Архитектура культурной столицы России Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Петербург - в своем роде уникальный город, возникший почти сразу и построенный по единому чертежу, ставший высшим воплощением человеческой воли, торжеством созидательного вдохновения и сосредоточенного труда. Уже к концу первого столетия своего существования Петербург был одним из красивейших городов Европы.

Содержание

1. Введение____________________________________________ стр.3
2. Эрмитаж____________________________________________ стр.4-6
3. Адмиралтейство______________________________________ стр.7
4. Кунсткамера_________________________________________ стр.8-10
5. Михайловский дворец (Государственный Русский Музей)__ стр.11
6. Петергоф____________________________________________ стр.12
7. Царское село________________________________________ стр.13
8. Казанский Собор____________________________________ стр.14-16
9. Петропавловский собор_______________________________ стр.17
10. Храм «Спас на крови»________________________________ стр.18-19
11. Александро-Невская лавра

Работа содержит 1 файл

Тихоокеанский Государственный Университет.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

С Зимним дворцом связана жизнь всех Российских правителей и по роковой случайности революционные события в стране в 1917 году. Первый Зимний дворец был построен по велению Петра I, был он деревянный. В дальнейшем он был перестроен в каменный дворец и явился последним обиталищем Петра Великого, в котором он и скончался. Анна Иоанновна заказывает Б.Ф. Растрелли Зимний дворец. К строительству дворца приложили свою руку и Елизавета Петровна, и Петр III. Особую роль в создании Малого и Старого Эрмитажей, а так же Эрмитажного театра, сыграла Екатерина II. Новый Эрмитаж строился по приказу Николая I с целью размещения в нем российской коллекции художественных произведений.

Зимний дворец как здание, как царское жилище не имел подобного в целой Европе. Над его убранством трудились такие знаменитые личности как Ф.Б. Растрелли, И.И. Бельский и братья И.Я. Бельские авторы панно с изображениями библейский сцен в Большой церкви Зимнего дворца. Внутренней отделкой занимались Ю.М. Фельтен, Ж.Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. Можно бесконечно перечислять известных творцов, которые внесли свой неоценимый вклад в возведение Зимнего дворца и Эрмитажей.

- Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж в 1764–1767 годах специально построен для размещения художественной коллекции по приказу Екатерины II. В нем была основана знаменитая Русская библиотека, собранная императрицей. По задумке архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота Малый Эрмитаж примыкает к Зимнему дворцу. Он был специально предназначен для хранения коллекций ценнейших произведений искусства, принадлежавших царской семье. Это здание подчинено Зимнему дворцу, оно повторяет высоту и горизонтальное членение последнего.

- Большой (старый) Эрмитаж

Старый (большой) Эрмитаж построен в 1771–1787 годах архитектором Ю.М. Фельтеном и выдержанный в строгих традициях классицизма. Фасад Старого Эрмитажа повторяет горизонтальное членение Зимнего дворца и Малого Эрмитажа.

Большой Эрмитаж построен в одну линию с Малым Эрмитажем. Он строился для размещения разросшейся художественной коллекции западноевропейских мастеров, не помещавшейся в Малом Эрмитаже.

- Эрмитажный театр

В 1783–1787 годах был построен Эрмитажный театр для показа представлений царской семье и знатным гостям. Он соединен аркой над Зимней канавкой со Старым Эрмитажем. Это место и по сей день считается самым романтичным уголком Санкт-Петербурга. Автор проекта Дж. Кваренги.

Новый Эрмитаж

В 1839–1852 годах к зданию Старого Эрмитажа со стороны Миллионной улицы был пристроен так называемый Новый Эрмитаж, специально для размещения сильно разросшихся художественных коллекций, которым стало тесно в Малом и Старом Эрмитажах. Здание Нового Эрмитажа сооружалось по проекту немецкого архитектора Л.Кленце.

 

2.                  Адмиралтейство

Адмиралтейство - архитектурно-планировочный центр Санкт-Петербурга. Первое здание Адмиралтейства, возведенное еще в 1704 году по проекту самого Петра I, представляло собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы "П", увенчанный башенкой. Именно здесь строились корабли и зарождался российский флот. За долгие годы здание перестраивалось и менялось. Но в данный момент он сохраняет тот вид, который придал ему архитектор Захарова.

В 1874 году перед зданием Адмиралтейства был разбит Александровский сад. В нем были установлены бюсты русских писателей Николая Гоголя, Василия Жуковского, Михаила Лермонтова, композитора Михаила Глинки, а также памятник исследователю Центральной Азии Николаю Пржевальскому.
До 1844 г. на верфи Адмиралтейства строились корабли, позднее в разное время на его территории располагались Морское министерство, военно-морской штаб, училище корабельной архитектуры и другие учреждения.

