Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:52, реферат

Описание работы

Создание новых принципов художественного формообразования, начавшееся с конца 1950-ых годов и обусловленное острой необходимостью расширить горизонты композиционного мышления в области средового дизайна и архитектуры, сопровождалось первым серьёзным изучением всего структурного разнообразия пространственных форм. Возник широкий интерес к объектам «нелинейной» пластики, как к округлым сферическим формам, так и к объектам складчатой геометрии.

Работа содержит 1 файл

Kuznetsova2.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

        в) подход к проблеме «человек - индустриально сформированная среда» осуществлялся в двух встречных направлениях: с одной стороны, изучалась возможность воздействия искусственных визуальных структур на эмоциональный мир, общую физиологию, социальное поведение человека; с другой стороны, рассматривались идущие от человека возможности гармонического преобразования предметно-пространственной среды, предусмотренные интересами полноценного жизнеобеспечения.   

        2. Дано определение визуальной экологии с новых позиций «глубинной экологии», включающих в себя максимально полную картину взаимообуславливающих связей «паутины жизни». Визуальная экология представлена как междисциплинарная область знаний, объединяющая в себе данные физиологии восприятия, психологии, философии, эстетики. Обобщены существующие закономерности визуального восприятия в интересах создания универсального инструментария гармонического преобразования предметно-пространственной среды.  

        3. В создании концепции визуальной экологии были использованы достижения отечественной науки: учения об «автоматии», «антимонопольной функции» саккад и «системоквантах» физиологических процессов (А.Л. Ярбус, В.Д. Глезер В.А.Филин, К.В. Судаков). Саккадические движения глаз получили характеристику необычайно тонкого природного механизма структурного анализа, состоящего в постоянном поиске характерности. Нелинейность «пути обхода» автор представил как отражение того базового физиологического инструментария, который лежит в основе выбора эстетических предпочтений.

         4. Автором разработан первый вариант  Структурно-стилистического инструментария (ССИ), направленного на решение задач гармонизации предметно-пространственной среды, а также оснащённого информационно-алгоритмическим аппаратом «Картоид», предназначенным для анализа и синтеза средовых структур.

         5.  Отмечены возможности снижения негативного эффекта агрессивных  структур за счёт изменения размера, «плотности упаковки», контрастности модульных ячеек. Отмечен физиологически обоснованный и широко используемый дизайнерами способ преодоления гомогенных черт за счёт введения композиционных элементов, имеющих форму накладного декора. 

Таблица 1 

Схема построения «Картоида»

Визуальная  Организация структуры (ВОС)  
 
 
 
 
 
 
 

    Объект

  Композиционная Организа-

ция Структуры (КОС)

1 Обилие реперных точек, разнообразие впечатлений 14 Передача  запоминающегося  образа  структуры
2 Оригинальность, сложность композиционного  решения 15 Органичная  встроенность

узлов  в  единое целое

3 Прямоугольная комбинаторика, отсутствие агрессивности  16 Наличие  универсальности, инвариантности  структуры
4 Нивелирование избытка

повторяющихся  элементов 

17 Соответствие  веса и размера перекрываемой  площади
5 Совместимая комбинаторика  острых  и  тупых углов 18 Транспортабельность, сборно-разборные преимущества
6 Округлость форм 19 Возможность трансформации
7 Пластичность 20 Выразительность  материала
8 Чётко выявленная метрика 21 Лёгкость,  дематериализация архитектоники 
9 Явно воспринимаемая

ритмика

      Функциональная Органи-

зация Структуры (ФОС)

10 Пропорциональность частей

и целого

22 Утилитарность – комфорт,

эргономичность 

11 Допустимая  гомогенность 23 Универсальность  –

многоцелевое  назначение

12 Благоприятное для  восприятия цветовое  решение  24 Сакральность  – знаковость, ритуальность
13 Достаточная ахроматика 25 Технологичность, польза
26 Сезонность  использования
 

Наполнение  компьютерного Картоида для оценки вариантов структур. Центральное поле – изображение образа оцениваемой структуры.

Позиции требований: Цели (левое поле, ВОС), Условия (правое поле - верхняя часть, КОС) и Действия (правое поле – нижняя часть, ФОС).

Из  каждой  позиции  требований  выпускаются  «лучи» - связи отождествления требований  с  «реперными точками», которые  артикулируются на  объекте.  
 

«Точки  контакта» на полях  «Картоида»

         

Список  публикаций.

  1. Кузнецова Г.Н. Проблемы структурного формообразования в визуальной экологии //Архитектура и строительство России, 2010, №4. 1 п.л.
  2. Кузнецова Г. Н. Формообразуюший кризис в архитектуре середины и второй половины XX века //Социально-гуманитарные знания, 2008, №2. 0,5 п.л.
  3. Кузнецова Г.Н. Визуальная экология и кризис формообразования      //Архитектура и строительство России, 2008, №8. 0,5 п.л.
  4. Григорьев Э.П., Кузнецова Г.Н. Визуальная экология: взгляд на структурное формообразование в соединении позиций «глубокой экологии» и эстетики //Вестник Московского государственного областного университета, 2011, № 1. 0,8 п.л.
  5. Кузнецова Г.Н. Дизайн как пластическая формула гармонии //Дизайн и искусствоведение. Сборник научных трудов МГОПУ. Вып. 1. М.: Издательство МГОПУ, 1995. 0,3 п.л.
  6. Кузнецова Г.Н. Искусство и жизнь. Бинарные связи и логика развития //Молодые голоса. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ. М.: Издательство МГОПУ, 1998. 0,2 п.л.
  7. Кузнецова Г.Н. Задача гуманизации культуры и видеоэкология //Молодые голоса. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей МГОПУ. М.: Издательство МГОПУ, 1998. 0,1 п.л.
  8. Кузнецова Г.Н. От национального к современному стилевому формообразованию как к решению вопроса гармонизации предметно-пространственной среды //Международная научно-практическая конференция «Проблемы средового дизайна полиэтнических регионов», 19 – 22 июня 2010 г. – Оренбург: электронное издание (ISBN 978-5-904627-11-9). 0,4 п.л.
  9. Кузнецова Г.Н. К вопросу формирования нового структурно-стилистического инструментария гармонического преобразования среды //Дизайн ХХI века – традиции и новации /Материалы 3-й всероссийской научно-практической конференции, 3 – 6 октября 2010 г./ Под науч. ред. докт. иск. Н.И. Барсуковой.  –  Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2010 (ISBN 978-5-91789-047-0). 0,4 п.л. 
  10. Кузнецова Г.Н. Структурно-стилистический инструментарий архитектурно-дизайнерского формообразования рубежа ХХ и ХХI веков //Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна /Периодический научный журнал. Вып. 7. – М.- Магнитогорск: МаГУ, 2011. 0,5 п.л.

Информация о работе Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне