Бюджетирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:48, лекция

Описание работы

В современных теориях планирование означает процесс подготовки управленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации и включающий в себя определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях.
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления предприятия состоит в обоснованном определении основных направлений развития производства с учетом существующих и возможных ресурсов, источников обеспечения, а также спроса потребителей.
Разработка и формализация планов, определяющих будущее состояние, не является прерогативой только крупных компаний, а жизненной необходимостью любой организации.
Планирование побуждает руководство думать о будущем, заставляет компанию определять свои цели и политику, приводит к лучшей согласованности в работе и дает объективные показатели эффективности работы.
Внутрифирменное планирование рассматривается как система долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, соподчиненных и определяющих стратегию деятельности фирмы, цели функционирования, прогноз развития внешних факторов, внутренних ресурсов и др.
Классификация видов планирования:
1. По срокам планирования:
• оперативное (до года) - определение конкретных действий на установленный период, план производства, кассовый план и т.д.;
• краткосрочное (один год) - формирование производственных, коммерческих, административно-хозяйственных планов, бюджет предприятия;
• среднесрочное (три-пять лет) - планирование мероприятий по реализации стратегии, выработка финансовой политики, бизнес-план;
• долгосрочное (свыше пяти лет) - концепция компании, стратегические планы.
2. По функциям назначения:
• производственное - план производства;
• коммерческое - сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия;
• инвестиционное - план техперевооружения, организационно-техническое развитие предприятия;
• социальное - содержание объектов социальной сферы, социальная поддержка персонала;
• планы по труду и заработной плате;
• другие планы по функциям и сферам деятельности.
3. По уровням управления предприятием:
• общефирменные планы;
• планы структурных подразделений (филиал, производство, цех);
• планы работ функциональных отделов;
• планы работ участков и бригад.
4. По объектам планирования:
• по видам деятельности;
• по конкретным продуктам, видам работ и услуг;
• план выпуска новых изделий;
• план по видам продукции, находящейся в процессе освоения и т.д.
Также различают следующие виды:
• последовательное планирование - новый план составляется по истечении срока действия предыдущего;
• скользящее планирование - по истечении части срока действия плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый с учетом полученных фактических данных;
• гибкое планирование - пересмотр плана с учетом возникновения неоднозначных условий, гибкое планирование для накладных расходов.

Работа содержит 1 файл

лекции бюджетирование.doc

— 599.50 Кб (Скачать)

   Исполнение  бюджетов

   Исполнение  бюджетов является ключевой стадией  бюджетирования. В зависимости от источника фактических данных возможны следующие варианты отражения исполнения бюджетов:

  • автоматический расчет фактических значений бюджетов исходя из данных учетных систем, работающих на предприятии;
  • оперативное отражение исполнения бюджетов в документах;
  • ручной ввод фактических данных по статьям бюджетов в формы Excel (при отсутствии учетной системы или невозможности автоматически получить данные извне).

   Контроль  и анализ исполнения бюджетов

   Одной из важнейших задач бюджетирования является оперативный контроль и своевременный анализ исполнения бюджетов.

   Итак, фактическая цель бюджетирования – разработка итоговых форм бюджета, данные которых позволят получить четкую картину текущей и будущей финансовой ситуации на предприятии с точки зрения оценки трех важнейших показателей: прибыли, остатков денежных средств и результатов финансовых потоков.

   Почему  именно эти показатели являются важнейшими?

   Прибыль позволяет оценить, насколько выгодна  нам деятельность фирмы и какова рентабельность бизнеса.

   Остаток денежных средств отвечает на вопрос, сможем ли мы в каждый планируемый период расплатиться с кредиторами, выплатить заработную плату, заплатить налоги, и остаются ли свободные денежные средства для дополнительных вложений.

   Результаты  финансовых потоков необходимы для  оценки величины дебиторской (сколько денежных средств нам будут должны) и кредиторской (сколько фирма будет должна) задолженности, каковы будут остатки материалов на складах, какова ликвидность баланса, а также провести прогнозную оценку финансового состояния предприятия.

   Таким образом, итоговыми формами, которые  нам необходимо получить в результате бюджетного процесса будут являться:

    • бюджет доходов и расходов (БДР);
    • бюджет движения денежных средств (БДДС);
    • прогнозный баланс.

   По  принятой нами классификации – это  основные бюджеты, которые и являются одними из основных результатов бюджетного процесса. Все остальные бюджеты необходимы для составления этих трех основных бюджетов и служат источниками информации для них.

