Бюджетирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:48, лекция

Описание работы

В современных теориях планирование означает процесс подготовки управленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации и включающий в себя определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях.
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления предприятия состоит в обоснованном определении основных направлений развития производства с учетом существующих и возможных ресурсов, источников обеспечения, а также спроса потребителей.
Разработка и формализация планов, определяющих будущее состояние, не является прерогативой только крупных компаний, а жизненной необходимостью любой организации.
Планирование побуждает руководство думать о будущем, заставляет компанию определять свои цели и политику, приводит к лучшей согласованности в работе и дает объективные показатели эффективности работы.
Внутрифирменное планирование рассматривается как система долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, соподчиненных и определяющих стратегию деятельности фирмы, цели функционирования, прогноз развития внешних факторов, внутренних ресурсов и др.
Классификация видов планирования:
1. По срокам планирования:
• оперативное (до года) - определение конкретных действий на установленный период, план производства, кассовый план и т.д.;
• краткосрочное (один год) - формирование производственных, коммерческих, административно-хозяйственных планов, бюджет предприятия;
• среднесрочное (три-пять лет) - планирование мероприятий по реализации стратегии, выработка финансовой политики, бизнес-план;
• долгосрочное (свыше пяти лет) - концепция компании, стратегические планы.
2. По функциям назначения:
• производственное - план производства;
• коммерческое - сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия;
• инвестиционное - план техперевооружения, организационно-техническое развитие предприятия;
• социальное - содержание объектов социальной сферы, социальная поддержка персонала;
• планы по труду и заработной плате;
• другие планы по функциям и сферам деятельности.
3. По уровням управления предприятием:
• общефирменные планы;
• планы структурных подразделений (филиал, производство, цех);
• планы работ функциональных отделов;
• планы работ участков и бригад.
4. По объектам планирования:
• по видам деятельности;
• по конкретным продуктам, видам работ и услуг;
• план выпуска новых изделий;
• план по видам продукции, находящейся в процессе освоения и т.д.
Также различают следующие виды:
• последовательное планирование - новый план составляется по истечении срока действия предыдущего;
• скользящее планирование - по истечении части срока действия плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый с учетом полученных фактических данных;
• гибкое планирование - пересмотр плана с учетом возникновения неоднозначных условий, гибкое планирование для накладных расходов.

Работа содержит 1 файл

лекции бюджетирование.doc

— 599.50 Кб (Скачать)

   Таблица 7

   Бюджет  закупок материалов

Показатели Сталь Чугун
1 2 3
Требуется материала, кг 3250 18 625
Норма на конец 2003 года, кг 400 750
Итого требуется, кг 3650 19 375
Остатки на начало 2003 года, кг (1000) (1500)
Итого к закупке, кг 2650 17 875
Цена  за 1 кг, д.е. 1 2
Итого, д.е. 2650 35 750
Затраты на закупку 38 400
 

     Далее необходимо рассчитать  затраты на оплату труда.

   Для этого составим бюджет затрат труда  основного производственного персонала. Чтобы построить этот бюджет, необходимо знать, сколько времени потребуется рабочим на изготовление каждой детали и сколько эти рабочие будут получать за час работы.

   «АВС» предполагает, что в плановом году трудоемкость составит для детали А  — 4 чел./час., для детали Б — 5 чел./час. Стоимость одного часа работы — 2 д.е.

   Таблица 8

Продукт Количество, 
шт.
Трудоемкость, 
чел./час.
Итого  
(гр. 2*гр. 3)
Сумма

(2 д.е.*гр.4)

1 2 3 4 5
А 925 4 3700 7400
Б 1400 5 7000 14 000
Итого     10 700 21 400
 

    Для формирования полной картины нужно  рассчитать косвенные расходы. Напомним, что информация об этих расходах должна быть обоснована и строиться на конкретных расчетах.

     Таблица  9

Бюджет  косвенных производственных расходов

Виды  расходов Сумма, д.е.
1 2
Амортизация 20 000
Коммунальные  услуги 15 000
Оплата  труда вспомогательного персонала 17 500
Итого косвенных производственных расходов 52 500
 

   Чтобы определить себестоимость реализованной  продукции, нам нужно рассчитать, сколько запасов материалов и готовой продукции нужно иметь на конец планируемого года.

   На  конец планового года нужно иметь 400 кг стали и 750 кг чугуна и 25 деталей А и 50 деталей Б. Себестоимость производства одной детали А составляет 39,64 д.е. / шт., детали Б — 55,55 д.е. / шт. (эти данные получают на основе информации о материальных и трудовых затратах).

