Анализ новой системы оплаты труда в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - провести анализ планирования расходов на оплату труда в образовательных учреждениях и путей совершенствования организации оплаты труда в бюджетном учреждении. Для достижения цели нужно решить следующие задачи :
- рассмотреть сущность и роль заработной платы бюджетной сферы.
- проанализировать формы и системы организации заработной платы.
- определить особенности труда и заработной платы работников педагогического труда.
Объект исследования - основополагающие характеристики оплаты труда в бюджетной сфере. Предмет исследования - определение организации оплаты труда в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школы № 6 муниципального район

Содержание

Введение 4

Глава 1 Реформирование системы оплаты труда в бюджетных учреждениях 7

1.1 Предпосылки реформирования системы оплаты труда в бюджетных учреждениях 7

1.2 Новая система оплаты труда в образовании 9

1.3 Этапы введения новых систем оплаты труда в образовании 10 Глава 2 Система оплаты труда в образовательных учреждениях 12

2.1 Планирование расходов на оплату труда в учреждениях общего среднего образования, дошкольных образовательных учреждений и учреждений профессиональной подготовки 12

2.2 Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера. Компенсационные выплаты 19

2.3 Сравнительная характеристика новой системы оплаты труда и оплаты труда на основе Единой тарифной сетки 21

Глава 3 Планирование расходов на оплату труда в учреждениях общего среднего образования муниципального района Давлекановский район 25 3.1 Расчет фонда оплаты труда по смете расходов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 муниципального район Давлекановский район 25 3.2 Расчет заработной платы педагогическому персоналу и административно- хозяйственному персоналу муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 муниципального район Давлекановский район 27

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

начинаем.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

     Единое пространство, которое было обеспечено Единой тарифной сетки, рассыпалось не только по отраслевому признаку (каждая отрасль имеет свою систему оплаты труда, а то и несколько), но и по территориальному признаку (установление систем оплаты – прерогатива главных распорядителей бюджетных средств), т.е. для образования это региональные и муниципальные органы управления образованием. В то же время во многих регионах предпочитают не отказываться от учета квалификационных характеристик, используя для этого стимулирующие выплаты. Таким образом, все новые системы оплаты труда, которые сформировались и формируются на сегодня, характеризуются различными крайностями: либо максимум учета квалификации в базовой части заработной платы и минимум стимулирующих выплат, либо наоборот.             Рекомендуемая Модельная методика, где учет квалификационных характеристик минимален, а определяющее значение имеют наполняемость классов и приоритетность предметов, при этом на стимулирующие выплаты рекомендовано выделять до 30% от фонда оплаты труда. Не только Модельная методика, но и Постановление № 583 рекомендует для     федеральных бюджетных учреждений доведение стимулирующих выплат до 30% от фонда оплаты труда в 2010 году. Таким образом, цели заявлены одинаковые, различия только в способах и сроках их реализации. Модельная методика предполагает, что заработная плата учителя зависит от стоимости ученико-часа и числа учеников в классе.                                                

    Что было при Единой тарифной сетки ? Нагрузка на ставку (число часов в неделю), величина ставки (разряд по ЕТС), т. е. была определена стоимость часа работы учителя, которая различалась в зависимости от разряда на Н процентов. Что поменялось при переходе на ученико-часы? Стоимость часа работы должна делиться на число учеников в классе по норме и умножаться на число детей в классе по факту. Если наполняемость равна норме, коэффициент равен единице и зарплата не меняется. Если наполняемость меньше нормы, то коэффициент меньше единицы и фонд оплаты труда уменьшается.                                 

