Проблемы в сфере внебюджетных фондов и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является провести исследование внебюджетных фондов государства. Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть сущность и источники формирования внебюджетных фондов;
2. дать краткую характеристику основным внебюджетным фондам: Пенсионному фонду РФ, фонду социального страхования, фонду обязательного медицинского страхования РФ;
3. обозначить проблемы внебюджетных фондов в Российской Федерации: проблемы законодательного характера, финансовые проблемы становления и развития внебюджетных фондов, организационные и управленческие проблемы;
4. обозначить перспективы развития внебюджетных фондов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Внебюджетные фонды как составная часть
финансовой системы РФ…………………………………………………………….5

1.1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения …………………………………………………..5
1.2Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи……………………………………………………….9
2. Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и перспективы их решения……………………………………………18
2.1. Пенсионный фонд………………………………………………………..18
2.2. Фонд обязательного медицинского страхования…………………………………………………………………….20
2.3Фонд социального страхования ………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

проблемы внебюджетных фондов.docx

— 83.56 Кб (Скачать)

 Федеральные внебюджетные  фонды формируются за счет  следующих источников:

• специальные целевые  налоги и сборы, установленные для  соответствующего фонда;

• отчисления от прибыли  предприятий, учреждений и организаций;

• средства бюджета;

• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

• займ4

      В 2010 г. для плательщиков страховых взносов законодательством о страховых взносах были установлены пониженные тарифы. Однако начиная с 2011 г. общий размер тарифов увеличивается и лишь некоторые категории плательщиков смогут применять пониженные тарифы взносов еще в течение нескольких лет. Тарифы страховых взносов определены ст. 12 Закона № 212-ФЗ. Тариф страхового взноса – размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (п. 1 ст. 12).

 С 1 января 2011 г. страховые взносы в государственные внебюджетные фонды по общему правилу должны исчисляться плательщиками по следующим тарифам (п. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ):

  • в ПФР – 26%;
  • в ФСС РФ – 2,9%;
  • в ФФОМС – 2,1%;

в территориальные ФОМС – 3%, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков. Суммы страховых взносов в ПФР начисляются отдельно на страховую и накопительную части трудовой пенсии. С 1 января 2011 г. согласно Закону № 213-ФЗ вступил в силу п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.01 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Теперь для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, тариф страховых взносов в ПФР составит 26%. Из них на финансирование страховой части трудовой пенсии:

  • для лиц 1966 г. рождения и старше – 26%;
  • для лиц 1967 г. рождения и моложе – 20%.
  • На финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц 1967 г. рождения и моложе тариф составит 6%.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, т.е. плательщики, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, определяют размер взносов  исходя из стоимости страхового года. Согласно п. 2 ст. 13 Закона № 212-ФЗ такая  стоимость равна произведению минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенному в 12 раз. Следовательно, указанные плательщики с 2011 г. будут платить:

  • в ПФР – 26% х МРОТ х 12;
  • в ФФОМС – 2,1% х МРОТ х 12;
  • в территориальные ФОМС – 3% x МРОТ x 12.

Если предприниматель  начал индивидуальную трудовую деятельность после начала очередного расчетного периода, то размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный  период, определяется им, исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца. Отметим, что месяцем начала деятельности индивидуального предпринимателя признается календарный месяц, в котором произведена государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.                                             Пониженные тарифы страховых взносов будут применяться отдельными категориями плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, но только в течение 2011–2014 гг.

 К отдельным категориям  плательщиков страховых взносов  относятся:

  • сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, организации народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  • организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;
  • организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог;
  • плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, – в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.5

Пенсионный фонд Российской Федерации.

