Бюджет и бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:01, реферат

Описание работы

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Главной составляющей её является бюджет.
Согласно Бюджетного Кодекса РФ (глава 1, статья 6): «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Работа содержит 1 файл

Бюджет и бюджетная система.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

     - федеральный и территориальные  бюджеты.

      Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства, содержит данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета и составляется на три года (первый год — год, на который составляется бюджет) по укрупненным показателям бюджетной классификации. Производится ежегодная корректировка на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства. Основные показатели прогноза: индекс потребительских цен, ВВП, объем промышленной продукции и т.д.

      Важное  место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства и регулировании денежного обращения занимает баланс финансовых ресурсов (сводный финансовый баланс). Этот план разрабатывается Минэкономразвития России при активном участии Минфина России и других учреждений финансовой системы. В нем отражается формирование и использование денежных фондов, планируемых в составе бюджетного, внебюджетных, страхового и денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Его показатели принимаются за основу при составлении проекта бюджета.

      Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану (бюджету), в котором отражаются движение бюджетных  фондов, а также структура доходов  и расходов. Таким образом, основными финансовыми планами на государственном и территориальном уровнях выступает бюджет (федеральный, региональный и местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

      Бюджет  как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. В отличие от финансовых планов бюджет обретает законную силу только после утверждения законодательными органами власти.

      Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год. Они утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.

      К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования относятся: баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов.

      Порядок и сроки составления финансового  плана, методика расчета плановых показателей  устанавливаются: для бюджетных  учреждений — Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти; для коммерческих организаций и некоммерческих организаций (не являющихся бюджетными) — приказами и распоряжениями по организации. 
 
 
 
 
 
 
 

    18. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТОВ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ 

      Бюджет  как финансовый план носит целевой  и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей. Следовательно, бюджет является основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной социально-экономической политики.

      Бюджет  составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и муниципальных образований. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

      Бюджет  составляется исполнительным органом  власти и утверждается в форме  закона соответствующим законодательным  органом власти.

      Порядок составления и утверждения бюджета  как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми  в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях. Концептуальное значение для составления проекта федерального бюджета имеют бюджетные послания Президента РФ, для региональных и местных бюджетов — основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год.

      Проекты бюджетов составляются на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, установленными российским законодательством. При составлении проекта бюджета учитывается также действующее налоговое законодательство.

      До  разработки проекта бюджета составляется целый ряд социально-экономических и финансовых планов, которые в отличие от бюджета не утверждаются в форме закона, однако имеют важное значение не только при обосновании бюджета, но и из-за возможности определения результатов действия бюджетной политики. Примерами таких финансовых планов являются прогноз социально-экономического развития, баланс финансовых ресурсов, перспективный финансовый план и др.

      В зависимости от того, в какую сторону  отклоняются показатели, проект бюджета  можно назвать оптимистичным или пессимистичным.

      В оптимистичном проекте бюджета его доходная и расходные части завышены и минимизируется размер дефицита. Последствия нереальности бюджета выявляются в процессе исполнения бюджета, когда собираемость налогов не достигает 100%, а расходы не обеспечиваются в полном объеме. Следовательно, составление чрезмерно оптимистичного проекта бюджета может серьезным образом негативно повлиять на процесс фактического исполнения бюджета и по доходам, и по расходам.

      Пессимистичным  проект бюджета оказывается в том случае, если доходная часть искусственно занижена, что приводит к занижению и расходной части. В таком случае собираемость налогов превысит плановый показатель, а государство получит дополнительные доходы. В этой ситуации сложно определить наиболее эффективные направления расходования дополнительных доходов бюджета, а роль государственных органов, осуществляющих контроль за поступлением доходов в бюджет (налоговых, таможенных и др.) существенно снижается.

      Таким образом, возникает необходимость составления не только реалистичного проекта бюджета, запланированного исходя из предварительных расчетов, но и оптимистичного, и пессимистичного проекта бюджета, чтобы учесть все возможные изменения. 
 
 
 
 

    19. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ 

      Бюджетное планирование — совокупность мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, направленных на формирование, экономическое обоснование и сопоставление показателей доходов и расходов бюджетов всех уровней.

