Развитие системы государственной службы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Целью программы стало «создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики».

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие государственной службы и государственного служащего в РФ.
1.1. Виды государственной службы.
1.2. Уровни государственной службы.
Глава 2. Организационно-правовые основы государственной службы РФ.
2.1. Основы правового положения государственного служащего.
2.2. Ответственность и социальные гарантии.
Глава 3. Развитие системы государственной службы РФ.
3.1. Принципы взаимоотношений между государством и обществом.
3.2. Государственная служба как социальный институт.
3.3. Проблемы реформирования и развития системы государственной службы в РФ.
3.4. Законодательное обеспечение процесса реформирования системы государственной службы в РФ.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

источники.docx

— 69.55 Кб (Скачать)
  • государственный аппарат;
  • военная служба.

     В соответствии с этим все государственные  служащие подразделяются на две группы:

  • служащие в государственном аппарате;
  • военнослужащие.

     Служащие  государственного аппарата делятся  по органам, в которых они трудятся:

  • служащие в органах представительной власти;
  • служащие в органах управления;
  • судьи;
  • работники прокуратуры и т.д.

     Военнослужащие  подразделяются по видам и роду вооруженных  сил (сухопутные войска, военно-морские  силы и т.д.), в службах, к ним  приравненных (внешняя разведка, погранслужба и др. структурах).

     Классификация служащих по роду деятельности имеет  непосредственное значение по учету  контингента служащих, для определения  соотношения между группами и  государственного планирования подготовки кадров, нормирования и оплаты труда.

     В классификация государственных служащих по объему должностных полномочий разделяют служащих по их роли в реализации функций органа (организации) и объему полномочий в общем виде, без детализации:

  • руководители;
  • специалисты (основной состав);
  • вспомогательный персонал.

     К руководителям относятся руководители органов, организаций и их структурных подразделений, их штатные заместители. В их задачи входит как непосредственное осуществление функций данного органа (организации, например, учебного заведения), так и организовать работу других двух групп.

     К группе специалистов (основному составу - как по численности, так и по роли в реализации функций органа, организации) относятся служащие, которые  реализуют функции и соответствующие  полномочия лично и непосредственно: инженеры, техники, преподаватели, врачи, работники учетно-бухгалтерских  подразделений и т.д.

     К группе вспомогательного персонала  относятся служащие, которые непосредственно  не осуществляют функций и полномочий данного органа (организации), но создают  условия для нормальной работы двух вышеназванных групп. Это секретари, работники делопроизводства и другие служащие.

     Приведенная классификация государственных служащих имеет значение при наделении каждой из групп служащих, а также при разработке и утверждении организационных структур и штатов.

     Продолжением  классификации служащих по объему должностных  полномочий является их разделение по признаку обладания в рамках должностных  полномочий полномочиями распорядительного  характера. По этому критерию служащие должны быть разделены на две группы:

  • служащие, наделенные полномочиями распорядительного свойства, т.е. полномочиями давать распоряжения, приказы, принимать нормативные акты и т.д.;
  • служащие, таковыми полномочиями не наделенные.

     К первой группе в этом случае относятся  руководители государственных органов  и их структурных подразделений, руководители предприятий и учреждений и структурных подразделений  в них, работники милиции и другие. В литературе и текущем законодательстве все эти служащие именуются должностными лицами.

     Настоящее законодательство определяет государственные  должности как «должности, устанавливаемые  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного  исполнения полномочий федеральных  государственных органов, и должности, устанавливаемые конституцией (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации».

     Соответственно, должностное лицо - это человек, который  исполняет полномочия федеральных  государственных органов и государственных  органов субъектов РФ.

     Распорядительные  полномочия должностного лица слагаются  из многих конкретных действий, определяемых положениями об органах, должностными инструкциями, уставами по организации  государственной службы и работы органов, законодательством об административной и дисциплинарной ответственности, нормами финансового и гражданского права, связанными с распоряжением  финансами и имуществом.

     Законодательство  по охране безопасности и общественного  порядка наделяет лиц, непосредственно  охраняющих безопасность и порядок, званием представителя власти (работник полиции, военнослужащий, охраняющий общественный порядок и др.). Полномочия представителя власти носят не отраслевой (ведомственный) характер, а публичный, т.е. эти полномочия реализуются по отношению ко всем гражданам, независимо от места работы и профессии. Указанные полномочия реализуются не в производственных объединениях, а в государственно-территориальных и административно-территориальных образованиях.

