Бюджет и бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:01, реферат

Описание работы

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Главной составляющей её является бюджет.
Согласно Бюджетного Кодекса РФ (глава 1, статья 6): «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Работа содержит 1 файл

Бюджет и бюджетная система.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

    Исполнение  бюджета обеспечивают в установленном порядке Минфин РФ, вся система органов управления финансами в РФ. В настоящее время в России осуществляется казначейское исполнение бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Понятие бюджетной  классификации. Ее  состав и структура. 

    Бюджетная классификация -  это документ, который утверждается законодательно, представляющий собой обязательную группировку доходов и расходов по однородным признакам с присвоением им определенного шифра.

    Бюджетная классификация обеспечивает унификацию бюджетной процедуры, и она необходима, во-первых, для проведения единого порядка составления всех бюджетов и смет бюджетных учреждений. Во-вторых, для организации исполнения бюджетов и получения информации о движении бюджетных ресурсов в процессе исполнения бюджета.  В третьих, для проведения анализа плановых и отчетных данных по бюджету и на основе этого выявления резервов роста доходов и экономии расходов бюджета. В-четвертых, для организации контроля за исполнением бюджета, соблюдения финансовой дисциплины в бюджетной сфере и во всех бюджетных учреждениях.

    Классификация доходов бюджетов РФ -  представляет собой группировку доходов всех уровней по отдельным источникам поступающих средств. Все доходы в этой классификации делятся на группы, в зависимости от формы привлечения средств.

    1. Налоговые доходы
    2. Неналоговые доходы
    3. Безвозмездные перечисления
    4. Перечисления в государственные целевые бюджетные фонды.

    Функциональная  классификация расходов бюджетов РФ - представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней, которые отражают направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, определенных расходными полномочиями. В этой классификации есть четыре уровня:

    Экономическая классификация расходов бюджетов РФ -  представляет собой группировку расходов по экономическому содержанию и включает в себя три раздела:

    1. Раздел - текущие расходы на содержание бюджетных учреждений и выполнение основных функций государства. Эти расходы не приводят к расширению государственной деятельности.
    2. Раздел - капитальные расходы. Эти расходы направляются на увеличение имущества и резервов, которыми располагает государство:

      - капитальные вложения в основные  средства;

      - создание государственных запасов  и резервов;

      - приобретение земли и нематериальных  активов;

      - капитальные трансферты.

    1. Раздел - предоставление кредитов, за вычетом их погашения.

    Ведомственная классификация расходов федерального бюджета - эта классификация представляет собой группировку расходов по главным распорядителям бюджетных средств. Она совпадает с третьим и четвертым уровнем функциональной классификации. 
 
 
 

    7. Характеристика доходов  бюджета. 

    Доходы  бюджетной системы можно определить как экономическую категорию, т.е. совокупность определенных экономических отношений, возникающих между плательщиками доходов, в качестве которых выступают юридические и физические лица, и получателем средств, государством, в лице органов его власти. Эти отношения возникают по поводу изъятия части средств плательщиков в пользу получателя.

    Под доходами федерального бюджета понимают: денежные отношения, возникающие у федерального центра с юридическими и физическими лицами в процессе формирования федерального бюджетного фонда (экономический аспект); денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим законодательством, в распоряжение федеральных органов государственной власти (материальный аспект).

    К доходам федерального бюджета относятся:

    1. Часть средств, собранных в  качестве федеральных налогов  и сборов (НДС, акцизы).

    2. Неналоговые доходы.

    3. В доходах федерального бюджета учитывается:

    - прибыль банка России (после уплаты  обязательных налогов);

    - доходы от внешнеэкономической  деятельности.

    Доходы  бюджетов субъектов  РФ представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.

    Собственные доходы бюджета субъекта РФ формируются  за счет следующих доходов:

  1. Доходов:

    -  от региональных налогов и  сборов (транспортный налог, налог  на игорный бизнес, налог на имущество организаций);

    - в части федеральных налогов  и сборов (так как только часть  из них поступает в федеральный  бюджет).

  1. Безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней.

