Анализ рынка авиационных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработать предложения по проведению бенчмаркинговых исследований деятельности аэропорта «Ташкент».

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты бенчмаркинговых исследований;
Проанализировать тенденции развития мирового рынка авиауслуг;
Проанализировать деятельность аэропортов мира и аэропорта «Ташкент»;
Разработать блок-схемы проведения внутреннего бенчмаркинга аэропорта «Ташкент»;
Разработать предложения по проведению бенчмаркинговых исследований парка воздушных судов;
Разработать предложения по внешнему бенчмаркингу аэропортового бизнеса.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты бенчмаркинговых исследований

Определение бенчмаркинга и его виды
Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии предприятия
Внутренние и внешние бенчмаркинговые исследования
Глава 2. Анализ рынка авиационных услуг

2.1. Тенденции развития мирового рынка авиауслуг

2.2. Анализ деятельности аэропортов мира

2.3. Анализ деятельности аэропорта «Ташкент»

Заключение и выводы

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 913.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 

Глава 1. Теоретические аспекты бенчмаркинговых исследований

    1. Определение бенчмаркинга и его виды
    2. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии предприятия
    3. Внутренние и внешние бенчмаркинговые исследования

Глава 2. Анализ рынка авиационных услуг

      2.1. Тенденции развития мирового рынка авиауслуг

      2.2. Анализ деятельности аэропортов мира

      2.3. Анализ деятельности аэропорта «Ташкент»

Заключение  и выводы

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     В последнее время при проведении маркетинговых исследований, в процессе организации маркетинговой деятельности все чаще и чаще используется бенчмаркинг.

     Менеджмент  компаний, применяющих концепцию  бенчмаркинга, должен предусматривать  постоянное слежение за тем, чтобы проводимая политика была понята и поддержана всеми сотрудниками компании. Ответственность за успешную реализацию концепции должна быть распределена между всем персоналом компании, выполняющим работу, оказывающую влияние на уровень качества выпускаемых товаров. В частности, за качество выпускаемой компанией продукции персональную ответственность должен нести представитель высшего звена управления. Важно понять, что бенчмаркинг – это деятельность не одного человека, а целой команды, деятельность, которую необходимо стратегически встраивать в бизнес-план компании. Большинство компаний сегодня, как никогда ранее, уделяет огромное внимание процессу совершенствования качества своих товаров или услуг. В настоящее время, на рубеже веков, качество становится единственной силой, способной привести компанию к успеху как на внутреннем, так и на международном рынках.

     Для большинства компаний бенчмаркинг  не является новым, так как он осуществлялся  в рамках конкурентного анализа, хотя бенчмаркинг является более  детализированной, формализованной и упорядоченной функцией, чем метод или подход конкурентного анализа, это необходимая функция успеха любой организации, в том числе и предприятий авиационно транспорта.

     Актуальность  темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что проблема оптимизации деятельности предприятий авиационной отрасли, в том числе и аэропортов, стоит в настоящее время особенно остро, так как большинство авиакомпаний находятся в состоянии острой конкурентной борьбы за потребителя, нуждаются в проведении маркетинговых исследований вообще, и бенчмаркинговых исследований в частности, осуществляют поиск своей рыночной ниши и целевого сегмента, следовательно, возникла необходимость в использовании методологии, адаптированной к узбекским условиям.

     Объект  исследования – аэропорт «Ташкент».

     Цель  работы – разработать предложения по проведению бенчмаркинговых исследований деятельности аэропорта «Ташкент».

      В соответствии с поставленной целью  можно выделить следующие задачи:

  • Изучить теоретические аспекты бенчмаркинговых исследований;
  • Проанализировать тенденции развития мирового рынка авиауслуг;
  • Проанализировать деятельность аэропортов мира и аэропорта «Ташкент»;
  • Разработать блок-схемы проведения внутреннего бенчмаркинга аэропорта «Ташкент»;
  • Разработать предложения по проведению бенчмаркинговых исследований парка воздушных судов;
  • Разработать предложения по внешнему бенчмаркингу аэропортового бизнеса.

     Практическая  ценность работы заключается в возможности  использования разработанных рекомендаций по проведению бенчмаркинговых исследований деятельности аэропорта «Ташкент» в сравнении с мировыми крупными аэропортами.

     Выпускная  работа состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, списка использованной литературы.

     В первой главе рассматриваются: определение бенчмаркинга и его виды, бенчмаркинг как инструмент определения стратегии предприятия, внутренние и внешние бенчмаркинговые исследования.

     Во  второй главе проводится анализ тенденций развития мирового рынка авиауслуг, деятельности аэропортов мира и аэропорта «Ташкент».

