бюджета посредством взаимозачетов, невыполнения большинства принятых годовых бюджетов, реструктуризации долгов как способа улучшения  финансового состояния предприятий  и их расчетов с бюджетом. Со временем, благодаря трансформации бюджетной  и налоговой систем, некоторые  из этих явлений отошли в прошлое, а некоторые изменили свой характер, хотя так и остались полностью  не разрешенными. Однако проблемы массового  уклонения от налогов, потери доходов  бюджета от налоговых льгот, роста  внешней задолженности, остаются актуальными  и по сей день.

    Несмотря  на значительные противоречия реформ, в определенной своей части содержание налоговой системы соответствует  требованиям, сложившимся в мировой  практике. Так, основу налоговой системы  Украины формируют налоги, составляющие ядро налоговых систем развитых западноевропейских стран, — налог на доходы граждан, налог на прибыль предприятий, налог  на добавленную стоимость, акцизный сбор и таможенная пошлина. Эти налоги обеспечивали две трети поступлений  в сводный бюджет. Законы, которыми регулируется взимание большинства  из этих налогов, разработаны с учетом норм западноевропейского налогового права.

    В то же время налоговая система  Украины характеризуется рядом  особенностей, которые отличают ее от налоговых систем развитых стран. К ним относятся:

    — значительная неравномерность распределения  налогового бремени вследствие масштабного  уклонения от уплаты налогов и  наличия налоговых льгот;

    — высокий уровень налоговой задолженности;

    — неполное соответствие налоговой системы  Украины основным принципам налогообложения  — справедливости, эффективности, стабильности, административной простоты и экономичности.

    Следует отметить, что и налоговая, и бюджетная  системы критиковались и будут  подвергаться критике впредь, поскольку  в их основу должны быть заложены механизмы  преодоления серьезных общественных и личных противоречий. Но идеальное  решение этих вопросов практически  невозможно, особенно с учетом того, что экономика в каждый отдельный  период находится на разной стадии своего развития, в зависимости от которого изменяется содержание и налоговой, и бюджетной политик. Часто это  приводит к нарушению даже отдельных  общепризнанных принципов фискальной политики. Таких, например, как справедливость и стабильность. Последнего принципа можно и следует придерживаться только в определенный период времени, с учетом сложившихся в экономике  условий.

    Главные проблемы этапа становления бюджетной и налоговой систем Украины и выполнения задач финансовой стабилизации по выходу экономики из кризиса в целом были разрешены, поскольку инфляция как основной показатель финансовой нестабильности вошла сегодня в рамки контролируемости. Но следует отметить, что экономика Украины, как и любой другой страны, по тем или иным причинам может оказываться под угрозой роста инфляции и финансовой нестабильности. Поэтому эти вопросы должны постоянно находиться в центре внимания экономического блока правительства и Национального банка.

    Развитие  экономики Украины должно характеризоваться  дальнейшей активизацией экономической  деятельности. В связи с этим важно  оценить, насколько изменения, которые  происходят и будут происходить  в бюджетной и налоговой системах, соответствуют принципиальным требованиям  стабильного роста.

    В целом бюджетный процесс в  условиях представительской демократии всегда является процессом поиска путей  разрешения противоречий:

    — между интересами граждан как  налогоплательщиков, заинтересованных в их снижении, и как потребителей общественных благ, финансируемых за счет тех же налогов;

    — между интересами разных групп плательщиков, каждая из которых, руководствуясь идеологией «безбилетного пассажира», не прочь  в полной мере потреблять общественные блага, переложив бремя их финансирования на других;

    — между исполнительной и законодательной  ветвями власти. Народные избранники, представляющие в парламенте объективно противоречивые интересы избирателей (которые одновременно являются налогоплательщиками), выступают за рост государственных  расходов и одновременное снижение налоговой нагрузки на всех плательщиков, или хотя бы на тех, чьи интересы они лоббируют. В то же время правительство  объективно больше заинтересовано в  сбалансировании государственных  доходов и расходов и, дабы обезопасить  себя от неожиданностей, оно, скорее, будет  стремиться к превышению фактического объема доходов над расходами  путем сознательного занижения  планового объема их поступлений;

    — между интересами плательщиков и  интересами государственного аппарата (государственной бюрократии), заинтересованного  в расширении контролируемого им объема финансовых ресурсов и, соответственно, в повышении налоговой нагрузки на плательщиков.

