Анализ рынка авиационных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработать предложения по проведению бенчмаркинговых исследований деятельности аэропорта «Ташкент».

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты бенчмаркинговых исследований;
Проанализировать тенденции развития мирового рынка авиауслуг;
Проанализировать деятельность аэропортов мира и аэропорта «Ташкент»;
Разработать блок-схемы проведения внутреннего бенчмаркинга аэропорта «Ташкент»;
Разработать предложения по проведению бенчмаркинговых исследований парка воздушных судов;
Разработать предложения по внешнему бенчмаркингу аэропортового бизнеса.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты бенчмаркинговых исследований

Определение бенчмаркинга и его виды
Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии предприятия
Внутренние и внешние бенчмаркинговые исследования
Глава 2. Анализ рынка авиационных услуг

2.1. Тенденции развития мирового рынка авиауслуг

2.2. Анализ деятельности аэропортов мира

2.3. Анализ деятельности аэропорта «Ташкент»

Заключение и выводы

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 913.50 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА АВИАЦИОННЫХ УСЛУГ 

      2.1. Тенденции развития  мирового рынка  авиауслуг 

     В 1970 – 2010 гг. совокупная экономическая деятельность в мире, которая измеряется валовым внутренним продуктом (ВВП), вырастала в среднем ежегодно на 3,6% в реальном выражении. Среднегодовые темпы роста за десятилетние периоды 1970 – 1980 гг., 1980 – 1990 гг., 1990 – 2000 гг., 2000 – 2010 гг. составили 4,8 %, 3,6 %, 2,4 % и 1,0 % соответственно.

     Рост  воздушного транспорта был значительно  выше, чем экономический рост, но был тесно связан с последним. Объем регулярных пассажирских перевозок  авиакомпаний мира (внутренних и международных), что подсчитывается в выполненных пассажиро-киллометрах (ВПК), возрастал в среднем ежегодно на 8,5% в течение 1970 – 2010 гг. На протяжении десятилетних периодов 1970– 1980 гг., 1980 – 1990 гг., 1990 – 2000 гг., 2000 – 2010 гг. объем перевозок возрастал в среднем ежегодно на 13,4 %, 9,0 %, 5,7 % и 4,5 % соответственно.

     Объем грузовых регулярных перевозок авиакомпаний мира (внутренних и международных), что подсчитывается в выполненных  тонно-километрах (ВТК), возрастал в  среднем ежегодно на 10,7 % в течение 1970– 2010 гг. На протяжении десятилетних периодов 1970 – 1980 гг., 1980 – 1990 гг., 1990 – 2000 гг., 2000 – 2010 гг. объем грузовых перевозок возрастал в среднем ежегодно на 17,8 %,           10,9 %, 7,2 % и 5,5 % соответственно.

     Рост  спроса на пассажирские грузовые перевозки  на протяжении 1970 – 2010 гг. проявился в сравнительном росте пассажирооборота и коммерческой загрузки, в то время уровень выполненных самолето-километров возрастал намного медленней (3,4 % ежегодно), в основном за счет значительного увеличения среднего размера воздушного судна за указанный период.

     На  протяжении 1970 – 2010 гг. среднемировая прибыль от пассажирских перевозок, которая измеряется в реальном выражении (то есть в $ США на ВПК) уменьшалась в среднем ежегодно на 2,1 %. Прибыль от грузовых и почтовых перевозок в реальном выражении уменьшилась в среднем ежегодно на 3,2 %. За этот же период удельные затраты (эксплуатационные затраты на расположенные тонно-километры (РТК)), которые измеряются в реальном выражении, уменьшались в среднем ежегодно на 1,9 %.

     Дальнейший  рост объема воздушных перевозок  будет как и раньше зависеть, в  основном, от мирового экономического роста, роста торговли и от изменений  в затратах авиакомпаний (в свою очередь значительно зависящих от цен на топливо). Тем не менее, указанный рост также в некоторой степени будет зависеть от того, каким образом страна будет решать такие основные проблемы, как загруженность аэропортов и воздушного пространства, защита окружающей среды и возрастающие потребности в капиталовложениях.

     Что касается прогноза на 2011 – 2019 гг., то, как ожидается, мировой экономический рост будет возрастать в среднем ежегодно на 2,2%, в реальном выражении. Прибыль авиакомпаний, предположительно, будет возрастать в среднем ежегодно на 0,5% в реальном выражении, но при этом не будет возможности, как в прошлом, смягчать возрастающее давление в сторону увеличения затрат путем увеличения только одной производительности.

     Объем мировых регулярных перевозок, измеряемых выполненными пассажиро-километрами, возрастал в среднем ежегодно на 5 % на протяжении 2000 – 2010 гг. Международные перевозки росли более быстрыми темпами            (5,5 %), чем внутренние (4 %).

