Бюджетная система и ее развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:05, реферат

Описание работы

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 3
1 Структура бюджета и основы бюджетного строя …………………………………. 5
2 Бюджетная система Украины ……………………………………………………….. 6
3 Принципы бюджетной системы …………………………………………………….. 8
4 Экономическое развитие Украины …………………………………………………. 12
Выводы ……………………………………………………………………………….. 16
Таблица ……………………………………………………………………………….. 18
Использованная литература …………………………………………………………. 19

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система и ее развитие.docx

— 243.85 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ ОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 

Кафедра загальної економічної  теорії 
 

РЕФЕРАТ

НА  ТЕМУ

«Бюджетная система и ее развитие» 
 

    
  Студентка ІV курса,

___ группы

__________________________

____________________

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Одесса - 2011 г.

 

     

    План

  Введение ……………………………………………………………………………… 3
1 Структура бюджета  и основы бюджетного строя …………………………………. 5
2 Бюджетная система  Украины ……………………………………………………….. 6
3 Принципы бюджетной  системы …………………………………………………….. 8
4 Экономическое развитие Украины …………………………………………………. 12
  Выводы ……………………………………………………………………………….. 16
  Таблица ……………………………………………………………………………….. 18
  Использованная  литература …………………………………………………………. 19
 
 
 
 
 

 

    

    Введение

    Для выполнения своих функций государственные  органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей  финансовой базой. С этой целью в  каждой стране создается разветвленная  сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию  денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства  каждой административно-территориальной  единицы, содержания законодательной  власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных  видов бюджетов, их сбалансирования  возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация  и принципы построения бюджетной  системы, бюджетного процесса, взаимоотношения  между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных  прав) представляют собой бюджетное  устройство.

    В разных странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами. Известны две  формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются  два звена управления — центральное  и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) — три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

    Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран  отличаются своей структурой, количеством  отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. Особенно это касается структуры  государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране. Например, в США федеральный  бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные  фонды) и доверительные (траст) фонды.

    Под бюджетной системой следует понимать совокупность отдельных ее звеньев, юридически связанных между собой, которые базируются на общепринятых принципах, которые отвечают международным  стандартам.

    Формирование  современной бюджетной системы  своим корням достигает глубокой давности. В ІХ-Х столетиях никакое  государство, кроме Украины, не смогла сформировать прототип современной  бюджетной системы, которую теперь используют большинство развитых стран  мира. Суть такого подхода заключается  в том, что бюджет княжеской семьи  был отделен от государства. На местах были созданы соответствующая службы, которые обеспечивали функционирование государства на низовом уровне.

    С распадом Киевской Руси и завоеванием  ее монголо-татарами, бюджетная система  в первоначальном ее зарождении потеряла свое содержание и формы существования.

    Следующие исторические события сопровождались противоречиями в формировании бюджетной  системы Украины.

    В июне 2001 года Верховной Радой Украины  был принятый Бюджетный кодекс, который  определил основные принципы бюджетной  системы Украины, ее структуру, принципы и правовые аспекты функционирования.

    Бюджетная система Украины представляет собой  совокупность Государственного и местных  бюджетов (их в Украине больше 10 тысяч), построенную из учета экономических  отношений, государственного и административно-территориального устройств. В унитарных государствах бюджетная система составляется с двух звеньев: центрального бюджета  и местных бюджетов. В федеральных странах к этим звеньям добавляются еще бюджеты членов федераций.

    Совокупность  всех бюджетов, которые входят в  состав бюджетной системы Украины, является сведенным бюджетом Украины. Сведенный бюджет используется для  реализации принципов государственного регулирования экономического и  социального развития Украины.

    Правовые  основы бюджетной системы представляют Конституция Украины, выданный на ее основе Бюджетный Кодекс Украины, другие законодательные акты. Экономической  основой бюджетной системы Украины  есть народнохозяйственный комплекс.

    Составляющими бюджетной системы есть ее структура, принципы построения и организация  функционирования.

 

    

    1. Структура бюджета  и основы бюджетного  строя.

    Структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством, которое  основывается на административно-государственном  устройстве Украины. Понятно, что в  федеративной, конфедеративном и  унитарном государствах бюджетное  устройство отличается.

    Бюджетное устройство Украины — это определенная правовыми нормами система бюджетов Украины, размежевание доходов и  расходов между ними, полномочие органов  законодательной и исполнительной власти в сфере бюджета. Поскольку  Украина является унитарным государством, в котором согласно ст. 7 Конституции  признается и гарантируется местное  самоуправление, бюджетная система  страны является двухуровневой и состоит из Государственного бюджета Украины и местных бюджетов. Следует отметить, что Закон Украины «О бюджетной системе Украины», что действовал до 2001 г., включал в состав бюджетной системы Украины Государственный бюджет Украины, республиканский бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты, закладывая таким образом коллизию относительно несовпадения унитарного государственного устройства и компетенции органов местной власти. Итак, бюджетное устройство представляет собой организацию и принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы. Вместе с тем Бюджетный кодекс Украины не содержит определения бюджетного устройства.

    Бюджетная система Украины представляет собой  урегулированную нормами права  совокупность государственного бюджета  и местных бюджетов, которая построена  с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориального устройства.

    Структура бюджета рассматривается в горизонтальном и вертикальном разрезах.

    В горизонтальном она характеризуется  составом доходов и расходов, а  также их удельный весом.

    В вертикальном  структура бюджета  рассматривается по уровням государственной  власти и управления и характеризуется  взаимосвязанными понятиями «бюджетный строй» и «бюджетная система».

    Каждое  государство имеет собственную  бюджетную систему и устанавливает  принципы ее построения, чтобы законодательно закрепить права на расходование средств как государственной  властью за счет средств государственного бюджета, так и отдельными административно-территориальными единицами за счет местных бюджетов. Бюджетный кодекс Украины, учитывая нормы действующего законодательства, в первую очередь Конституции  и Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», разграничивает понятие  «местный бюджет» и «бюджет местного самоуправления».

    Бюджетный строй  определяет, каким образом  осуществляется строительство бюджетной  системы. Бюджетная система отражает совокупность всех видов бюджетов, которые создаются в данной стране соответственно ее бюджетному строю.

    Бюджетный строй основывается на таких причинах:

    1.      Виды бюджетов, создающихся в  данной стране;

    2.      Принципы построения бюджетной  системы;

    3.      Разграничение характера и форм  взаимоотношений между бюджетами.

    Возможны  три варианта видов бюджетов:

    -        создание единого бюджета для  всей страны;

    -        создание отдельных региональных  бюджетов;

    -        создание на каждом уровне  административного деления централизованных

    -        и децентрализованных видов бюджетов.

    Как первый, так и второй варианты имеют  существенные недостатки и в нашей  стране не нашли применения.

    По  третьему варианту выделяются:

    -        центральные бюджеты (государственные);

    -        местные бюджеты.

    К центральным бюджетам принадлежат  централизованный бюджет страны (в  Украине – Государственный бюджет) и центральный бюджет федеративных образований ( в Украине это бюджет Автономной Республики Крым).

    Местные бюджеты различаются по уровням  административного деления и  делятся на:

    -        централизованные, согласно соответствующей  административной единице (областные,  районные, городские).

    -        Децентрализованные (городские, сельские, поселковые и районные в городах).  

    2.  Бюджетная система  Украины.

    Бюджетная система в Украине до 2001 года  была определена Законом Украины  «О бюджетной системе Украины». Его  вторая редакция была принята в 1995 году. Первая редакция Закона, принятая в 1991 году одновременно с провозглашением  независимости, юридически зафиксировала  создание собственной бюджетной  системы, являющейся одним из атрибутов  государства. И только в 2001 году был  принят бюджетный кодекс согласно которого.

    Согласно  указанному Закону бюджетная система  Украины включает:

    -        Государственный бюджет;

    -        Республиканский бюджет Автономной  Республики Крым;

    -        Местные бюджеты.

    Местные бюджеты делятся по уровню административного  деления:

    -        областные;

    -        городские  (городов местного  и районного подчинения с районным  делением);

    -        бюджеты городов (областного и  районного подчинения без районного  деления);

    -        сел;

    -        поселков;

    -        районов в городах.

    В основе построения бюджетной системы  лежит административно-территориальное  деление данного государства. При  этом создание бюджетов осуществляется при наличии соответствующего органа управления. Так, специфическим признаком  Украины является то, что на сельском уровне могут создаваться единые для нескольких сел органы власти. Тогда создается и один бюджет на несколько сел.

Информация о работе Бюджетная система и ее развитие