    Правовые  государства в процессе длительной эволюции нашли пути разрешения большинства  из этих противоречий и обеспечения  баланса интересов. Среди них  — создание системы общественного  контроля над эффективным расходованием  бюджетных средств, системы правовых ограничений дискреционных фискальных действий правительства и парламента.

 

    

Проблема Причина возникновения проблемы Следствие проблемы Решение
Усовершенствования межбюджетной регуляции из позиции достижения согласованности интересов органов центральной власти и местного самоуправления в части деления полномочий и закрепления финансовых ресурсов на осуществление государственных полномочий Местные органы власти и органы местного самоуправления практически  лишены стимулов к увеличению доходов  и рационального их использования. Такая ситуация обусловлена  тем, что значительная часть собранных  на определенной территории средств  поступает в Государственный  бюджет Украины, а объем средств, что остается на местах, не дает возможности  осуществлять перспективное прогнозирование  и планирование развития территорий. Как известно, длительное время отдельные  области Украины (например, Донецка, Днепропетровская, Полтавская, Запорожская, Харьковская и другие) передают свои финансовые ресурсы другим областям, не получая при этом эквивалентных  государственных услуг. Устойчивые тенденции  к чрезмерной централизации управления бюджетными средствами страны негативно  сказываются на социально-экономическом  развитии регионов. Нам необходимо уменьшить процесс аккумулирования  бюджетных средств в государственном  бюджете - только тогда регионы смогут дышать свободно.
Проблема сбалансированности бюджета На протяжении всего периода становления и  развития Украины как независимого государства состояние ее Государственного бюджета чаще всего характеризовалось  как “бюджетный дефицит”, что связано  с ограниченностью источников бюджетных  ресурсов. Потому проблема сбалансирование бюджета, то есть достижение бюджетного равновесия, также принадлежит к ключевым проблемам настоящего. По причинам объективного и субъективного характера государство  в процессе своего функционирования тратит все больше средств. Это, в  свою очередь, вызывает необходимость  роста доходной части бюджета  за счет дополнительных поступлений, в  частности налогов.

Но увеличение налогового груза приводит к снижению эффективности производства, сокращения рабочих мест, роста уровня безработицы. Как следствие, с одной стороны, сокращается доходная часть бюджета (в связи со снижением деловой  активности), а с другой стороны, - растет его расходная часть (в  связи с ростом социальных выплат). В таком случае образуется зворотня ситуация: желания правительства  повысить доходы бюджета за счет повышения  налогового давления в средне- и  долгосрочной перспективе приводят к их уменьшению и росту расходов.

Вышеупомянутая  проблема может быть решена при условиях расширенного воссоздания доходов  бюджета, создания эффективной системы  контроля за их использованием, достижения оптимума в процессе предоставления общественных благ и услуг за счет средств бюджета.
Проблема роста государственного долга и расходов из его обслуживания Государственный долг возникает обычно в результате финансирования дефицита государственного бюджета за счет заимствований, осуществляемых на внешнем и внутреннем финансовых рынках. Здесь также наблюдается  взаимовлияние: бюджетный дефицит  увеличивает государственный долг, а рост долга, в свою очередь, нуждается  в дополнительных расходах бюджета  на его обслуживание и тем самым  увеличивает размер бюджетного дефицита текущего года. Как показывают статистические данные, темпы увеличения расходов из обслуживания и погашения государственного долга значительно опережают  темпы роста экономики страны. Такая ситуация свидетельствует  о системных просчетах правительственной  финансовой политики относительно продолжения  финансирования дефицита государственного бюджета за счет достаточно дорогих  внешних и внутренних источников средств. Особенно негативные последствия  может вызывать угрожающая динамика внешних долговых платежей и их значительный удельный вес, который преувеличивает частицу платежей из внутренних долговых обязательств. Без внедрения  инструментов стратегического финансового  планирования и усовершенствования порядка бюджетирования, которые  должны обеспечить практическую реализацию программно-целевого метода управления экономическими процессами, создание эффективной бюджетно-финансовой архитектуры  просто невозможно. Необходимо пересмотреть все без исключения бюджетные  программы.

