Бюджетная система и ее развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:05, реферат

Описание работы

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 3
1 Структура бюджета и основы бюджетного строя …………………………………. 5
2 Бюджетная система Украины ……………………………………………………….. 6
3 Принципы бюджетной системы …………………………………………………….. 8
4 Экономическое развитие Украины …………………………………………………. 12
Выводы ……………………………………………………………………………….. 16
Таблица ……………………………………………………………………………….. 18
Использованная литература …………………………………………………………. 19

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система и ее развитие.docx

— 243.85 Кб (Скачать)

    5. Принципы обоснованности – формирование  бюджета реальных макро показателях  экономики.

    С принципами полноты и сбалансированности связанный принцип обоснованности бюджетной системы. Бюджет формируется  на реалистических макроэкономических показателях экономического и социального  развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходы  бюджета, которые осуществляются согласно утвержденным методам и правилам. Как свидетельствует практика бюджетного процесса Украины, принцип обоснованности есть одним из недосягаемых, что  подтверждает отчетность о выполнении государственных бюджетов страны предыдущих периодов. Следует отметить, что  обоснованность бюджета может быть повышена за счет применения средне- и  долгосрочного бюджетного планирования.

    6. Принцип эффективности – при  составлении и исполнении бюджета,  все участники  бюджетного  процесса должны получить максимальный  результат при использовании  определенного бюджетом объема  средств.

    Принцип эффективности состоит в потому, что при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться достичь  запланированных целей при привлечении  минимального объема бюджетных средств  и достичь максимального результата при использовании определенного  бюджетом объема средств. Эффективность  использования бюджетных ресурсов контролируется на всех стадіях бюджетного процесса, который объясняется постоянным невистачанням финансовых ресурсов для необходимых расходов, предусмотренных  бюджетом.

    7. Принцип субсидированности –  распределение расходов между  бюджетами основываются на максимальную  помощь непосредственного потребителя  бюджетных средств.

    Принцип субсидиарности предусматривает, что распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должен основываться на максимально возможном предоставлении общественных услуг их непосредственному потребителю. Принцип субсидиарности введен Кодексом для подкрепления нормативного планирования бюджетов. Действующее законодательство определяет перечень доходов и расходов, которые будут осуществляться через соответствующие местные бюджеты, и таким образом повышает уровень конкретизации прав и обязанностей, а также ответственности участников бюджетных отношений.

    8. Принцип целевого использования  бюджетных средств – все средства  должны использоваться согласно  бюджетного назначения.

    Принцип целевого использования бюджетных  средств есть одним из основоположных принципов кошторисно-бюджетного финансирования, которое состоит в том, что  все бюджетные средства используются только на целые, определенные бюджетными назначениями. Нецелевое использование  бюджетных средств являются бюджетными правонарушениями и одной из оснований  применения юридической ответственности  в виде приостановления бюджетных  ассигнований. Принцип целевого использования  бюджетных средств означает, что  средства из бюджета направляются по соответствующему направлению и  тратятся распорядителями и получателями бюджетных средств на четко определенные цели согласно бюджетным назначениям.

    9. Принципы справедливости -  бюджетная  система строится на основе  справедливости при распределении  богатства между гражданами и  территориальной общиной.

    Принцип справедливости и беспристрастности, закрепленный Конституцией Украины (ст. 95), — бюджетная система Украины  строится на началах справедливого  и непредубежденного распределения  общественного богатства между  гражданами и территориальными общинами. Этот принцип обеспечивает равный доступ граждан страны к основным бюджетным  услугам и социальным гарантиям  и реализуется через установленные  Бюджетным кодексом нормы в части  определения финансовых нормативов бюджетной обеспеченности и дотаций  выравнивания.

    10. Принцип прозрачности – государственный  и местный бюджеты утверждались  публично и доводить до сведения соответствующей территориальной общинной.

    Суть  принципов публичности и прозрачности, которые базируются на нормах Конституции  Украины, закрепленных, в частности, в статьях 3, 8 и 19, заключается в  том, что Государственный бюджет Украины и местные бюджеты  утверждаются, а решение относительно отчета об их выполнении принимаются  соответственно Верховной Радой  Украины, Верховной Радой АРК  и соответствующими советами.

