Проблемы в сфере внебюджетных фондов и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является провести исследование внебюджетных фондов государства. Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. раскрыть сущность и источники формирования внебюджетных фондов;
2. дать краткую характеристику основным внебюджетным фондам: Пенсионному фонду РФ, фонду социального страхования, фонду обязательного медицинского страхования РФ;
3. обозначить проблемы внебюджетных фондов в Российской Федерации: проблемы законодательного характера, финансовые проблемы становления и развития внебюджетных фондов, организационные и управленческие проблемы;
4. обозначить перспективы развития внебюджетных фондов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Внебюджетные фонды как составная часть
финансовой системы РФ…………………………………………………………….5

1.1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения …………………………………………………..5
1.2Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи……………………………………………………….9
2. Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и перспективы их решения……………………………………………18
2.1. Пенсионный фонд………………………………………………………..18
2.2. Фонд обязательного медицинского страхования…………………………………………………………………….20
2.3Фонд социального страхования ………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

проблемы внебюджетных фондов.docx

— 83.56 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 

ФГОУ  СПО «Астраханский государственный политехнический колледж"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Бюджетная система РФ

 

ТЕМА: Проблемы в сфере внебюджетных фондов и пути их решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил :

студент гр .ЭФ-331

Кубрина  Ж.А.

Проверил преподаватель:

Тураева Е.П

 

 

 

Астрахань 2010

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Внебюджетные фонды как составная часть

финансовой системы РФ…………………………………………………………….5

 

1.1.Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения …………………………………………………..5

1.2Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и  задачи……………………………………………………….9

2. Характеристика проблем функционирования внебюджетных фондов РФ и перспективы их решения……………………………………………18

2.1. Пенсионный фонд………………………………………………………..18

2.2. Фонд обязательного медицинского страхования…………………………………………………………………….20

2.3Фонд социального страхования ………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………..31

Список литературы…………………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наиболее масштабной задачей  социально ориентированной экономики  государства в рыночном хозяйстве  России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной  социальной политики.  Государство  как основной субъект социальной работы, системы социальной защиты населения осуществляет управляющее  воздействие на экономику социальной сферы посредством финансовой политики. К финансовым регуляторам относятся  процессы распределения и перераспределения  финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования. Финансовая система социальной сферы сложна и имеет разветвленную структуру. Понятие “финансы” означает “денежные средства”, охватывающие совокупность всех видов денежных средств во всем многообразии форм их существования и движения. Очевидно, что финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере.   В советский период подавляющая часть социальных расходов осуществлялась из бюджета, что соответствовало уравнительному характеру существовавшей системы оплаты труда и социального обеспечения.   С началом экономических реформ ресурсы для финансирования пенсионного, медицинского и иных видов социального обеспечения были обособлены из бюджета и переданы в систему государственных внебюджетных фондов, действующих на принципах обязательного государственного страхования.  В настоящее время в государственные социальные внебюджетные фонды входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения граждан, поддержки в сфере занятости, в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, оказания бесплатной медицинской помощи, санаторно-курортного обслуживания и других. Именно через систему социальных внебюджетных фондов осуществляется финансирование почти половины всех социальных расходов консолидированного бюджета России, что составляет около 9,5% ВВП, и более 85% всех социальных выплат населению (около 8% ВВП). Платежи во внебюджетные фонды составляют чуть менее четверти всех налоговых поступлений консолидированного бюджета Российской Федерации (около 8% ВВП).  Однако развитие социальной сферы в России сталкивается с рядом весьма масштабных трудностей, среди которых следует отметить, во-первых, ограниченность имеющихся в стране ресурсов и, во-вторых, многочисленность контингентов населения, требующих социальной защиты.  Таким образом, повышение эффективности социальной политики России должно быть основано на новых подходах к решению имеющихся проблем, в том числе, и в проблемах функционирования внебюджетных социальных фондов.                                                                                        

Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является обязательное государственное социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом: общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе. Особую актуальность тема приобрела  еще и потому, что в условиях транзитивной экономики не существует гарантий занятости населения, месяцами не выплачивается заработная плата. Получение гарантированных государством социальных пособий через внебюджетные  фонды нередко является единственным средством существования для человека. Настоятельная необходимость решения методических вопросов контроля финансовой деятельности  фондов отсутствие обоснованных рекомендаций их осуществления также свидетельствуют об актуальности и практической значимости избранной темы.

 Целью данной курсовой  работы является  провести исследование внебюджетных фондов государства. Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. раскрыть сущность и  источники формирования внебюджетных  фондов;

2. дать краткую характеристику  основным внебюджетным фондам: Пенсионному  фонду РФ, фонду социального страхования,  фонду обязательного медицинского  страхования РФ;

3. обозначить проблемы  внебюджетных фондов в Российской  Федерации: проблемы законодательного  характера, финансовые проблемы  становления и развития внебюджетных  фондов, организационные и управленческие  проблемы;

4. обозначить перспективы  развития внебюджетных фондов.

 

 

 

 

 

 

1.Внебюджетные  фонды как составная часть  финансовой системы РФ.