 

    

    ЛИТЕРАТУРА 

    1. Бюджетний Кодекс України, Закон  вiд 21.06.2001 № 2542-III, остання редакцiя  вiд 01.01.2008

    2. Артус М. М., Хижа Н. М. Бюджетна  система України: навч. посіб.  для студ. вищ. навч. Закладів. - К.: Видавництво Європейського ун-ту, 2007. -- 220с.

    3. Василик О. Д., Павлюк К. В.  Державні фінанси України: Підруч. для студ. екон. спец. вищих навч. закл. / Київський національний ун-т  ім. Тараса Шевченка. -- К. : Центр навчальної  літератури, 2003. -- 606с.

    4. Державні фінанси: Навч. посібник / За ред. В. Д. Базилевича. -- 2-ге вид., доп. і перероб. -- К. : Атіка, 2004. -- 368с.

    5. Деркач Н. И., Гордеева Л. П.  Бюджет и бюджетный процесс  в Украине. - Днепропетровск: Пороги, 1995. -- 256с.

    6. Єпіфанов А. О., Сало І. В., Д'яконова  І. І. Бюджет і фінансова  політика України: Навч. посібник  для студ. екон. фак. вузів. -- 2-ге  вид. -- К. : Наук. думка, 1999. -- 302с.

    7. Любимов Л.Л. Введение в экономическую  теорию: Учебник для студентов  пед. Университов / Гос. унив. Высшая  школа экономики. -- В 2-х книгах. Кн. 2. - М.: Бита-Пресс, 1999. - 368 с.

    8. Мельник П.В. Правознавство: Навчальний  посібник. - Ірпінь: Академія ДПС  України, 2001. - 309 с.

    9. Савченко Л.А., Цимбалюк А.В., Шкарупа  В.К, Глух М.В. Фінансове право:  Навч. посібник. - Ірпінь: Академія ДПС  України, 2001. - 85 с.

    10. Аналитический обзор // Экономическое развитие Украины ( I полугодие 2011 г.) Рейтинговое агентство «Кредит-Рейтинг» http://www.credit-rating.ua/img/st_img/AS/2011/18.08.2011/ukraine_06_2011.pdf

    11. Волынский Н. // Валентин Симоненко: «Каждая третья бюджетная гривня расходуется неэфективно» // Столичные новости // № 12 (651), 22-29 марта 2011 // http://www.ac-rada.gov.ua/control/main/ru/publish/article/16736199;jsessionid=6552B815FFB6FAE0F4F1EA37807A117D

    12. Інформація про стан виконання Зведеного та Державного бюджетів України за січень-серпень 2011 року (відповідно до звіту Державної казначейської служби України від 23.09.2011) // http://www.minfin.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=307888&cat_id=77440

    http://vu.ua/article/materials/Analytic/393.html

    http://zn.ua/articles/38846

    http://uallfinanz.com/news/view_text.php?id=135

    http://www.credit-rating.ua/ru/analytics/analytical-articles/12469/

    http://uallfinanz.com/news/view_text.php?id=132

    http://uallfinanz.com/news/view_text.php?id=114

    Как показывают статистические данные, темпы  увеличения расходов из обслуживания и погашения государственного долга  значительно опережают темпы  роста экономики страны. Такая  ситуация свидетельствует о системных  просчетах правительственной финансовой политики относительно продолжения  финансирования дефицита государственного бюджета за счет достаточно дорогих  внешних и внутренних источников средств. Особенно негативные последствия  может вызывать угрожающая динамика внешних долговых платежей и их значительный удельный вес, который преувеличивает частицу платежей из внутренних долговых обязательств.

Информация о работе Бюджетная система и ее развитие