     В третьей главе разрабатываются блок-схемы внутреннего бенчмаркинга                 аэропорта «Ташкент», бенчмаркинговые исследования парка воздушных самолетов, внешний бенчмаркинг аэропортового бизнеса.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕНЧМАРКИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ  

    1. Определение бенчмаркинга и его виды

     Современная компания, подобно высококлассному  спортсмену, должна постоянно находиться в отличной форме, чтобы выдерживать  соревнование с конкурентами и побеждать  в борьбе с ними. В условиях небывалого ужесточения конкуренции, вызванного глобализацией, когда компании приходится соревноваться с лучшими мировыми игроками не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, необходимо видеть собственные  сильные и слабые стороны, постоянно искать и находить пути усиления своих конкурентных преимуществ, выявлять и устранять причины недостаточной эффективности. Одним из способов  решения этих задач служит бенчмаркинг - относительно новый, но ставший очень модным в последние годы в управленческих кругах подход к стратегическому планированию деятельности компаний. Под бенчмаркингом понимают процесс сравнительного анализа и оценки методов и результатов работы компании, отдельных ее подразделений и функций, процессов, производимых товаров и услуг путем их сопоставления с некоторыми выбранными образцами для подражания, или ориентирами, к которым компания должна  стремиться и которые она хотела бы превзойти. Эти образцы принято обозначать английским словом benchmark, обычно переводимым как «начало отсчета»  или «контрольная точка», которому обязан своим происхождением и сам термин «бенчмаркинг».

     Бенчмаркинг (от англ. benchmark – "начало отсчета", "зарубка") – это механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных, фирм. Термин "benchmark" был заимствован в строительстве и в горной промышленности, где им обозначается фиксированная точка, чье местоположение точно определено в трех измерениях. Эта точка принимается за начало отсчета при измерении расстояния, площади поверхности. Термин был позаимствован управленческой наукой как метафора того эталона, к которому надо стремиться, обычно определяемого в терминах эффективности. Иными словами, в управленческом контексте бенчмаркинг означает использование или существующего примера или расчетного показателя в качестве отправной точки для оценки эффективности в том или ином аспекте.

     Таким образом, бенчмаркинг проводится для  анализа эффективности отдельных  функций и процессов в организации. Это позволяет более точно  определить причины неэффективности производственной деятельности и дать рекомендации по решению выявленных проблем. Бенчмаркинг находит применение во всех сферах деятельности предприятия – в логистике, маркетинге, управлении персоналом и т.д.

     Существует  огромное количество трактовок понятия бенчмаркинга. Одни считают его продуктом эволюционного развития концепции конкурентоспособности, другие – программой по улучшению качества, другие же причисляют его к экзотическим продуктам японской бизнес-практики. Наиболее раннее и наиболее известное определение: "бенчмаркинг – это постоянный процесс изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях", – дано в книге Р. Кэмпа.

     Авторы, ведущие исследования в области бенчмаркинга, отмечают его перспективность и возможность широкого использования в различных сферах – производство, финансы, услуги и т.д. В настоящее время интерес к данной теме растет, соответственно растет и количество определений бенчмаркинга. Среди наиболее известных можно выделить определения, представленные в таблице 1. 
 

 

      Таблица 1

     Сводная таблица определений  бенчмаркинга,

     имеющихся в специальной  литературе

Автор Определение
Американский  центр производительности и качества (APQC) Процесс определения, распространения и использования  знаний и лучшего опыта, что позволяет  достичь стратегических, оперативных  и финансовых преимуществ
Аренков И.А.,

Баум П.Ф.,

Томилов В.В.

Метод поиска и  внедрения наиболее успешных инноваций  на всех уровнях предприятия с целью увеличения его конкурентоспособности
Багиев  Г.Л. Процесс, деятельность по долгосрочному обдумыванию стратегии  предпринимательства, основывающейся на лучшем опыте партнеров и конкурентов  на отраслевом, межотраслевом, национальном и межнациональном уровнях
Бенгт Карлеф,

Сванте Остблюм

Постоянный, систематический  процесс сравнения собственной  эффективности, выражающейся в производительности, качестве и организации рабочих  процессов, с предприятиями и  учреждениями, являющимися "лучшими"
Кэмп  Р. Поиск лучших в  отрасли методов, которые ведут  к наивысшим достижениям
Леннарт Густафссон Сравнение с  другими предприятиями или другими  подразделениями и перенятие  опыта у тех, кто лучше в  деятельности, функциях или процессах, нуждающихся в изменениях, является хорошим способом стимулирования преобразований на предприятиях
Михайлова Е.А. Сравнение продукта конкурента или какой-либо его части  с продуктом компании, проводящей анализ, с целью повышения конкурентоспособности  последнего
Ритвельдт Д., Качалин В., Фуколова Ю. Сравнительный анализ экономической эффективности  работы одной компании и показателей  других, более успешных
Саломеева А. Систематическая деятельность, направленная на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, независимо от их размера, сферы бизнеса, географического положения.
Спендолини  М. Часть общего процесса принятия решений с четкой нацеленностью  на совершенствование организации
IBM Инструмент, используемый для поиска методов, которые позволяют  организации осуществлять конкретный бизнес-процесс на наивысшем (эталонном) уровне
Volvo Personvagnar Постоянный  процесс обучения у лучших в мире вне зависимости от вида их бизнеса, чтобы:
  • найти наиболее эффективные пути достижения результата;
  • адаптировать и применить в своей компании тщательно отобранные методы;
  • устанавливать более амбициозные цели;
  • стремиться к отличию и превосходству
 