       Таким образом, если вводить коэффициент снижения фонда оплаты труда учреждения при наполняемости ниже нормативной, то это – стимул к повышению наполняемости в школе, а, следовательно, повышению эффективности.  
      А если использовать ученико-часы, то это – способ наказывать учителей, которые ведут занятия в классе с наполняемостью ниже той, которая сложилась в среднем по школе. Что, очевидно, также не способствует росту качества преподавания: учитель будет испытывать обиду за то, что за час работы именно в этом классе он получит меньше, и вряд ли он будет работать лучше.  Вместе с тем уже действует механизм, способный заставить школу повышать эффективность своей работы, увеличивая наполняемость, именно школу, а не учителя в каждом классе. Это – подушевые финансовые нормативы. Школа с низкой наполняемостью получит по нормативу средств меньше, чем та, у которой наполняемость выше. Однако это работает только в случае, когда не вводятся каждой школе поправочные коэффициенты, которые доводят ее расходы, рассчитанные по нормативу, до фактических.  То есть если регионы понимают, что норматив – это норма (потому нормой и называется, что не может быть у каждого свой), то для борьбы за более высокую наполняемость, а следовательно и эффективность, финансирования по нормативу вполне достаточно.
 
 
 
 
 
 
 

     

  Глава  3 Планирование расходов на оплату труда в учреждениях общего среднего образования  муниципального района Давлекановский район

3.1 Расчет фонда оплаты труда по смете расходов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения  средней общеобразовательной школы № 6 муниципального район Давлекановский район        

     

       Планирование расходов осуществляется по смете расходов. Состав расходов учреждений образования Давлекановского района указан в на рисунке 1.

 

 

 

 

 
 

 

 
 
 

 
 
 

     Рисунок 1: Состав расходов учреждения образования.   

 

Источники финансирования расходов учреждения образования являются :

                                                                                                                                                                          

     - Средства бюджетов бюджетной системы РФ ;

    - Средства предприятий, организаций,  на балансе которых состоят учреждения;

    - Средства, поступающие от оказания платных услуг учреждениям;

     - Средства, поступающие от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях, в школах-интернатах;

    - Средства, поступающие  безвозмездно, на благотворительные цели;

    - Другие доходы, не запрещенные законом;

       Расчет фонда оплаты труда муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 наглядно можно увидеть в приложении № 6. Как мы видим, по смете расходов, сумма расходов на оплату труда в 2010 году увеличилась, по сравнению с 2009 годом. По расчету к смете расходов на 2009 год выявила, что расходы на оплату труда составляет 72 % из общего объема расходов. В данном документе так же указаны количество штатных единиц административно - управляющего персонала , рассчитан надтарифный фонд и другие показатели.

        Методика определения нормативов финансирования муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения  средней общеобразовательной школы № 6 муниципального района Давлекановский район                                                                                                 для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам ( нормативы ) устанавливается в соответствии с Приложением 1 Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2008 года № 78-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О нормативах финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений для реализации основных общеобразовательных программ"

        3.2 Расчет заработной платы  педагогическому и административно- хозяйственному персоналу школы № 6 муниципального района Давлекановский район

          Фонд оплаты труда административно- обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала по смете планируется путем умножения средней ставки зарплаты по каждой должности на число ставок по штатному расписанию. Для расчета фонда оплаты труда педагогического персонала необходимо составить тарификационный список. В данном документе рассчитывается заработная плата  педагогического персонала, составляется она по состоянию на 1сентября, на начало учебного года.   Тарификационный список работников школы № 6 Давлекановского района представлен в приложении № 7,так же штатное расписание на период с 01.01.2009 по 31.08.2009 год. В данном тарификационном списке указаны все работники школы.                                                          Ставки зарплаты педагогического персонала зависят :

     1. От занимаемой должности по профессионально – квалификационной группе;

     2. От базовой единицы, устанавливаемая  Правительством РФ;

     3. От коэффициентов для определения минимальных ставок зарплаты;

   Рассмотрим на примере  расчет  заработной платы по тарификационному  списку преподавателю, директору  школы Мухаметзянову А.З.: имеет высшее образование, высшую квалификационную категорию, звание «Заслуженный учитель», преподает физику в 5-9 классах пять часов, в 10-11 классах шесть часов в неделю, заведующий кабинетом.