     Согласно  статье 11 ФЗ «О государственной гражданской  службе РФ», выделяется несколько видов  классных чинов, которые присваиваются  государственным служащим:

  1. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
  2. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.
  3. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  4. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  5. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  6. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  7. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.
  8. Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации.
  9. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации.

     В иных федеральных государственных  органах указанный классный чин  присваивается руководителем федерального государственного органа.

  1. Классные чины гражданской службы, предусмотренные частями 5, 6 и 7 настоящей статьи, присваиваются представителем нанимателя.
  2. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта Российской Федерации присваиваются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации».

     Согласно  пункту 12 статьи 11 ФЗ «О государственной  гражданской службе РФ», порядок  присвоения классного чина государственным  служащим РФ, а также Субъектов  РФ определяется Указом президента РФ. 

    1. Уровни  государственной  службы
 

     «Система  управления государственной службой  создается на федеральном уровне, на уровне субъекта Российской Федерации и на уровне государственного органа». Исходя из данной цитаты уровнями государственной службы являются:

  • федеральный уровень;
  • уровень субъекта Федерации;
  • уровень государственного органа.

    Таким образом, реализуется следующая  схема управления: основное законодательство принимается на уровне Федерации, дополнения и корректировки в него вносятся на региональном и местном уровнях. В связи с этим происходит адаптация  федерального законодательства и установленных на федеральном уровне принципов деятельности государственных служб к местным требованиям. Но есть одно условие в проведении данных корректировок - дополнения и адаптация не должны противоречить принятому на федеральном уровне законодательству.

    Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

  • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц
 
 
 

     Глава 2. Организационно-правовые   основы государственной службы РФ 

     Государство, организуя и формируя свою государственную  службу, использует в этих целях, прежде всего, закон, право. Законодательство о службе - непременное условие  и правовая основа всей ее организации  и деятельности. Характерным для  развития законодательства о службе многих государств является наличие  законодательных актов двоякого рода: акты, регулирующие только отношения  по службе и всецело отводимые  для этой цели. Это, как правило, законы (декреты, указы и др.) о государственной службе; другую группу составляют акты по иным вопросам государственной деятельности, в которых регулирование отношений по службе проводится частично, в связи с основным вопросом, например, положения о министерствах и других органах государства, законы о судебной системе, о прокуратуре и т.д., в которых кадровые вопросы решаются в своей основе, с последующей детализацией в специальных правовых актах.

     Это характерно и для развития законодательства о службе Российского государства. Принципиальное упорядочение отношений в сфере государственной службы обычно связывают с реформами Петра I, в частности, с принятым им Табелем о рангах, установившем 14 классов для чиновников на государственной службе, - их звания, оплату труда, порядок прохождения службы. Впоследствии были приняты и многие другие законодательные акты, из которых следует назвать Закон о гражданской службе 1896 года, который вобрал в себя многие нормы предшествовавших актов о государственной службе и который действовал вплоть до 1917 года.

     Советское государство на протяжении всей своей  истории правового регулирования государственной службы уделяло крайне незначительное внимание. В этом деле надо отметить тот факт, что единственным законодательным актом общего характера о государственной службе в РСФСР и СССР было «Временное положение о службе в государственных предприятиях и учреждениях» 1922 года, действовавшее в течение более 70 лет. Отдельные вопросы государственной службы регулировались в актах по отраслям, например, о званиях, чинах и рангах, о прохождении службы, о порядке замещения должностей по конкурсу и т.д. и лишь в 1995 году принят, общий Закон о государственной службе - «Об основах государственной службы Российской Федерации» 31 июля 1995 года.

     Такое состояние законодательства о службе, в частности, отсутствие на протяжении 70 лет закона о государственной  службе имеет свое объяснение. Кадровая политика всецело находилась в руках КПСС, которая, меньше всего строила руководство обществом и государством на основе закона. Основной организационной формой кабинетного решения кадровых вопросов была номенклатура.

Информация о работе Развитие системы государственной службы в РФ