    3. Доходов   от использования имущества субъекта  РФ.

    4. Части прибыли государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности субъекта РФ, остающейся после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, в размере, устанавливаемом законом субъекта РФ и доходов от оказания государственными учреждениями субъекта РФ платных услуг.

    5. Штрафов и иных поступлений.

    Доходы  местных бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.

    Доходная  часть местных бюджетов состоит:

  1. Из собственных доходов.
  2. Из поступлений от регулирующих доходов.
  3. Финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований).
 

8. Характеристика расходов бюджета. 

    Расходы бюджетов – это затраты, которые возникают у государства и муниципальных образований в связи с выполнением ими своих функций и задач.

    Состав  расходов зависит от ряда факторов:

  1. В первую очередь – от природы и функций государства.
  2. От уровня социально-экономического развития страны.
  3. От сложившейся системы взаимосвязей между бюджетом и экономической и социальной сферой.
  4. От административно – территориального устройства государства
  5. От форм предоставления бюджетных средств

       Состав  расходов может быть классифицирован по нескольким признакам:

  1. По экономическому назначению.
  2. По функциональному признаку.
  3. По ведомствам – получателям средств.

      В РФ происходит также распределение  расходов по территориальному признаку между отдельными видами бюджета.

    Исходя  из этого, из федерального бюджета исключительно финансируются следующие виды расходов:

  1. Обеспечение деятельности президента РФ, федерального собрания, правительства и других федеральных органов.
  2. Функционирование федеральной судебной системы, национальная оборона и обеспечение безопасности государства.
  3. Осуществление международной деятельности.
  4. Исследование и использование космоса.
  5. Обслуживание и погашение государственного долга РФ.
  6. Финансовая помощь субъектам РФ.

    Из  региональных бюджетов исключительно финансируются:

  1. Обеспечение органов законодательной и исполнительной власти субъектом РФ.
    1. Обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ.
  1. Формирование и обслуживание государственной собственности субъектов РФ.

      Из  местных бюджетов исключительно финансируются расходы:

  1. На содержание органов муниципального управления
  2. На содержание и развитие организаций образования, здравоохранения, культуры и других учреждении, находящихся в муниципальной собственности
  3. Содержание муниципального жилищно-хозяйственного обслуживания
  4. Обслуживание и погашение муниципального долга

      Значительная  часть расходов совместно  финансируется из бюджетов различных  уровней:

  1. Государственная поддержка промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи, дорожного хозяйства.
  2. Обеспечение правоохранительной деятельности
 
 

9. Экономическое содержание  государственного  долга и управления  им. 

    Государственный долг – это долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами. Иностранными государствами, международными организациями, возникшие из государственных займов, договоров и соглашений о предоставлении бюджетных, кредитов и ссуд, принятых на себя государством гарантий по обязательствам третьих лиц, а также принятые на себя обязательства третьих лиц.

    В состав государственного долга включаются:

    1. Кредитные соглашения и договора, заключенным от имени РФ с  кредитными организациями, иностранными  государствами, международными финансовыми  организациями в пользу перечисленных кредиторов.

    2. Государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ.

    3. Договоры о предоставлении государственных  гарантий РФ, договоры поручительства  РФ по обеспечению исполнения  обязательств третьими лицами.

    4. Соглашения и договоры, заключенные  от имени РФ о реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

    Муниципальный долг – это общий объем долговых и других обязательств органа местного самоуправления перед юридическими и физическими лицами, возникший из муниципальных заимствований, принятых на себя органом местного самоуправления поручительств и гарантий, а также обязательств третьих лиц.

    Управление  государственным  долгом – это совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга или механизм формирования и реализации одного из направлений политики государства, связанного  с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика или гаранта.

    Управление  государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий три этапа.

    На  первом этапе определяются предельные размеры государственных заимствований  и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышение эффективности их использования.

    На  втором этапе привлекаются ресурсы  на внешних и внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставление государственной гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов.

    Третий  этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    10. Характеристика и  значение внебюджетных  фондов в бюджетной  системе РФ. 

Информация о работе Бюджет и бюджетная система