1. Должностной  оклад руководителя:

 Ставка руководителя  5200 руб. (Приложение 4,5)

 Повышающие коэффициенты:

   1. За высшую квалификационную категорию: 5200 * 0,30 = 1560 руб.

   2. Повышающий персональный коэффициент = 5200 *0,20 = 1040 руб.

 Итого: 5200 + 1560 + 1040 = 7800 руб.

2. Оплата  за педагогическую нагрузку:

 Ставка:   4200 руб.

 Зарплата за педагогическую нагрузку: 4200 * 6 / 18 = 1400 руб.

                                                                   4200 * 4 / 18 = 933,33 руб.

 Повышающие  коэффициенты:

     1. За высшую  квалификационную категорию = (1400+933,33) * 0,55 = 1283,33       руб. 

    2. За высшее профессиональное образование: 2333,33 * 0,05=116,67 руб.

    3. За звание « Заслуженный учитель » = 2333,33 * 0,10 = 233,33 руб.

    4. За заведование кабинетом = 4200 * 0,10 = 420 руб.

Итого: 1400 + 933,33 + 1283,33 +116,67 + 233,33 + 420 = 4386,66 руб.

Всего зарплата: 7800 + 4386,66 = 12186,66 руб.

Зарплата  с учетом районного коэффициента:12186,66 * 1,15 = 14014,66 руб.

Заключение

          Анализируя то, что происходит с введением новых систем оплаты труда в общем образовании, можно отметить и положительные, и отрицательные их результаты. С одной стороны, у работников образовательных учреждений, в которых в экспериментальном режиме вводится новая система оплата труда, действительно повышается заработная плата, в образовательных учреждениях происходит реструктуризация и сокращение штатов. С другой стороны, плохо то, что большая  доля работы по введению новой системы оплаты труда, связанная с ученико-часами, оказалась мало эффективной. 

         Общественный резонанс, обусловленный введением новой системы оплаты труда в образовании, привёл к необходимости выделения дополнительных средств на формирование фонда стимулирования (до 30% от фонда оплаты труда), что позволило образовательным учреждениям значительно увеличить свои бюджеты.         Положительным моментом стала и прямая заинтересованность руководителя образовательного учреждения в повышении средней заработной платы основного персонала учреждения, что возможно при выполнении того же объема работы сотрудников. Произошла "чистка" совместителей, "полставочников" и прочего персонала, численность которого увеличилась за последние годы. В результате оптимизировалось соотношение педагогического и прочего персонала, сократилось количество заместителей директоров и др.

         Введение новой системы оплаты  труда и подушевых нормативов создало реальную основу для повышения эффективности использования средств бюджета. По сути, переноса в финансировании центра тяжести на стимулирующие выплаты оказалось достаточно для оздоровления структуры образовательных учреждений. Эти принципы нашли закрепление в Постановлении Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Несмотря на отказ от установления на федеральном уровне базовых (минимальных) окладов и определение, что заработная плата по новая система оплаты труда не должна быть ниже зарплаты по Единой тарифной сетке , можно считать, что этот документ действительно позволит изменить к лучшему состояние бюджетных учреждений и оздоровить их финансовую часть. Для того чтобы новые возможности, открывающиеся в ходе внедрения новой системы оплаты труда, были реализованы в полной мере, необходимо, следующее:                 

          -     разработка методических подходов к определению ключевых показателей результативности работников и показателей результативности бюджетных учреждений социальных отраслей соответствующими министерствами и региональными органами по труду;                                                                            

          -  обучение руководителей бюджетных учреждений основам управления человеческими ресурсами, прежде всего, в области организации и оплаты труда.

          -   усиление роли профсоюзов в регулировании вопросов оплаты труда работников бюджетных учреждений.                                                                                                             

Информация о работе Анализ новой системы оплаты труда в образовании