    Информация  о бюджете должны быть обнародована. В пределах установленной компетенции (ст. 28 БК) Министерство финансов Украины  обеспечивает доступность для публикации: 1) проекта Закона о Государственном  бюджете; 2) Закона о Государственном  бюджете Украины на соответствующий  период с приложениями, которые є  его неотъемлемой частью; 3) информации о выполнении Государственного бюджета  Украины по итогам квартала и года; 4) информации о показателях выполнения сведенного бюджета Украины; 5) другой информации о выполнении Государственного бюджета Украины.

    Проект  Закона о Государственном бюджете  подлежит обязательной публикации в  газете «Правительственный курьер»  не позднее чем через семь дней после его представления Верховные  Раде Украины.

    Верховная Рада АРК и Совет министров  АРК, местные государственные администрации  и органы местного самоуправления обеспечивают публикацию информации о местных бюджетах, в том числе решений о местном бюджете, и периодических отчетов об их выполнении. Решение о местном бюджете должны быть оприлюднено не позднее десяти дней со дня его принятия.

    Итак, доступность информации о бюджете  должна обеспечиваться на всех стадиях бюджетного процесса. Реализация этого принципа связана с необходимостью усовершенствования статистики государственных финансов, которая должных содействовать получению достоверной информации о выполнении бюджетов, объемы остатков бюджетных средств, имеющуюся бюджетную задолженность согласно международным стандартам в вопросах сбора данных, их обработки и распространение, обеспечивая в целом достаточный уровень прозрачности бюджетного процесса.

    11. Принцип ответственности  участников  бюджетного процесса – каждый  участник процесса несет ответственность  за свою деятельность бездеятельность  на каждом участке бюджетного  процесса.

    Принцип ответственности участников бюджетного процесса — каждый участник бюджетного процесса несет ответственность  за свои действия или бездеятельность  на каждой стадии бюджетного процесса. Бюджетный кодекс устанавливает, что  лица, виновные в нарушении бюджетного законодательства, несут гражданскую, дисциплинарную, административную или  уголовную ответственность согласно законам Украины. Бюджетным правонарушением  признается несоблюдение участником бюджетного процесса установленных законодательством  порядка составления, рассмотрения, утверждение, внесение изменений, выполнение бюджета или отчета о выполнении бюджета. Следует отметить, что закрепление  на уровне Бюджетного кодекса принципа ответственности за нарушение бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса свидетельствует о повышении  значения финансового контроля на всех стадиях бюджета и понимание  принципов построения бюджетной  системы законодателем.

    Бюджетный процесс – регламентированный законодательством  порядок при котором осуществляется составление, рассмотрение и утверждение  бюджетов всех уровней, контроль за исполнением  бюджетов, утверждение отчетов об исполнении бюджетов. 

    4. Экономическое развитие  Украины

    Оценка  макроэкономической ситуации в стране свидетельствует о закрепившихся  тенденциях восстановления реального  сектора, стабилизации ситуации в банковской системе страны, улучшении состояния  государственных и муниципальных  финансов. При этом на динамику и  перспективы развития отечественной  экономики продолжают оказывать  давление традиционные риски:

  • зависимость динамики развития реального сектора экономики Украины от конъюнктуры на мировых товарных и сырьевых рынках, а также от возможных колебаний спроса на продукцию отечественного экспорта;
  • рост объема государственного долга и расходов по его обслуживанию при сохранении необходимости в новых заимствованиях с целью обеспечения достаточного уровня ликвидности государственного бюджета и погашения заимствований, привлеченных в предыдущие бюджетные периоды;
  • высокий удельный вес в расходной части государственного бюджета текущих первоочередных расходов, которые не подлежат сокращению, а также расходов по финансированию   опосредованного бюджетного дефицита (дефицит Пенсионного фонда и компенсации НАК «Нефтегаз Украины» разницы между ценами закупки импортированного природного газа и его реализации), что оказывает давление на сбалансированность бюджетных показателей;
  • отрицательное сальдо торгового баланса, оказывающее давление на платежный баланс и показатели внешней ликвидности, что вероятно, приведет к дальнейшему наращиванию валового внешнего долга;
  • высокая чувствительность банковской системы Украины к системным и индивидуальным рискам, что сдерживает восстановление банковского рынка.