   Рассмотрим  итоговые формы бюджетного процесса более подробно.

   Бюджет  доходов и расходов (БДР – прогнозный отчет о прибылях и убытках). Рассчитывают прогнозные значения: объема продаж, себестоимости реализованной продукции, коммерческих и управленческих расходов, расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам), налогов к уплате и др. Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов.

   Важнейший результат данной формы – прогнозная величина прибыли и оценка рентабельности предприятия.

   Следует учесть, что суть БДР сходна с формой 2 приложения к балансу предприятия «Отчет о прибылях и убытках». Основное отличие в том, что приложение к балансу имеет жестко регламентированную форму, обязательную для отчетночти предприятий. Форму БДР мы можем составить произвольно, как правило, увеличивая количество статей, тем самым, делая бюджет более детализированным.

   Состав  статей БДР определяется в зависимости  от необходимой для предприятия степени детализации.

   БДР строится без учета налога на добавленную  стоимость.

   Достаточно большое число российских компаний ведет БДР с учетом НДС, что, на наш взгляд, является неверным. Если использовать БДР как инструмент управления непосредственно хозяйственной эффективностью предприятия, то он должен быть очищен от различных искажающих его данных. Величина НДС не имеет отношения к эффективности бизнеса как такового и должна быть выведена из расчетов по БДР.

   Бюджет  движения денежных средств (БДДС) является важнейшим документом по управлению текущим денежным оборотом предприятия. Периодичность его составления может быть различной. Как правило, он составляется на год с помесячной разбивкой. Однако следует учесть, что БДДС является самой мобильной и изменяемой в процессе текущей деятельности частью бюджета. Поэтому наибольшее применение в практической деятельности получил именно месячный бюджет ДДС с разбивкой по датам. Он составляется и утверждается перед началом каждого месяца.

   С помощью этого документа обеспечивается оперативное финансирование всех хозяйственных  операций предприятия. На основе БДДС предприятие или фирма планирует исполнение своих расчетных обязательств перед государством, кредиторами и партнерами, а также выполнение обязательств партнерами. Данный документ позволяет планировать поступление собственных средств, а также оценивать потребность в привлечении заемного капитала.

   Важнейший результат данной формы – величина остатков денежных средств предприятия  или фирмы.

   БДДС  строится с учетом налога на добавленную  стоимость и по сути отражает именно денежные потоки предприятия.

   Второе отличие БДДС от БДР состоит в том, что затраты и доходы в бюджете движения денежных средств отражаются по оплате, а бюджет доходов и расходов отражает отгрузку продукции и списание затрат.

   Третье  отличие выражается различиями в  структуре самих бюджетов. Некоторые статьи отражаются только в БДР и не отражаются в БДДС и наоборот.

   Таблица 1

   Перечень  расходов, отражающихся в структуре бюджетов

Статья  расходов БДДС БДР
   1 2 3
Амортизация   +
Ввод  в действие основных фондов   +
Списание  материалов на стоимость продукции   +
Отгрузка  продукции   +
Порча и прочие потери   +
Недостачи по результатам инвентаризации   +
Курсовые  разницы   +
Получение/погашение  кредитов (займы) +  
Покупка основных фондов +  
Оплата  продукции покупателями +  
Закупка материалов +  
Капитальные ремонты +  
Косвенные налоги +  
 

   Далее рассмотрим третью итоговую форму бюджетирования – прогнозный баланс.

   Прогнозный  баланс позволяет прогнозировать остатки  по основным статьям бухгалтерского баланса: внеоборотные активы, запасы и затраты, дебиторская задолженность, денежные средства, долгосрочные пассивы, кредиторская задолженность и др. Каждая укрупненная балансовая статья оценивается по стандартному алгоритму для статей активов и пассивов соответственно:

   А = Сн + Од - Ок,

   П = Сн + Ок - Од,

   где А — расчетная величина активов (конечное сальдо);

   П — расчетная величина пассивов (конечное сальдо);

   Сн  — начальное сальдо (из отчетности);

   Ок  — оборот по кредиту (прогнозная оценка);

   Од  — оборот по дебету (прогнозная оценка).

   Важнейший результат данной формы – оценка величины активов (средств предприятия) и пассивов (источников их образования), а также определение прогнозных величин дебиторской и кредиторской задолженности. 

   3. Общая схема постановки  бюджетирования на  предприятии. 

