Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:52, реферат

Описание работы

Создание новых принципов художественного формообразования, начавшееся с конца 1950-ых годов и обусловленное острой необходимостью расширить горизонты композиционного мышления в области средового дизайна и архитектуры, сопровождалось первым серьёзным изучением всего структурного разнообразия пространственных форм. Возник широкий интерес к объектам «нелинейной» пластики, как к округлым сферическим формам, так и к объектам складчатой геометрии.

Работа содержит 1 файл

Kuznetsova2.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

                                                                                               На правах рукописи

 
 

                Кузнецова Галина Николаевна 
       
       
       

Принципы  взаимодействия структурного формообразования

                и визуальной экологии в средовом дизайне 
 
 
 

Специальность 17.00.06 – Техническая  эстетика и дизайн 
 
 
 

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени 

кандидата искусствоведения 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 

Работа  выполнена в Московской государственной художественно-промышленной    Академии   им. С.Г. Строганова 
 
 

Научный руководитель:         доктор технических наук,

                                                      кандидат архитектуры,  профессор

                                                    Э.П. ГРИГОРЬЕВ 
 

Официальные оппоненты:    доктор искусствоведения,

                                                     профессор

                                                     Ю.В. НАЗАРОВ 

                                                   кандидат искусствоведения,

                                                  профессор

                                                   Е.А. ЗАЕВА-БУРДОНСКАЯ 

Ведущая организация:          Московский архитектурный институт

                                                     (Государственная академия) - МАРХИ  

 

          

          Защита диссертации состоится   «____» _______________   2011 г.

в______часов на заседании Диссертационного совета Д-212.152.01 при Московской государственной художественно-промышленной Академии им. С.Г. Строганова по адресу: 125 080 Москва, Волоколамское ш., д. 9. 
 

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке МГХПА.

Просим  принять участие  в защите диссертации  и направить отзыв  в двух экземплярах  по указанному адресу. 
 

  Автореферат разослан   «____»  ________________  2011 г. 

Учёный  секретарь Диссертационного совета

кандидат  философских наук                                                 Н.Н. Ганцева 
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность  темы  исследования.             

Генетически общие истоки визуальной экологии и эстетики позволяют современной искусствоведческой науке рассматривать их взаимодействие в качестве фундаментальных основ дизайнерского средообразования. Сегодня поиск приёмов художественного формообразования среды, основанный на единстве даже суперсложных технических объектов с природой, стал общемировой эстетической нормой. Дизайнеры и архитекторы с наиболее авторитетными именами творят средовую искусственную природу для человека так, чтобы обеспечить: типологическое разнообразие композиционных решений, отсутствие агрессивных и гомогенных зон, гармоничность, ритмичность, пропорциональность пространственных членений в создаваемых ими композициях. Рациональность и жёсткость технологического периода сменились критериями эколого-эстетического формообразования.

     Создание  новых принципов художественного  формообразования, начавшееся с конца 1950-ых годов и обусловленное острой необходимостью расширить горизонты композиционного мышления в области средового дизайна и архитектуры, сопровождалось первым серьёзным изучением всего структурного разнообразия пространственных форм. Возник широкий интерес к объектам «нелинейной» пластики, как к округлым сферическим формам, так и к объектам складчатой геометрии. На волне этого интереса начали возникать принципиально новые концепции пространственного формообразования, подчас полностью исключающие использование прямых углов и параллельных плоскостей. Черты нелинейного подхода к формообразованию стали характерными для творческого почерка таких мастеров, как Пьетро-Луиджи Нерви, Ээро Сааринен, Оскар Нимейер.

     Очередной «виток» обострённого интереса к  экологическому мироощущению был обозначен  на рубеже ХХ и XXI веков, когда ряд крупных мастеров средового дизайна и архитектуры, вслед за природными стилизациями эпохи модерн, вновь обратился к поиску органических истоков формообразования. Одним из ориентиров нового периода служил стиль А. Гауди, поражающий оригинальностью пластики и разнообразием использования ритмических основ природного формообразования. 

     В эпоху постмодернизма тяга к преобладанию нелинейной пластики нашла своё воплощение в создании подчёркнуто деконструктивистских пространственных форм Ф. Гери, Захи Хадид, Ф. Хундертвассера и других современных авторов. Экспрессия и эмоциональность свойственных их творчеству пространственных решений свидетельствовали о том, что оригинальность пластики стала играть ведущую роль по отношению к принципам былой симметрии и регулярности. Весьма важным стало экологическое видение.

         Постройки Ф. Хундертвассера начали  буквально сращиваться с землёй, кровли зданий превратились в газоны, а фасады обрели дадаистически-непосредственную выразительность. Много внимания начало уделяться колористике городской среды, частью красочной картины визуального окружения стали световое иллюминирование и реклама.

        Однако чтобы лучше осветить  специфику визуальной экологии, автор вынужден был обратиться  не столько к изучению индивидуальных  творческих манер, сколько к  объединяющей их концепции «тотального  дизайна». Именно она позволяла выявить общую типологию структурного формообразования, служащую основой для изучения особенностей восприятия. Автор видел задачу исследования в том, чтобы через научное изучение вопросов взаимодействия технического и эстетического в структурном формообразовании отразить природу взаимоотношений с экологией современных модульных технологий. Внимание автора было сосредоточено на взаимосвязи морфологической типологии с визуально-экологическими и эстетическими свойствами структурных объектов. За основу диссертационной работы была принята искусствоведческая методология анализа структур, различающихся по стилистическим и морфологическим свойствам.       

