Бюджетная система и ее развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:05, реферат

Описание работы

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 3
1 Структура бюджета и основы бюджетного строя …………………………………. 5
2 Бюджетная система Украины ……………………………………………………….. 6
3 Принципы бюджетной системы …………………………………………………….. 8
4 Экономическое развитие Украины …………………………………………………. 12
Выводы ……………………………………………………………………………….. 16
Таблица ……………………………………………………………………………….. 18
Использованная литература …………………………………………………………. 19

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система и ее развитие.docx

— 243.85 Кб (Скачать)

    Таким образом :

    1.       Бюджетная система – это совокупность  бюджетов всех уровней, которая  регулируется правовыми нормами  и формируется на единых принципах   согласно государственного устройства  и административно - территориального  раздела Украины.

    Существуют  правовые условия бюджетной системы, т.е. нормативно-правовыми актами, которые  регулируют  бюджетные отношения  Украины; Бюджетный кодекс; Закон  «О Государственном бюджете на каждый год» и другие законы, кроме того  бюджетные отношения регулируют: нормативно-правовые акты Кабинета Министров  Украины, центральных органов исполнительной власти; решения органов АР Крым, местных государственных администраций, органов самоуправления и т.д., все  эти решения принимаются в соответствии с бюджетным кодексом. Огромную роль в оценке бюджета, как в финансовом плане играет cводный бюджет Украины.

    Совокупность  всех бюджетов, которые входят в  состав бюджетной системы Украины, является сводным бюджетом Украины. Он используется для анализа и  прогнозирование экономического и  социального развития государства. Следует отметить, что с провозглашением 24 августа 1991 г. независимости Украины  был изменен принцип построения государственного бюджета, который  до этого объединял республиканский  бюджет, бюджеты областей и городов  Киева и Севастополя, т.е. представлял  собой совокупность всех бюджетов. Ныне, как видим, понятие государственного бюджета и сводного бюджета Украины не тождественные.

    Сводный бюджет Украины – это совокупность показателей всех бюджетов, которые  входят в состав бюджетной системы  Украины. Сводный бюджет используется для анализа прогнозирования  социально-экономического развития государства.

    В сводный бюджет входит:

    -        государственный;

    -        областной;

    -        бюджет АР Крым;

    -        бюджет г. Киева и Севастополя.

    всего - 28 субъектов.

    Сводный бюджет не утверждает Верховная Рада Украины, поскольку каждый из видов  бюджетов, которые существуют в Украине, утверждает соответствующий орган  местного самоуправления или местной  власти. Назначение сводного бюджета  заключается в том, чтобы на основании  сведенных показателей доходов  и расходов, которые получает вся  бюджетная система страны, осуществить  анализ и определить основы государственного регулирования экономического и  социального развития Украины.

    Кроме того, существуют сводные бюджеты  областей, в которые входят сводный  областной бюджет, сводный бюджет районов и сводный бюджет городов  областного значения.

    В свою очередь бюджеты низшего  уровня также являются сводными. В  частности, к ним принадлежат  сводные бюджеты АРК, областей, районов, мост с районным делением. Сводный  бюджет Автономной Республики Крым включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, сводных бюджетов ее районов  и бюджетов городов республиканского значения.

    Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области.

    В сводный бюджет районов входит:

    -        районный бюджет;

    -        бюджет городов районного значения;

    -        сельский бюджет.

    Сводный бюджет городов областного значения:

    -        городской бюджет;

    -        бюджет районов города.

    Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета  и бюджетов районов, которые входят в его состав. Если городу или  району в городе административно  подчиненные другие города, поселка  или села, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов, поселков и сел. Как и сводный бюджет Украины, названные сводные бюджеты не утверждаются, а используются для анализа и определение основ регулирования социально-экономического развития отдельных образований.

    Государственному  бюджету Украины принадлежит  ведущее место в бюджетной  системе.

    Через него осуществляются финансовые затраты  на :

    -        социальную сферу;

    -        экономику;

    -        науку;

    -        управление и исполнение других  функций государства;

    -        перераспределение части финансовых  ресурсов государства между АР  Крым, областями и городами.

    Бюджетное устройство государства.

    Все бюджеты сводного бюджета Украины  имеют самостоятельный характер.

    Самостоятельность всех уровней обеспечиваются наличием собственных источников доходов  и правом определения направления  использования средств в соответствии с существующим законодательством.

    Бюджетное устройство – это организация  и принципы строительства бюджетной  системы взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы. 

    3. Принципы бюджетной  системы.

    Бюджетный кодекс определяет основные принципы бюджетной системы (ст. 7) и вводит систему единых процедур — принятие решений участниками бюджетного процесса на началах единой общегосударственной  бюджетной политики. Как отмечают специалисты, обеспечивая требования экономической безопасности государства, эти принципы базируются на соответствии бюджетной политики национальным интересам.

    Бюджетная система основывается на принципах  единства, сбалансированности, самостоятельности, полноты, обоснованности, эффективности, субсидиарности, целевого использования бюджетных средств, справедливости и беспристрастности, публичности и прозрачности, ответственности участников бюджетного процесса.

    1. Принципы единства.

    Он  означает наличие единого расчета  доходов и расходов каждого звена  бюджетной системы. Он обеспечивается единой правовой базой, единой бюджетной  классификацией, единой денежной системой и социально-экономической политики.