ПФ РФ создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением. Первоочередной задачей  Пенсионного фонда является обеспечение  финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные  сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских  цен. Для этого он организует:  целевой сбор и аккумуляция страховых  взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением  ПФ РФ: выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в  виде трудовых, военных и социальных пенсий, а также пенсий по инвалидности, различных пособий и компенсационных  выплат. Капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;  проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели; межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Средства Пенсионного  фонда Российской Федерации формируются  в основном за счет привлечения следующих средств:

- страховые взносы

- суммы пеней или прочих  финансовых санкций;

- средства федерального  бюджета;

- доходы от инвестирования  временно свободных финансовых  средств обязательного пенсионного  страхования;

- добровольные взносы  организаций или физических лиц,  которые уплачиваются застрахованными  гражданами или страхователями;

- другие источники пополнения  фонда, которые не запрещены  действующим законодательством.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему  аккумуляции и перераспределения  денежных средств. В настоящее время  система Пенсионного фонда России включает центральный аппарат, 88 региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных. Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств. Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Т.е. система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев, — от назначения до выплаты пенсий: региональное отделение Пенсионного фонда РФ — банк — управление социальной защиты населения субъекта РФ — районный (городской) орган соцзащиты — почта (Сбербанк) — пенсионер.   Разобщенность и многозвенность в управлении пенсионным страхованием приводят к серьезным потерям финансовых ресурсов, нарушениям в части правильности начисления пенсий, изъятию средств из Пенсионного фонда на мероприятия, которые должны финансироваться из других источников.  В связи с этим целесообразно соединение функций по сбору аккумуляции пенсионных средств и их расходованию в одном органе управления, что признается многими экономистами.

 В настоящее время  в семи регионах России (Москве, Санкт-Петербурге и др.) по договорам  с соответствующими субъектами  Федерации назначение и выплата  пенсий проводятся Пенсионным  фондом, т.е. в этих регионах  работает (и достаточно эффективно) единая пенсионная служба. Пенсионный фонд РФ и его региональные отделения на местах наделены очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных функций. Процедура контроля за правильным расходованием средств включает в себя проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам. Кроме того, постоянное увеличение расходов Пенсионного фонда на выплату пенсий требует усиления контроля за их надлежащим распределением.6

Фонд социального страхования  РФ.

Фонд социального страхования  РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.  ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Основными задачами Фонда  являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
  • частичное содержание санаториев-профилакториев, и различных санаторных и оздоровительных лагерей для детей;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

Средства ФСС образуется за счет страховых взносов работодателей  и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также  осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право  на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов); доходов  от инвестирования части временно свободных  средств фонда в ликвидные  государственные ценные бумаги и  банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий  период, а также ассигнований из республиканского бюджета РФ и добровольных взносов физических и юридических  лиц. Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств  социального страхования на личные счета застрахованных. Для обеспечения  деятельности ФСС создан центральный  аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при  региональных отделениях - координационные  советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат Фонда. Отделением руководит управляющий. Фонд, его региональные отделения являются юридическими лицами.

 Бюджет Фонда и отчет  об его исполнении утверждаются  Федеральным законом, а бюджеты  региональных отделений Фонда  и отчеты об их исполнении  после рассмотрения правлением  Фонда утверждаются председателем  Фонда. Филиал отделения Фонда  является обособленным подразделением  отделения Фонда. Положением о  филиале предусматривается осуществление  всех или части функций отделения  Фонда, а также возможность  иметь отдельный баланс либо  смету, счета в банке, при  этом он не является юридическим  лицом. Филиал наделяется имуществом, создавшим его отделением Фонда  на праве оперативного управления. Средства для государственного  социального страхования хранятся  на текущих и транзитных счетах  Фонда и его исполнительных  органов, открываемых в учреждениях  ЦБ РФ. Для хранения и учета  средств для социального страхования Фонду, его отделениям открываются текущие счета, филиалам отделений Фонда — транзитные и текущие счета.  Отделения Фонда ежеквартально финансируют расходы своих филиалов по содержанию аппарата в пределах утвержденных смет и обеспечивают покрытие перерасхода по выплаченным пособиям страхователей. Другие операции по расходованию средств с транзитных счетов филиалами не производятся. Финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда составляются ежеквартально. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой России, а за рациональным расходованием этих средств в организациях — Фондом с участием профессиональных союзов.7

Информация о работе Проблемы в сфере внебюджетных фондов и пути их решения