 В  центре внимания проблемы взаимодействия  технического и эстетического  аспектов в средовом дизайне находится человек: не только субъект деятельности, активно участвующий в создании и функционировании гармонически организованной среды, но и объект, испытывающий постоянное воздействие со стороны средового окружения. Физиологические системы человека чутко реагируют на характер визуального и тактильного восприятия среды. Воздействие визуальных свойств среды на физическое состояние, дееспособность, социальное поведение человека позволяет автору: 1) представить гармонию средового окружения с новых философско-эстетических позиций "глубинной экологии", 2) охарактеризовать предназначение дизайна, как деятельность по созданию жизненно необходимого человеку гармонического средового окружения, органически сочетающего традиционные требования функциональности и технического совершенства с представлениями о визуально-психологическом комфорте и эстетической составляющей окружающей человека среды.

     Зрительный  комфорт, как считает автор, является результатом структурно-композиционного, масштабного и колористического соответствия внешнего вида объектов физиологическим нормативам зрения. Традиционно в рассмотрение композиционных средств не включался фактор  визуального воздействия средовых объектов на физиологическое состояние человека. Считалось, что этот фактор уже изначально включён в процесс эстетического восприятия человеком объектов среды. Однако создание представления о визуальной экологии обнаружило информационную неполноту теории композиционного мышления, что поставило автора диссертации перед необходимостью – вначале раздельно рассмотреть и углублённо изучить сущность обоих механизмов: 1) зрительного восприятия среды (в контексте визуальной экологии) и 2) приёмов достижения функционального комфорта и эстетической значимости создаваемых структур (в контексте искусствоведческой науки), а затем исследовать возможность достижения определённого синтеза между ними, что фактически вылилось в методологию междисциплинарного синтеза знаний.

     Автор поставил вопрос о воздействии на психологическое состояние человека предъявляемого ему искусственного визуального окружения, обосновал необходимость произвести анализ психофизиологических реакций человека, вызываемых восприятием структурно-композиционных объектов. Предпринятый анализ был использован для выявления наиболее оптимальных эколого-эстетических свойств средового окружения.

          Проблема состояла в том, чтобы определить: (1) в чём заключаются условия визуального комфорта современного человека, живущего среди объектов средового дизайна XXI века, (2) и каким образом можно адаптировать материальные структуры среды к психологическим, физиологическим и эстетическим потребностям человека?

     Существом проблемы являлось решение вопроса: можно ли придать структурам искусственного окружения, которые человеку каждодневно  приходится наблюдать, эстетически выразительную форму и как наделить её соответствующими стилистическими чертами? Как сделать так, чтобы не свести среду технологического формообразования к бесхарактерности или хаосу нагромождения случайных артефактов? Возможно ли создать некий инструментарий, способный гармонически соединить оба феномена – технологический и эстетический в объектах искусственно преобразуемой среды? Актуальность разрешения этих задач была мотивирована необходимостью обеспечения визуального комфорта современного человека в его повседневной среде.

Принципы, положенные в основу исследования.

               В соответствии  с  темой,  обозначенной  в  заглавии  данной работы,   автором было выдвинуто пять основных принципов средового дизайна, определивших концептуальные ориентиры научно-теоретического поиска ответов на поставленные выше вопросы.

         Первый принцип: преодоление всё увеличивающего хаотического разнообразия продуцируемых дизайном форм  должно быть основано не на стремлении к внешней «типизации», сведению их к шаблону, - а на постижении возможностей «непроявленных» потенций природы и расширении типологии структурного формообразования, что должно стать частью решения вопросов проектного синтеза и прогнозирования ожидаемых эффектов  от зрительного  восприятия  создаваемых структур в их непосредственном средовом окружении.

         Второй принцип:  средовой подход к проектированию должен исходить из понимания «среды» как совокупного места сосредоточения  всепроникающих полей: световых, акустических, гравитационных, информационных, а также биополей, образующих ультраструктуры, реагирующие на любые «встраиваемые в них» материальные объекты.

          Третий принцип: дизайнерское средообразование сводится не только к заполнению пространства коммуникаций комплексами вещей и средовых объектов различного масштаба, но и обладает способностью создавать собственный эмоциональный фон, воздействующий на формирование поведенческих ситуаций. Поэтому дизайнер, проектируя среду, должен предусматривать её участие в процессах визуальных, институциональных  и  социальных коммуникаций.

          Четвёртый  принцип:  для решения вопросов гармонизации  средового проектирования необходимо иметь особый инструментарий структурно-стилистического формообразования, включающий в себя обобщение теоретических положений визуальной экологии и находящийся во взаимодействии  с концепцией средового подхода, наиболее важные позиции которого были изложены во втором и третьем принципах.        

         Пятый принцип:  для обучения дизайнеров средовому подходу к проектированию и преподавания методов дизайнерского формообразования среды необходимо обновить образовательную парадигму, переориентируя её с разобщённых предметов технической и эстетической грамотности на  дисциплины, развивающие способности дизайнера продуктивно и творчески мыслить. Необходимо опираться на методологию, направленную на активное использование дизайнерской интуиции и рефлексии, благодаря которым дизайнер сможет инициировать внедрение в дизайнерскую среду инновационных процессов формообразования. Заделом для создания такой проектной методологии вполне может служить объединение методик сценарного моделирования (В.Ф. Сидоренко), средового подхода и экологического проектирования.

Информация о работе Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне