Проблемы в сфере внебюджетных фондов и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является провести исследование внебюджетных фондов государства. Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть сущность и источники формирования внебюджетных фондов;
2. дать краткую характеристику основным внебюджетным фондам: Пенсионному фонду РФ, фонду социального страхования, фонду обязательного медицинского страхования РФ;
3. обозначить проблемы внебюджетных фондов в Российской Федерации: проблемы законодательного характера, финансовые проблемы становления и развития внебюджетных фондов, организационные и управленческие проблемы;
4. обозначить перспективы развития внебюджетных фондов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Внебюджетные фонды как составная часть
финансовой системы РФ…………………………………………………………….5

1.1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения …………………………………………………..5
1.2Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи……………………………………………………….9
2. Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и перспективы их решения……………………………………………18
2.1. Пенсионный фонд………………………………………………………..18
2.2. Фонд обязательного медицинского страхования…………………………………………………………………….20
2.3Фонд социального страхования ………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

проблемы внебюджетных фондов.docx

— 83.56 Кб (Скачать)

Фонд обязательного медицинского страхования.

ФОМС предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. На территории России создаются страховые медицинские компании, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных. Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

 Основными задачами  Федерального и территориальных  фондов в системе обязательного  медицинского страхования являются:

  • обеспечение реализации Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ";
  • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
  • обеспечение ее финансовой устойчивости.

Для выполнения этих задач  в области финансовой политики и  финансирования Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования:

    • осуществляет выравнивание условий деятельности территориальных фонда по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
    • проводит финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
    • вносит в установленном порядке предложения о страховом тарифе на обязательное медицинское страхование;
    • осуществляет набор и анализ информации о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования;
    • участвует в создании территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
    • осуществляет контроль над использованием финансовых средств системы;
    • аккумулирует финансовые средства Федерального фонда.

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования в области  финансово-кредитной деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

  • аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
  • осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;
  • проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  • выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
  • совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;
  • согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию. Финансовые средства Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет:
  • часть страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;
  • взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ;
  • ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольные взносы;
  • доходы от использования временно свободных финансовых средств;
  • нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориальных фондов
  • средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения.8

 

 

 

 

 

2. Характеристика  проблем функционирования внебюджетных  фондов РФ и перспективы их  решения.

2.1Пенсионный фонд  Российской Федерации.

На примере Пенсионного  фонда Российской Федерации уже  сейчас видно как не хватает средств на выплату пенсий. Нехватку приходиться ликвидировать за счет стабилизационного фонда. Накопительная часть пенсий тех граждан, которые доверили свои средства государству, в настоящий момент в среднем за год приумножаются на 5-6%, по сравнению с уровнем инфляции в 9% .Не стоит забывать уже сегодня, что мы живём в обществе, где пожилое поколение преобладает над молодым, а значит, в скором будущем ставка страховых взносов снова повысится.

 При этом возможно адресное использование, то есть, сколько внёс страховых взносов, столько в рамках этих средств и можешь использовать. Такой способ хоть и более эффективный, но всё равно не исключает возникновение иных проблем.

Рост системы государственного (добровольного) пенсионного страхования  по всем показателям замедлился. Эксперты отмечают, что в результате пенсионной реформы у граждан оказался «подорван» как спрос, так и интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов. В качестве мер для преодоления сложившейся ситуации планируется усовершенствование системы налогообложения негосударственных пенсионных фондов, которая в настоящее время является «запретительной», и расширение спроса граждан на их услуги через предоставление адекватной информации об их деятельности. В результате были представлены предложения Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов по базовым положениям концепции налогообложения участников негосударственного пенсионного обеспечения.

 В настоящее время  деятельность по негосударственному  пенсионному обеспечению осуществляют  почти 300 негосударственных пенсионных  фондов. 700 тыс. человек уже получают  негосударственную пенсию. Основной целью концепции является снижение бремени государства в деле пенсионного обеспечения путем повышения ответственности работодателей перед своими работниками через систему негосударственного пенсионного обеспечения. Кроме того, концепция направлена на установление тесной связи между размером пенсии и прошлым заработком пенсионера и на создание равных условий для всех институтов, осуществляющих пенсионное обеспечение и страхование.

По оценкам Министерства финансов Российской Федерации, уже  к 2015 году пенсионная система России будет переживать серьезнейший кризис, связанный с уравниванием численности работающего и неработающего населения. К тому времени даже для поддержания сегодняшнего уровня пенсий государству придется привлекать дополнительные средства в размере 2% ВВП. Дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации придется компенсировать за счет, человеческого фактора, т.е. повысить возрастной пенсионный порог.

Тем не менее, по мнению Председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антона Дроздова, дефицит существовал практически всегда и не о каком повышении пенсионного возраста для россиян речи пока не идет. В финансовых расчетах на 2010-2011 годы повышение пенсионного возраста не закладывается. С другой стороны, назрела потребность решения вопроса, касающегося досрочного выхода на пенсию части россиян, занятых в некоторых областях российской экономики. Треть государственного бюджета уходит именно на «досрочников». Оплачивать такие расходы в новом законопроекте о профессиональных пенсионных системах предлагается работодателям, которым в случае принятия закона придется отчислять на социальные нужды на 3-7% больше. Одновременно с этим будет корректироваться перечень профессий, имеющих возможность досрочного выхода на пенсию .

Повысить пенсионный возраст  и стимулировать работать пенсионеров, можно, за счёт увеличения для них размеров пенсии. С точки зрения экономической эффективности, эти изменения были бы вполне оправданы. И позволили бы решить проблемы бюджетного дефицита фонда. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во-вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения затрудняются. Критический дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации также связан принятием на себя государством новых социальных обязательств, лежащих вне пенсионной сферы .

 В бюджете Пенсионного фонда возникает дефицит средств на выплату базовой и страховой части пенсий в размере 148,5 млрд.. И это подрывает финансовую базу пенсионной реформы.9

В настоящее время растет коэффициент замещения при начислении пенсий, в работе фонда более широко применяются современные технологии.

 Вместе с тем, существуют  и проблемные вопросы:

  • необходимость совершенствования правовой базы работы фонда
  • уклонение юридических лиц от перечисления денег на пенсионные счета своих работников.

Кроме того, на совещании  была затронута такая проблема как  взыскание в фонд незначительных задолженностей: нередко эта процедура  стоит больше, чем объем долга. Для того чтобы решить проблему, были предложены два варианта: списание таких долгов или зачисление процедуры  взыскания долга на счет самих  должников, передает "Интерфакс". Также на совещании глава правительства  сообщил, что трудовые пенсии будут  дополнительно проиндексированы с 1 августа, если инфляция в первом полугодии  превысит 6%.10

2.2 Фонд обязательного  медицинского страхования.  

Система обязательного медицинского страхования  создавалась как автономная, призванная обеспечить предоставление бесплатной медицинской помощи населению, со своими источниками доходов и направлениями расходов.

 Однако в целом на сегодняшний  день для системы здравоохранения  характерно следующее: наличие  многих каналов финансирования  и чрезвычайно слабая нормативная  база обоснования расходов. А  желание сделать экономику здравоохранения  более прозрачной полностью отсутствует  у ее руководителей. Это обстоятельство  также сказывается и на деятельности  всех медицинских страховщиков, как в части обязательного  медицинского страхования, так  и добровольного медицинского  страхования. Чтобы сделать медицинское  страхование более эффективным  в деле защиты интересов людей,  нужно решить две основные  задачи:

  • усилить позиции обязательного медицинского страхования;
  • оптимально сочетать функции обязательного и добровольного медицинского страхования, что должно придать развитию ДМС дополнительный стимул.

 Одной из самых главных проблем ОМС является то, что нет единой организационной модели обязательного медицинского страхования для всех субъектов РФ.  После принятия закона «О медицинском страховании  граждан Российской Федерации» в  субъектах РФ сформировались различные  организационные модели ОМС. Одни стремятся к централизованному распределению средств фонда обязательного медицинского страхования в дополнение к прямому бюджетному финансированию медицинских учреждений. Другие придерживаются определенной законом модели организации ОМС – смешанной, которая на сегодняшний день функционирует лишь в трети субъектов Российской Федерации. В остальных действуют альтернативные.

Территориальные фонды ОМС широко используют практику создания своих  филиалов, которые занимаются выдачей  полисов и финансированием медицинских  учреждений. В более чем половине субъектов РФ такие организации  действуют наравне со страховыми медицинскими компаниями, а в двадцати субъектах РФ страховые медицинские организации вообще отсутствуют.  Поэтому, для того чтобы система обязательного  медицинского страхования работала более эффективно, нужно внедрить во всех субъектах РФ только одну модель ОМС.  Еще одной важнейшей проблемой является нынешняя схема финансирования отрасли  здравоохранения, которая также  требует критического осмысления и  существенной модернизации. Наличие  двух финансовых посредников (страховой  медицинской организации и территориального фонда ОМС), выполняющих дублирующие контрольные функции, нерационально в силу избыточной административной и финансовой нагрузки.    

Информация о работе Проблемы в сфере внебюджетных фондов и пути их решения