1.1 Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов, причины их      возникновения.

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана  с развитием специальных видов  правительственной деятельности, для  которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались  за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или  счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных  фондов и счетов не были постоянными, тогда одни счета открывались, а  другие закрывались. В целом наблюдалась  тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная  новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала  определенные финансовые неудобства –  в одних фондах нехватка средств, в других избыток, и требовала  дополнительных расходов на управление ими. Поскольку такие счета и  фонды не должны были утверждаться парламентом, то правительство могло  использовать проходившие через  них средства совершенно бесконтрольно.  Создание специальных фондов позволяло  привлекать дополнительные средства для  расширения сферы деятельности правительства  в области всегда актуальных военных  расходов, научных исследований, регулирования  экономического развития страны, внешнеэкономической  деятельности и социальных выплат населению. Правительство имело возможность  за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных  фондах, покрывать кассовые разрывы  и дефицит бюджета, а также  покрывать непредвиденные расходы. Расширение деятельности государства  привело к созданию значительного  количества специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли  и цель расходования средств. Такая  множественность фондов усложняла  деятельность государства, поэтому  с укреплением централизованного  государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения  различных фондов был создан государственный  бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом  превращается в закон, обязательный к исполнению. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своё значение и самостоятельность и существовали наряду с государственным бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.

 В России в отличие  от зарубежных государств, исторически  сложилась совершенно иная система  осуществления государственных  расходов. Составлялось только два  бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался  из традиционных, относительно постоянных  расходов и направлялся на  финансирование расходов, связанных  с осуществлением основных функций  государства. Чрезвычайный бюджет  фактически выполнял функции  специальных фондов, он не утверждался,  не публиковался и содержался  в тайне. За счет его средств  погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные  войной, стихийными бедствиями и  т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета.

 Впервые целевые бюджетные  фонды стали создаваться в  Российской Федерации в период  перехода страны на новые экономические  отношения на основе Закона  РСФСР «Об основах бюджетного  устройства и бюджетного процесса  в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания  – необходимость выделения чрезвычайно  важных для общества расходов  и обеспечение их самостоятельными  источниками доходов. Среди них  ведущую роль заняли социальные  внебюджетные фонды.  При создании  социальных внебюджетных фондов  ставилась задача «разгрузить»  бюджет от существенной доли  социальных расходов, которые в  рамках бюджета финансировались  с большими трудностями. Одновременно  с социальными были созданы  и другие внебюджетные фонды.  Впоследствии, исчерпав положительный  ресурс от функционирования целого  ряда внебюджетных фондов, Правительство  РФ приняло решение о консолидации  их в бюджет, при этом сохранив  определенную автономность таких  фондов. Они включаются в бюджет  отдельными статьями, то есть  трансформировались в целевые  бюджетные фонды. Социальные фонды  сохранили статус внебюджетных  и были официально утверждены  законодательными актами правительства  и президента РФ.1

 Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в РФ  и является самостоятельным финансово-кредитными  учреждением. 

Фонд социального страхования (ФСС) был создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования и повышения  контроля за правильным и эффективным  расходованием средств социального  страхования и является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования  РФ осуществляется Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для  аккумулирования финансовых средств  и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.  Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был — и по форме, и по сути — страховым фондом под патронажем профсоюзов. 2

Область перераспределения  бюджетных средств гораздо шире, чем внебюджетных фондов, рамки перераспределения которых ограничены целевым назначением фонда. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

Но условий для экономической  самостоятельности они лишены. Поэтому  государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхования  населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками страховых  взносов в подавляющей части  являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть  стоимости воспроизводства рабочей  силы. Порядок же уплаты взносов  является формой проявления этой сущности. Ничто не мешает органам власти государства  установить минимальный уровень  оплаты труда (который является нижним уровнем для любого работодателя), включающий как прожиточный минимум, так и долю платежей во внебюджетные фонды, переложив обязанность вносить  страховые платежи с работодателей  на работников. Однако действующий  порядок более прост и привычен для менталитета нашего государства  и населения. В других странах  страховые взносы распределены более  равномерно между работниками и  работодателями, а в отдельных  государствах подавляющую часть  взносов уплачивают работники. Страховая  природа средств внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения  их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.

 Внебюджетные фонды,  являясь составной частью финансовой  системы РФ, обладают рядом особенностей:

- запланированы органами  власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

- денежные средства фондов  используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируются в основном  за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

- страховые взносы в  фонды и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные  с исчислением, уплатой и взысканием  взносов в фонды, распространено  большинство норм и положений  Закона РФ "Об основах налоговой  системы РФ";

- денежные ресурсы фонда  находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

- расходование средств  из фондов осуществляется по  распоряжению Правительства или  специально уполномоченного на  то органа (Правление фонда).3

1.2 Виды внебюджетных  фондов, их классификация, источники  формирования  и задачи.

        Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.  Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.       Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Информация о работе Проблемы в сфере внебюджетных фондов и пути их решения