     Обобщая приведенные понятия, можно предложить следующее определение бенчмаркинга: это метод обретения конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности субъекта предпринимательства за счет поиска, изучения и адаптации к собственным условиям наилучших методов осуществления бизнес-процессов вне зависимости от сферы их применения, посредством чего удовлетворяются возвышающиеся потребности рынка. Применительно к контексту маркетинговой среды данный термин подразумевает сравнительный анализ работы своего бизнеса с передовым опытом конкурирующих компаний, а по мере необходимости – и с прочими успешными фирмами, даже работающими в других областях.

     В современной практике менеджмента  и маркетинга бенчмаркинг – продукт  эволюционного развития концепции  конкурентоспособности, предполагающий разработку программы улучшения  качества на основе сравнительного анализа  своих показателей работы с аналогичными показателями конкурентов. То есть бенчмаркинг является практическим приемом в бизнесе, стоящим на стыке менеджмента и маркетинга.

     Целью бенчмаркинга является нахождение бизнеса, у которого дела идут лучше, чем у  вас. Но этого недостаточно: после  нахождения лучшего способа управления и ведения дел, по-прежнему необходимо самостоятельно найти ответ на вопрос "как сделать это лучше?".

     Для достижения этой цели предприятию, проводящему  бенчмаркинг, необходимо решать задачи, перечень которых приведен на рисунке 1.

 
 

     Рис. 1. Классификация задач бенчмаркинга

     по  степени значимости 

     Существует  несколько видов бенчмаркинга. Попытка  сравнить отдельные виды по таким критериям, как длительность цикла, возможные партнеры-эталоны, объект исследования, метод проведения, предпринята на рисунке 2.

                 

     Рис. 2. Классификация видов бенчмаркинга 

     В рамках общего подхода к типологии  бенчмаркинга, можно выделить следующие основные типы процесса бенчмаркинга. Это:

  1. внутренний бенчмаркинг – сравнение аналогичных процессов, продукции, услуг внутри данной организации. В этом случае можно легко организовать обмен информацией, но нахождение значительных различий маловероятно;
  2. внешний конкурентный бенчмаркинг – сравнение продукции, деятельности предприятия с сильнейшим внешним конкурентом (или несколькими конкурентами). Вероятность, что будут найдены значительные различия, в этом случае больше, но сложность заключается в предоставлении информации. Как отмечают специалисты, при этом типе сравнений действительные открытия случаются редко. Как правило, почти все компании внимательно наблюдают за конкурентами и более или менее знают об их сильных сторонах;
  3. внешний внутриотраслевой бенчмаркинг (сочетаемый) – сравнение подразделений, для которого проводится бенчмаркинг, с аналогичными подразделениями лучших мировых организаций в рамках общей промышленной категории. Этот тип бенчмаркинга используется в тех случаях, когда организация может что-то приобрести, сравнивая свои подразделения, для которых проводится бенчмаркинг, с аналогичными подразделениями других организаций, занятых в той же отрасли промышленности, но не являющихся прямыми конкурентами;
  4. внешний межотраслевой бенчмаркинг – этот тип бенчмаркинга связан с необходимостью переосмысления деятельности предприятий и организаций с ориентацией их не на функции а на процессы. Данный тип бенчмаркинга основывается на модели межотраслевой классификации бизнес-процессов (МКБП), которая является высокоуровневой моделью деятельности предприятия, отличной от традиционных функциональных моделей. Она дает общий взгляд на бизнес-процессы различных отраслей народного хозяйства и сфер деятельности;
  5. комбинированный межотраслевой и внешний бенчмаркинг – самым распространенным подходом является комбинация внутреннего и внешнего бенчмаркинга. Именно эта комбинация обычно дает наилучшие результаты;
  6. вертикальный бенчмаркинг – метод поиска, изучения и применения лучших достижений, охватывающий полный цикл производства или деятельность всего учреждения в целом;
  7. горизонтальный бенчмаркинг – метод поиска, изучения и применения отдельных операций, технологий, способствующих улуч-шению процесса и результатов деятельности организации.

Информация о работе Анализ рынка авиационных услуг