   Таблица 10

   Бюджет  складских остатков на конец планового  периода

Материалы Количество, шт. Цена, д.е. Сумма, д.е.
1 2 3 4
М1 400 1 400
М2 750 2 1500
Итого материалов     1900
Готовые изделия      
А 25 39,64 991
Б 50 55,55 2777,5
Итого готовых изделий на конец 2003 года     3768,5
Итого запасов     5668,5
 

   Теперь  необходимо рассчитать себестоимость. Для этого потребуются данные, полученные на предыдущих этапах.

   Предположим, что остатки готовой продукции  на начало планового периода составляют 12 000 д.е.

    Таблица 11

Бюджет  себестоимости реализованной  продукции

№ п/п Показатели Сумма, д.е.
1 2 3
1 Остатки готовой  продукции на начало планового периода 12 000
2 Использовано  материалов (этап 3) 40 500
3 Затраты труда  основного производственного персонала (этап 4) 21 400
4 Косвенные общепроизводственные расходы (этап 5) 52 500
5 Итого производственных затрат планового периода (2+3+4) 114 400
6 Итого затрат на производство продукции для реализации (5+1) 126 400
7 Остатки готовой  продукции на конец планового  периода (этап 8) (3768,5)
8 Себестоимость реализованной в плановом году продукции 122 631,5
 

   Для определения финансовых результатов  деятельности предприятия мы должны иметь информацию как о расходах производственного характера, так и о тех затратах, которые несет фирма для обеспечения сбыта своей продукции и на общее управление бизнесом.

    Таблица 12

    Бюджет  непроизводственных расходов

Виды  расходов Сумма, д.е.
1 2
Реклама 5000
Сбытовые  расходы 12 500
Расходы на маркетинговые исследования 2500
Зарплата  персонала 10 000
Зарплата  руководителей 7500
Аренда  офиса 2500
Прочие  расходы 1500
Итого непроизводственных расходов 41 500
 

   Выше  мы рассмотрели основные формы бюджетов. В зависимости от специфики деятельности компании, а также для уточнения отдельных показателей могут быть сформированы и другие «специальные» бюджеты. Виды и количество таких бюджетов определяет высшее руководство компании и бюджетный комитет. К таким бюджетам, например, относятся: кредитный или инвестиционный бюджеты, налоговый бюджет, бюджет НИОКР и др. Также можно более развернуто представить отдельные показатели (например, построить бюджет расходов на командировки).

   Далее можно перейти к формированию бюджета прибылей и убытков, составленного на основе всех предыдущих бюджетов. Этот бюджет покажет доход, заработанный за отчетный период и понесенные затраты.

    Таблица 13

Бюджет  прибылей и убытков

№ п/п Показатели Сумма, д.е.
1 2 3
1 Продажи (этап 1) 185 000
2 Себестоимость реализованной продукции (этап 7) (122 631,5)
3 Валовая прибыль (1-2) 62 368,5
4 Непроизводственные  расходы (этап 8) (41 500)
5 Прибыль от продаж 20 868,5

   По  итогам деятельности предприятия в  базисном (прошлом) году составлен баланс:

   Таблица 14

Актив Сумма, д.е. Пассив Сумма, д.е.
1 2 3 4
Основные  средства:   Капитал 100 000
Оборудование 200 000 Прибыль 56 250
Амортизация (40 000) Кредиторская 

задолженность

25 000
Итого основных средств 160 000    
Текущие активы:      
Запасы 16 000    
Денежные  средства 250    
Дебиторская

задолженность

5000    
Итого текущих активов 21 250    
Итого активов 181 250 Итого пассивов 181 250
 

   Далее необходимо сформировать бюджет денежных средств, который представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. Его назначение состоит в обеспечении сбалансированности поступления и списания денежных средств. В нем суммируются все потоки средств как результат планируемых операций на всех фазах формирования бюджета. В целом он показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца. Большое сальдо (по меркам организации) на счете денежных средств, как правило, означает, что средства не были использованы с наибольшей эффективностью. Низкий уровень — на то, что организация не в состоянии расплатиться по своим текущим обязательствам.

   Для определения ожидаемых поступлений  используют информацию из бюджета продаж, данные о продаже в кредит и  за наличные. Также планируется приток средств из других источников, таких, как продажа акций, активов, возможные займы. Суммы ожидаемых платежей берутся из периодических бюджетов. Ответственный за подготовку бюджета денежных средств должен владеть информацией о том, какие товары и услуги необходимо приобрести, будут ли они оплачены сразу или возможна отсрочка. Помимо регулярных текущих расходов денежные средства могут быть использованы на приобретение оборудования и других активов, возврат займов и др. 

   Менеджеры определили движение денежных средств  в плановом году (таблица 15):

   Таблица 15

Показатели 1-й

квартал

2-й

квартал

3-й

квартал

4-й

квартал

Итого, д.е.
1 2 3 4 5 6
Поступления 35 000 50 000 40 000 37 500 162 500
Платежи 25 000 45 000 45 000 40 000 155 000

Информация о работе Бюджетирование