      Задачами бюджетного планирования являются:

      - определение оптимального объема  поступлений в бюджеты всех  уровней; 

      - определение объемов и направлений  расходования бюджетных средств,  а также приоритетов их расходования  в бюджетном периоде;

      - обеспечение целевого использования  бюджетных средств путем установления  рациональных норм и нормативов  их распределения;

      - анализ фактических показателей  в целях повышения достоверности  плановых показателей;

      - оценка факторов, влияющих на  изменения плановых показателей в бюджетном периоде, и анализ возможных последствий и ряд других задач.

      Объектами бюджетного планирования выступают экономические отношения по поводу определения объема и структуры бюджетных показателей.

      Субъектами бюджетного планирования являются федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, федеральные органы законодательной и судебной власти, Счетная палата РФ и др.

      Участники бюджетного планирования — органы, обладающие бюджетными полномочиями, каждый из которых имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий, а также участники бюджетного процесса, выполняющие возложенные на них обязанности по формированию централизованных фондов денежных средств.

      Бюджетное планирование представляет собой длительный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных  этапов.

      Первый  этап — это анализ выполнения плана за предыдущий период, а также оценка текущей экономической ситуации в стране и позитивных и негативных факторов, которые могут обусловить определенное развитие событий. Составляются прогнозы с учетом различных вариантов развития бюджетных отношений. Выявляются резервы увеличения бюджетных доходов, определяются возможности повышения эффективности расходования бюджетных средств.

      На  втором этапе необходимо поставить финансовые задачи, которые требуют решения в планируемом периоде. Выбираются важнейшие направления расходования бюджетных средств, намечаются мероприятия в области мобилизации бюджетных доходов. Первоочередное значение имеют содержащиеся в Бюджетном послании Президента РФ приоритеты бюджетной политики на планируемый период.

      Третий  этап бюджетного планирования предполагает расчет бюджетных показателей различными методами (экстраполяция, нормативный, индексный, программно-целевой методы), осуществляется корректировка с учетом других бюджетов и возможных изменений в бюджетном или налоговом законодательстве.

      Следует отметить, что определяются наиболее оптимальные значения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    20. РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ, НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ  И ЦБ РФ В  БЮДЖЕТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ 

      В процессе бюджетного планирования законодательные  органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и  утверждают бюджеты.

      Минфин  РФ обладает следующими бюджетными полномочиями в процессе бюджетного планирования:

     - составляет проект федерального  бюджета и представляет его  в Правительство РФ, принимает  участие в разработке проектов  бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

     - осуществляет методологическое  руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;

      -  устанавливает порядок ведения  сводной бюджетной росписи федерального  бюджета;

     - составляет и ведет сводную  бюджетную роспись федерального  бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство РФ;

     - представляет в Федеральное казначейство  лимиты бюджетных обязательств  по главным распорядителям средств  федерального бюджета;

     - разрабатывает прогноз консолидированного  бюджета РФ;

     - получает от федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации.

      Территориальные финансовые органы разрабатывают проект регионального или местного бюджета, а также закон (решение) о бюджете  на планируемый год.

      Особую  роль в бюджетном планировании играют налоговые органы. Они представляют данные о планируемом объеме налоговых поступлений и налоговых льгот с учетом поправочных коэффициентов, а также данные о возможном сокращении задолженности налогоплательщиков по налогам и сборам, включая оценку необходимых для ее осуществления ресурсов.

      Банк  России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, которые используются при составлении федерального бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    21. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  КАК МЕТОД БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 

      Экономический анализ предназначен для регистрации, объяснения и использования в плановой работе результатов хозяйственно-финансовой деятельности исследуемых объектов и предусматривает совокупность методов формирования и обработки данных о развитии бюджетной системы, позволяющих обеспечить научно обоснованную оценку результатов ее функционирования, выявить резервы роста ее доходов и рационального осуществления расходов.

      В рамках бюджетного планирования применяются  следующие виды экономического анализа: горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими; вертикальный анализ, в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты; трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее); факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система