   Постепенная стабилизация политической и экономической  обстановки в России дает многим фирмам возможность всерьез задуматься о планировании своей хозяйственной деятельности. Не будем останавливаться на возможностях, которые дает грамотно построенный бизнес-план, и трудностях, с которыми сталкиваются сегодня предприятия в процессе планирования. Остановимся на том, как оформить уже готовый план в виде бюджетов.

   Бюджет  — это документ, в котором цели компании, сформулированные в плане, получают количественное выражение. Другими  словами, бюджет показывает, как намеченные цели будут реализовываться.

   Единой  модели построения бюджета не существует — для каждого конкретного предприятия бюджет будет индивидуален. Сам процесс бюджетирования предусматривает творческий подход, готовых шаблонов и моделей здесь не бывает.

   Важно также понимать, что бюджет необходим  только самой компании, ее руководству  и собственникам, государственные органы к процессу бюджетирования никакого отношения не имеют.

   В зависимости от типа предприятия  и особенностей его деятельности можно выделить следующие виды бюджетов:

   Таблица 2

   Характеристика  бюджетов по их типу

   Тип бюджета    Характеристика
   1    2
Бюджеты, построенные по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз» Бюджеты, построенные  по принципу «снизу вверх» предусматривают сбор и постепенную передачу информации от исполнителей к менеджерам нижнего уровня и далее к руководству компании. Основным недостатком таких бюджетов является то, что много сил и времени уходит на согласование бюджетов, а руководство не имеет доступа к «первичной» информации. В процессе передачи от одного уровня другому показатели могут изменяться, что искажает исходную информацию.

   Бюджеты, построенные по принципу «сверху  вниз» работают по обратному принципу. Недостатком этого типа бюджетов является то, что не учитывается мнение самих исполнителей, а руководство зачастую не обладает полной информацией, необходимой для бюджетирования.

   На  практике, как правило, применяются  смешанные варианты, содержащие в  себе черты обоих типов.

Долгосрочные  и краткосрочные бюджеты В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 1 год и более, а краткосрочным — на период не более 1 года. 
Сейчас в России «горизонт прогнозирования» составляет от полугода до полутора — двух лет. 
Таким образом, в российских условиях краткосрочными можно считать квартальные бюджеты и менее, а долгосрочными — от полугода до года. 
Часто долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по окончании каждого периода краткосрочного планирования
Непрерывные (скользящие)

бюджеты

По мере того как заканчивается месяц (квартал), к «старому» бюджету добавляется новый. Этот вид бюджета целесообразно использовать в российских условиях в связи с высокой степенью неопределенности. Бюджетирование можно построить так: на первый квартал планового года построить максимально подробный бюджет, далее бюджеты могут быть уже более приблизительными и уточняться по мере исполнения.
Постатейный

бюджет

Предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. Например, если вы запланировали потратить на маркетинговые исследования не более 10 000 у.е., больше вы потратить уже не сможите.
Бюджеты с временным периодом Этот термин означает систему бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период. Недостатком такого метода является неравномерность расходования средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тратить остатки неоптимальным образом, опасаясь, что в случае «недорасхода» руководство сократит бюджет на следующий период.
Статичные и гибкие бюджеты В статичном  типе бюджета цифры находятся  вне зависимости от объемов производства, в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра (как правило, объема производства или продаж).
Бюджеты с нулевым уровнем, преемственные бюджеты и бюджеты, предполагающие несколько вариантов развития событий Бюджет с  нулевым уровнем — это бюджет, который каждый раз составляется заново, «с нуля». 
В противоположность ему у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения. 
Преемственный бюджет намного снижает объем усилий и времени, затрачиваемых на бюджетный процесс. Однако он может привести к тому, что в процессе бюджетирования будут повторяться одни и те же ошибки, которых можно было бы избежать при составлении бюджета «с нуля». 
Третий вид бюджета предполагает наличие нескольких вариантов развития событий и в зависимости от складывающейся ситуации выбирается наиболее подходящий вариант. В этом случае некоторые статьи бюджетов имеют несколько значений, из которых в результате выбирается одно.
Недостижимые  и неприемлемые бюджеты Бюджет будет  недостижимым, если на практике целей, заложенных в нем, достичь не удастся. 
Неприемлемым считается бюджет, цели которого - достижимы, но не выгодны для предприятия. 
Генеральные и частные бюджеты. Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным (общим). Его цель — объединить и суммировать сметы и планы подразделений предприятия, называемых частными бюджетами.

Информация о работе Бюджетирование