     У авиакомпаний региона Азии и Тихого океана, как ожидается, будет иметь наибольший показатель роста в пассажирских перевозках, равный 8 % ежегодно на протяжении периода до 2011 года, в то время как у авиакомпаний Африки, Европы, Латинской Америки рост будет ниже среднемирового и составит 3,5 % в год. У авиакомпаний Ближнего Востока и Северной Америки, как ожидается, рост будет равняться среднемировому показателю.

     Что касается количества перевезенных пассажиров на регулярных сообщениях девяти межконтинентальных групп маршрутов, то наибольший рост отмечается при перевозках через Тихий океан, а также между Европой и Азией, составляя соответственно 8 % и 7,5 % в год на протяжении периода до 2010 г.

     Объем мировых регулярных грузовых перевозок, измеряемый выполненными тонно-километрами, увеличивался ежегодно в среднем  на 6,5% на протяжении 2000 – 2010 гг. Международные грузовые перевозки возрастали в среднем ежегодно на 7,5% в сравнении с ростом внутренних грузовых перевозок, составляющими 3% в год. Региональные темпы роста, как ожидается, будут соответствовать темпам роста пассажирских перевозок. Наибольший рост перевозок, предположительно, будет у авиакомпаний региона Азии и Тихого океана (на уровне 10 % в год).

     В таблицах 2, 3 показаны результаты авиаперевозок по группам маршрутов за 1990 – 2010 гг. 

     Таблица 2

Объем авиаперевозок в мире  

  Фактически Среднегодовые темпы роста (в %)
1990 2000 2010 1990 – 2000 2000 – 2010
Всего регулярных перевозок
Пассажиро-киллометры (млрд.) 1089 1893 3232 0,8 1,3
Грузовые  тонно-километры (млн.) 2913 8869 18440 6,0 9,6
Перевезено  пассажиров (млн.) 748 1164 1800 0,4 0,6
Перевезено  тонн груза (тыс.) 11090 18288 29016 7,2 10,7
Самолето-киллометры (млн.) 9350 14307 19800 5,0 5,5
Взлеты  воздушных суден (тыс.) 10691 14553 18000 3,9 3,4
Регулярные  международные перевозки
Пассажиро-киллометры (млрд.) 466 894 1697 0,4 0,8
Грузовые  тонно-километры (млн.) 2026 6393 100920 4,4 94,5
Перевезено  пассажиров (млн.) 163 280 490 0,1 0,2
Перевезено  тонн груза (тыс.) 4390 8860 15966 1,5 7,1
 
 
 
 
 
 

Таблица 3

Объем авиаперевозок по регионам мира  

  Фактически Среднегодовые темпы роста (в %)
1990 2000 2010 1990–2000 2000–2010
1 2 3 4 5 6
Всего регулярных перевозок
Пассажиро-километры (млрд.)
Африка 29,7 42,0 62 0,01 0,02
Азия/Тихий  океан 160,1 344,1 820 0,18 0,48
Европа 365,2 590,4 880 0,22 0,29
Ближний Восток 28,4 47,0 80 0,02 0,03
Северная  Америка 445,3 872,3 1260 0,43 0,39
Латинская Америка и бассейн Карибского моря 60,2 87,4 130 0,03 0,04
Грузовые  тонно-километры (млн.)
Африка 796 1166 1830 0,37 0,66
Азия/Тихий  океан 5596 16337 45800 10,74 29,46
Европа 10749 20008 36300 9,26 16,29
Ближний Восток 1339 2440 4110 1,10 1,67
Северная  Америка 9060 16173 25600 7,11 9,43
Латинская Америка и бассейн Карибского моря 1593 2745 4800 1,15 2,06
Регулярные  международные перевозки
Пассажиро-километры (млрд.)
Африка 22,4 33,1 50 0,01 0,02
Азия/Тихий  океан 105,4 236,0 590 0,13 0,35
Европа 184,4 313,6 500 0,13 0,19
Ближний Восток 22,0 38,1 67 0,02 0,03
Северная  Америка 98,9 220,9 410 0,12 0,19
Латинская Америка и бассейн Карибского моря 33,3 51,9 80 0,02 0,03
Грузовые  тонно-километры (млн.)
Африка 720 1075 1710 0,36 0,64
Азия/Тихий  океан 4991 14830 42500 9,84 27,67
Европа 8232 17413 33000 9,18 15,59
Ближний Восток 1307 2351 3950 1,04 1,60
Северная  Америка 3792 8532 15800 4,74 7,27
Латинская Америка и бассейн Карибского моря 1219 2192 3960 0,97 1,77
 
Регулярные  международные перевозки
Перевезено  пассажиров (тыс.)
Северная  Атлантика 16650 30340 51892 13,69 21,55
Центральная Атлантика 1250 2060 3343 0,81 1,28
Южная Атлантика 1110 1810 2937 0,70 1,13
Через Тихий океан 4500 12400 28912 7,90 16,51
Между Европой и Азией/Тихим океаном 4700 10800 23929 6,10 13,13
Между Европой и Африкою  7520 8400 11347 0,88 2,95
Между Европой и Ближним Востоком 2920 3850 4998 0,93 1,15
Между Северной Америкой и Южной Америкой 2070 3150 4849 1,08 1,70
Между Северной Америкой и Центральной  Америкой/бассейном Карибского моря 9170 15790 27006 6,62 11,22
 
 

     С учетом нерегулярных перевозок объем  перевезенных пассажиров в 2010 г. превысил 2 млрд. пассажиров, то есть каждый третий житель планеты воспользовался воздушным транспортом, в то время как в 2000 г. – каждый четвертый житель.

