Бюджет и бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:01, реферат

Описание работы

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Главной составляющей её является бюджет.
Согласно Бюджетного Кодекса РФ (глава 1, статья 6): «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Работа содержит 1 файл

Бюджет и бюджетная система.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

      Финансовые  органы субъектов РФ получают из Минфина России следующие материалы:

      - предполагаемые изменения налогообложения;

      - расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объемы передаваемых соответствующих средств;

      - порядок формирования Фонда финансовой  поддержки субъектов РФ и распределение его средств;

      - субвенции и дотации, предполагаемые  к передаче субъектам Российской Федерации.

      Финансовые органы муниципальных образований получают от финансовых органов субъектов РФ следующие материалы:

      - предполагаемые изменения отчислений  по закрепленным за местными бюджетами доходам;

      - порядок формирования регионального  фонда финансовой поддержки муниципальных образований и распределение его средств;

      - субвенции и дотации, предполагаемые  к передаче местным бюджетам.

      Порядок организации и проведения работ  по составлению проекта территориального бюджета аналогичен работам, проводимым в Минфине России по составлению федерального бюджета.

      Кроме составления проекта бюджета  на планируемый год, исполнительные органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований в целях составления консолидированного бюджета РФ, обеспечения единой финансово-бюджетной политики государства должны подготовить и представить в вышестоящий орган исполнительной власти следующие документы и материалы:

      - прогноз социально-экономического  развития субъекта РФ и муниципального образования на очередной год;

      - основные направления бюджетной и налоговой политики субъекта РФ и муниципального образования на очередной год;

      - прогноз сводного финансового  баланса по территории субъекта РФ и муниципального образования на очередной год;

      - прогноз консолидированного бюджета  субъекта РФ на очередной год и др.

      Важным  этапом в формировании местных бюджетов стал Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Зафиксированные в этом Законе новые положения внесли изменения в систему местных бюджетов, в процессы их формирования и бюджетного планирования.

      В соответствии с этим Законом и изменениями в Бюджетном кодексе РФ с 2004 г. местные бюджеты включают:

      - бюджеты муниципальных районов,  бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

      - бюджеты городских и сельских  поселений.

      Предусмотрено, что каждое муниципальное образование  имеет собственный бюджет. Помимо бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений вводится консолидированный бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений.

      В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов (внутригородских территорий), не являющихся поселениями.

      Таким образом, система бюджетного планирования на местном уровне усложнилась. 
 
 
 
 
 
 

      32. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

      Межбюджетные  отношения — это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

      Межбюджетные  отношения возникают в основном в связи с оказанием территориальным бюджетам финансовой помощи.

      Методами  предоставления территориальным бюджетам финансовой помощи могут быть:

      - мероприятия по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности территорий;

      - предоставление субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры;

      -межбюджетные трансферты и т.д.

      Кроме того, из бюджетов высшего уровня в  нижестоящие бюджеты могут выделяться бюджетные кредиты.

      Межбюджетные  трансферты — средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

      С 1994 г. действует Федеральный фонд финансовой поддержки регионов. Он образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Методика его распределения неоднократно изменялась.

      С 1 января 2005 г. действует следующая методика.

      Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ до распределения дотаций из Фонда определяется по формуле: 

      БОi = ИНПi / ИБРi, 

      где БОi — уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ до распределения дотаций из Фонда;

   ИНПi — индекс налогового потенциала РФ;

   ИБРi — индекс бюджетных расходов субъекта РФ.

      Индекс  налогового потенциала — относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта РФ.

      Индекс  бюджетных расходов — относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта РФ по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий.

      Эти индексы применяются для сопоставления  уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и не являются прогнозируемой оценкой расходов субъектов РФ в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

      Дотации из Фонда распределяются между субъектами РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, пропорционально отклонению уровня расчетной бюджетной обеспеченности этих субъектов РФ от уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.

      Объем дотаций из Фонда, выделяемых субъекту РФ, рассчитывается в два этапа, причем в отношении каждого из них устанавливается критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности.

      Фонды финансовой поддержки муниципальных  образований создаются с целью наделения муниципальных образований финансовыми ресурсами для обеспечения полномочий органов местного самоуправления. Эта задача решается путем сокращения отставания уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов с низким уровнем бюджетной обеспеченности собственными доходами от уровня, достаточного для выполнения муниципальных полномочий. То есть финансовая помощь выделяется муниципальным образованиям с недостаточным уровнем бюджетной обеспеченности.  
 
 
 
 
 
 

      33. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ  БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ 

      Доходы  бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, органов государственной  власти субъектов РФ органов местного самоуправления.

      Доходы  бюджетов разных уровней формируются  за счет налоговых и неналоговых  доходов, а также доходов внебюджетных доходов.

      Процесс планирования доходов бюджета строится на основе норм бюджетного и налогового законодательства РФ.

      Планирование  доходов — важнейший элемент  налоговой и бюджетной политики государства.

      Планирование  бюджетных доходов представляет собой последовательность действий всех ветвей власти, связанных с  разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых и неналоговых платежей, их рассмотрением, утверждением и распределением по уровням бюджетной системы, т.е. охватывает сферу планирования доходов в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов.

      Планирование  доходов играет важную роль в разработке прогноза социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных образований на средне- и долгосрочный периоды, в своевременном и обоснованном составлении проектов федерального, регионального и местных бюджетов на предстоящий год, в принятии необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.

      Доходы  планируются на основе прогноза следующих  важнейших макроэкономических и  социально-экономических показателей: ВВП; ВНП; чистый национальный продукт; национальный доход; платежный баланс; численность населения; личный доход населения и т.д.

      Каждый  из этих показателей служит основой  для расчета как общей суммы  поступлений бюджетных доходов, так и отдельных групп, видов  налогов и прочих неналоговых  поступлений в бюджеты.

      Планирование  доходов бюджета на макроуровне  осуществляют, как правило, Минфин России и финансовые органы по соответствующим  уровням бюджета, а также принимают  участие и другие экономические  ведомства.

      Планируются доходы бюджетов в разрезе налоговых и неналоговых доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    34. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ 

      Налоги  являются главным источником средств  государственного бюджета, финансовой базой социальной политики государства. Для обоснования сумм налогов  поступаемых в государство составляется план по налогам и сборам. Он охватывает собираемость федеральных, региональных и местных налогов.

      Налоговое планирование подразделяется на два  уровня:

    1. макроуровень;
    2. уровень хозяйствующего субъекта или организации.

      Налоговое планирование на макроуровне охватывает сферу планирования в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов.

      Основная  задача налогового планирования на макроуровне — определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий уровень бюджетной системы.

      Целью налогового планирования является обоснование совокупности действий по максимальному учету возможностей оптимизации налоговых платежей как для государства, так и для плательщиков налога.

      По  отношению к субъектам налогообложения  при обосновании плана по налогам  и сборам используются следующие  принципы: всеобщности; обязательности; стабильности; равнонапряженности и  социальной справедливости.

      Различают текущее (оперативное, краткосрочное) и перспективное (среднесрочное, долгосрочное) налоговое планирование.

      Оперативное планирование осуществляется на месяц или квартал. Оно призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время.

      Краткосрочное налоговое планирование служит основой для составления бюджетов соответствующих уровней власти на очередной год.

      В процессе осуществления текущего планирования решаются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового планирования. Эта стратегия определяется в процессе средне- и долгосрочного налогового планирования.

      При текущем планировании детально анализируются и определяются размеры как общей совокупности налогов, так и отдельных их видов.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система