    Принцип единства бюджетной системы есть одним из определяющих принципов  унитарного бюджетного устройства страны, которая обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, едиными  регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством  порядка выполнения бюджетов и ведение  бухгалтерского учета и отчетности.

    Единство  бюджетной системы оказывается  во взаимодействии бюджетов всех уровней  по вопросам формирования доходной базы. Взаимодействие происходит путем распределения  между бюджетами регулирующих доходных источников, образования и частичного перераспределения целевых фондов. Единство бюджетной системы дает возможность правительства государства  проводить единую финансовую и налоговую  политику. В свою очередь казначейская форма выполнения бюджета, которая  есть основной для всей бюджетной  системы Украины, базируется на принципе работы единого казначейского счета. Единый казначейский счет представляет собой систему бюджетных счетов органов Государственного казначейства, открытых в учреждениях банков за соответствующим балансовым счетом, на которые зачисляются налоги, собрание, другие обязательные платежи государственного бюджета и поступление из других источников, установленных законодательством Украины, из которых органы Государственного казначейства осуществляют платежи непосредственно в пользу субъектов хозяйственной деятельности, которые выполнили работы и/или предоставили услуги распорядителям бюджетных средств. Указанные счета действуют в едином режиме, создавая таким образом общегосударственную информационно-вычислительную систему единого казначейского счета, которая учитывает все осуществляемые на нем операции.

    Выполнение  местных бюджетов осуществляется через  Государственное казначейство, соответственно на них также распространяется правило  единства кассы.

    2. Принцип сбалансированности –  это право на осуществление  затрат бюджета, которые должны  отвечать объему поступлений  в бюджет на соответствующий  бюджетный период.

    Суть  принципа сбалансированности бюджетной  системы заключается в том, что  полномочия на осуществление расходов бюджета должны отвечать объему поступлений  в бюджет на соответствующий период, т.е. планированные на будущий бюджетный  период расходы бюджета любого уровня должны быть подтверждены реальными  доходами.

    3. Принципы самостоятельности. Государственный  бюджет и местные бюджеты являются  самостоятельными. Государственный  бюджет не несет ответственности  за бюджетные обязательства органов  самоуправления. Точно также областные  органы самоуправления не отвечают  за бюджетные обязательства друг  друга, а также за бюджетные  обязательства государства. Самостоятельность  подтверждается закрепленными доходами.

    Принцип самостоятельности бюджетной системы  основывается на нормах Конституции  Украины и закрепляет самостоятельность  Государственного бюджета Украины  и местных бюджетов. Бюджеты утверждаются представительными органами соответствующего уровня, выполняются органами исполнительной власти в пределах соответствующей  компетенции. Принцип самостоятельности  также разграничивает ответственность  участников бюджетных отношений  в сфере финансовой деятельности. В частности, государство средствами государственного бюджета не несет  ответственности за бюджетные обязательства  органов власти АРК и органов  местного самоуправления, которые в  свою очередь средствами соответствующих  бюджетов не несут ответственности  за бюджетные обязательства друг к другу, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти АРК и органов местного самоуправления определять направления использования средств согласно законодательству Украины.

    Бюджетный кодекс установил новые основы взаимоотношений  государственного и местного бюджетов и отобразил новый подход к  вопросам независимости и самостоятельности  местных бюджетов, которая заключается  в такому:

    - право законодательных (представительных) органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс согласно основам Бюджетного  кодекса;

    - стимулирование органов местного  самоуправления к увеличению  их доходов, которые не учитываются  при определении объема межбюджетных  трансфертов;

    - закрепление права за органами  государственной власти и органами  местного самоуправления согласно  Бюджетному кодексу определять  направления затрат на счет  средств соответствующего бюджета;

    — недопустимость изъятия доходов, полученных дополнительно в ходе выполнения решения о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии за расходами бюджета.

    Следует отметить, что чрезмерная централизация  в расходовании бюджетных средств, как и сужение финансовых возможностей органов местного самоуправления, имеют  для государства одинаковые отрицательные  следствия. Здесь нужна научно обоснованная концепция размежевания доходов  и расходов разных звеньев бюджетной  системы. Определяющими при ее обосновании  должны стать факторы эффективного расходования средств, усиление контроля со стороны государства за хозяйственной  деятельностью субъектов предпринимательства, установление зависимости между  размером бюджетных расходов и результатами экономической деятельности в регионах.

    4. Принципы полноты бюджета -  состоит в отображении в бюджете  всех поступлений и затрат  бюджета.

    Принцип полноты бюджетной системы отображает демократические и правовые основы построения гражданского общества, поскольку, в сущности, ограничивает расходы  органов исполнительной власти исключительно  теми средствами, которые поступили  к соответствующему централизованному  фонду. Правительство не должен иметь  любых доходов и расходов, кроме  тех, что предусмотренные бюджетом. За законодательством, в состав бюджетов должны включаться все поступления  в бюджеты и расход бюджетов, которые  осуществляются согласно нормативно-правовым актам органов государственной  власти, органов власти АРК, органов  местного самоуправления. Этот принцип  должен реализовываться на всех стадиях бюджетного процесса, он предусматривает установленную на равные законодательства запрет расходования бюджетных средств вне бюджета.

Информация о работе Бюджетная система и ее развитие