    В I полугодии 2011 года в Государственный  бюджет поступило 139,4 млрд. грн. доходов, на 24,4% больше, чем за аналогичный  период предыдущего года. Увеличение доходов по итогам января-июня обусловлено  значительным ростом налоговых поступлений, в первую очередь, налога на прибыль  предприятий, что объясняется ростом цен на продукцию экспортоориентированных  компаний в мае.

    Постепенное восстановление реального сектора  экономики в первой половине текущего года повлияло на увеличение налоговых  поступлений, что положительно отразилось на сбалансированности показателей  Государственного бюджета. Так, в первой половине 2011 года дефицит бюджета  уменьшился на 16,1 млрд. грн., по сравнению  с соответствующим периодом 2010 года.

    Расходы на обслуживание государственного долга  по итогам января-июня 2011 года выросли  на 56%, по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года, вследствие политики правительства по привлечению заемных  средств. В результате активных действий Министерства финансов по осуществлению  заимствований на протяжении первых пяти месяцев 2011 года ликвидность бюджетной  системы была довольно высокой. Однако уже в июне-июле объем входящего сальдо единого казначейского счета вернулся на прошлогодний уровень.

    В январе-июле посредством облигаций  внутреннего государственного займа  было привлечено средств на сумму 18,6 млрд. грн. Пиковые продажи облигаций  пришлись на март и апрель, когда  правительство осуществляло выпуски  для капитализации НАК «Нефтегаз  Украины». В конце первого полугодия  объемы торговли такими ценными бумагами значительно уменьшились: в июне-июле за счет ОВГЗ было привлечено средств  на общую сумму 1,2 млрд. грн.

    Уменьшение  объемов внутренних заимствований  было связано с размещением в  июне нового выпуска 5-летних еврооблигаций  Украины. Благодаря значительному  спросу на украинские евробонды, объем выпуска составил 1,25 млрд. USD, а процентная ставка − 6,25% годовых (предварительно планировалось осуществить заимствование на сумму 1 млрд. USD под 6,375%).

    В июне произошло увеличение прямого  государственного долга (до 360,8 млрд. грн. на 30.06.2011 г. без учета курсовых разниц). Основной причиной роста стал выпуск еврооблигаций, в то же время гарантированный  долг остался на уровне предыдущего  месяца. Соотношение прямого долга  по итогам первого полугодия и  прогнозного показателя ВВП на 2011 год составляет 36,9%, что соответствует  целевым ориентирам МВФ.

    По  итогам І половины 2011 года уровень  государственного долга в Украине  достаточно высок, учитывая необходимость  погашения в декабре текущего года сразу двух заимствований (еврооблигации  на сумму 0,6 млрд. USD и кредит ВТБ объемом 2 млрд. USD). Учитывая, что правительство имеет возможность пролонгировать кредит ВТБ еще на полгода, такая долговая нагрузка может быть оценена как умеренная.

    Решение о предоставлении очередного транша кредита МВФ в рамках программы stand-by переносится на сентябрь, приезд миссии МВФ запланирован на 29 августа. В июне-июле Украина начала выполнение одного из требований МВФ, а именно, был принят законопроект о пенсионной реформе. В то же время, Международный  валютный фонд подчеркивает необходимость  приведения тарифов на газ для  населения к рыночным ориентирам, а также ужесточения контроля инфляции. В случае положительного решения миссии очередной транш  может поступить не ранее октября. Следует отметить, что важность получения следующего транша кредита МВФ обусловлена необходимостью финансирования дефицита текущего счета. При этом если Украина не сможет выполнить требования МВФ к следующему приезду миссии, программа сотрудничества будет приостановлена, что, в свою очередь, может привести к сокращению золотовалютных резервов уже во второй половине 2011 года.

Информация о работе Бюджетная система и ее развитие