     На  протяжении многих лет в области  воздушного транспорта наблюдался более  заметный рост, чем в других областях промышленности. Постоянно возрастающий спрос на пассажирские и грузовые перевозки, быстрые технологические изменения и соответствующие капиталовложения оказывали содействие росту объема производства приблизительно в 60 раз, начиная с 1950 года (в выполненных тонно-километрах). Для сравнения: общий мировой валовой внутренний продукт (ВВП), что является всеобъемлющим показателем мирового объема производства, возрос почти в пять раз за тот же период.

     Изменения доходов влияют на уровень покупательной  способности потребителей и на возможность осуществлять развлекательные путешествия. Коммерческая деятельность и торговля оказывают непосредственное влияние на спрос, связанный с деловыми путешествиями и грузовыми перевозками.

      Другими факторами, повлиявшими на спрос  перевозок, являются изменения в затратах авиакомпаний и, соответственно, в авиатарифах, доступность воздушных перевозок, изменения в области регулирования и туризма.

      Международные перевозки возрастали более быстрыми темпами, чем внутренние перевозки, в частности, международные грузовые перевозки. Что касается региональной структуры регулярных международных перевозок, то на европейские авиакомпании приходится наибольшая часть, как пассажирских, так и грузовых перевозок, но эта часть уменьшалась за указанный период, в то время как часть авиакомпаний региона Азии/Тихого океана значительно возросла. Уменьшилась часть авиакомпаний Латинской Америки и Африки.

      Картина развития нерегулярных перевозок в  мире неполная из-за недостатка в предоставлении отчетности нерегулярных авиаперевозчиков. Тем не менее, полученные данные позволяют сделать некоторые выводы о характере развития и важности чартерных перевозок.

      Нерегулярные  воздушные перевозки служат главным  образом для выполнения международных  пассажирских перевозок, при этом часть грузовых перевозок и внутренних авиаперевозок является относительно небольшой. Нерегулярные пассажирские перевозки составляют около 16% общих международных пассажирских перевозок. В таблице 4 приводится расчетные данные в отношении нерегулярных пассажирских перевозок в 2000 г. и 2010 г., выполненные перевозчиками, осуществляющих как регулярные, так и нерегулярные перевозки. На протяжении 1980-х годов рост объединенных нерегулярных международных перевозок составлял в среднем около 5% в год, что на 7% ниже среднегодовых темпов роста нерегулярных международных перевозок.  
 
 
 
 
 

      Таблица 4

Мировые международные пассажирские перевозки

(пассажиро-километры) 

  1990 2000 2010
(млрд.)
Нерегулярные  перевозки 60,6 94,3 120,1
Регулярные  перевозки 49,3 82,6 117,2
Всего 109,9 176,9 237,3
 

      Нерегулярные  перевозки играют важную роль на внутриевропейских маршрутах, где на их часть приходится от 40 до 50% всех перевезенных пассажиров и около 60% всех выполненных пассажиро-километров. Количество перевезенных пассажиров на нерегулярных маршрутах внутри Европы составляет 60 % всего мирового чартерного рынка. Нерегулярные перевозки также играют важную роль на североатлантических маршрутах, хотя за последние 30 лет их значимость уменьшилась и объем упал от 30 до 10% всего североатлантического пассажирского рынка. 
 

      2.2. Анализ деятельности  аэропортов мира 

      Во  всем мире насчитывается более 40 тыс. аэропортов, но основная часть авиатранспортных отправлений пассажиров, грузов и почты приходится на 25 наибольших аэропортов, а 100 аэропортов мира выполняют почти 95% всех отправлений. Только 18 наибольших аэропорта США в 2006 году отправили 601,7 млн. пассажиров или почти 40% от общего объема отправлений мира. Крупнейший аэропорт США Чикаго (О'Хара) ежегодно отправляет более 70 млн. пассажиров, основным в местном сообщении только 9-10% в международным, и при этом ежегодный прирост отправлений пассажиров составляет 1,8%, грузов — 4,2%.

  При таких объемах перевозок даже при наличии 5-6 ВПП интервал отправления и приема самолетов составляет меньше одной минуты и как следствие этого, возникают серьезные проблемы с чрезмерной загруженностью  воздушного пространства в зоне аэропорта, иногда дежуря ожидая разрешения на посадку самолета. Большинство аэропортов с объемом отправлений более 30 млн. пассажиров являются большими и сложными предприятиями, развитой инфраструктурой не только для выполнения операций, связанных с приемом и отправлением самолетов, а и для обслуживания предприятий так называемой неавиационной деятельностью.

Информация о работе Анализ рынка авиационных услуг