 

3.                  Кунсткамера

Одной из главных достопримечательностей города Санкт-Петербурга по праву является знаменитая Кунсткамера. Кунсткамера - "Палата редкостей" - была основана в 1714 году Петром I. По преданию, во время прогулки по васильевскому острову ему попалась на глаза сосна с веткой, полукольцом вросшей в ствол. Это диво так поразило Петра, что он приказал срубить дерево, а на его месте заложить здание музея. Причудливый сосновый ствол стал в нем первым экспонатом. Когда здание было построено, туда же из Летнего дворца доставили анатомическую и зоологическую коллекции, собранные царем ранее.
 

В Музее можно было посмотреть на уродцев с двумя лицами, одноглазых циклопов или сирен - младенцев со сросшимися ногами. Однако, Петра уродства интересовали и с научной точки зрения. По его приказу члены Академии наук тщательно изучали строение тел мутантов, представленных в Кунсткамере. Именно с целью исследования этих биологических аномалий в музее была устроена выставка "анатомических редкостей".

4. Русский Государственный Музей (Михайловский Дворец)

В 1819 году Император Александр I решил построить дворец для своего брата, великого князя Михаила Павловича и в 1825 году дворец был готов. Архитектор Михайловского дворца К.И. Росси. Михайловский дворец своим южным фасадом замкнул перспективу улицы идущей перпендикулярно от Невского проспекта и тоже получившей название Михайловской. Северный фасад Михайловского дворца выходит в Михайловский сад и на реку Мойку. С запада от Михайловского дворца находится канал Грибоедова и собор "Спас на крови". А с восточной стороны Михайловский замок отделен от Инженерного замка Садовой улицей. В настоящее время в Михайловском замке расположен Государственный Русский музей. Коллекция Русского музея представлена богатейшим собранием живописных работ выдающихся авторов разных поколений и насчитывает около 400000 экспонатов. В коллекции Русского музея находятся иконы А.Рублева, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров.

5. Петергоф

Среди архитектурных ансамблей, расположенных вдоль южного берега Финского залива, по историческому и художественному значению выделяется Петергоф -- один из самых грандиозных дворцово-парковых комплексов XVIII - XIX веков. Он расположен в 29 километрах от Ленинграда. Впервые наименование Петергоф упомянуто в Походном журнале Петра I 13 сентябре 1705 года. В то время Петергофом называлась мыза, находившаяся вблизи дороги, проходившей вдоль Финского залива от устья Невы до Рижского залива Балтийского моря. Военные победы на море и превращение Петербурга в столичный город побудили Петра I восточнее петергофской мызы создать загородную парадную резиденцию, богатством декоративного убранства не уступающую крупнейшим западноевропейским летним дворцам и паркам.

Весной 1714 года по распоряжению Петра I почти одновременно стали строить на берегу моря дворец Монплезир, или Малые палаты, а на краю естественного уступа, в некотором отдалении от моря,-- Верхние, или Большие, палаты. Так началось создание дворцово-паркового ансамбля, который также назвали Петергофом.

6. Царское село

Зарождение и условия дальнейшего развития дворцово-паркового ансамбля "Царское Село" связаны с освобождением из шведского плена старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Петербурга и превращение его в столицу Русского государства.

На протяжении двух веков Царское Село считалось летней Парадной императорской резиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось в течение ряда лет при участии правительственных ведомств. С 1811 по 1843 гг. здесь находился Царскосельский императорский лицей, в котором воспитывался А. С. Пушкин. После октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей, а лучшие дома города заняли учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село. В 1937 году в столетнюю годовщину со дня трагической гибели А. С. Пушкина город получил его современное название. В январе 1983 года решением Совета Министров РСФСР дворцы и парки г. Пушкина получили статус заповедника, который в 1990 году назван Государственным музеем-заповедником "Царское Село".

 

7. Казанский собор

    Первоначально он был построен для чудотворной иконы Казанской Божематерин, но Отечественная война 1812 года изменила его судьбу. Построенный первоначально для чудотворной иконы, он превратился в хранилище священных реликвий победоносной войны. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамена и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоеванных городов, маршальские жезлы. Еще более возросло мемориальное значение Казанского собора в 1813 году, когда было решено похоронить под его сводами национального героя, победителя Наполеона и освободителя России Михаила Илларионовича Кутузова.

Согласно легенде, в Петербурге, в Казанском соборе покоится только тело великого полководца, а сердце, будто бы согласно его последней воле, осталось на военной дороге и захоронено на кладбище Тиллендорф. Живет в подтверждение этого и легенда о последних словах умирающего полководца, который будто бы сказал, обращаясь к солдатам, что сердцем он остается с ними.

    Между тем еще в 1933 году специальная комиссия произвела вскрытие могилы Кутузова в Казанском соборе. Был составлен беспрецедентный акт о том, что «вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов... слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце».

    В 1837 году, в 25-ю годовщину победы над Наполеоном, перед Казанским собором были установлены памятники великим полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Выполненные по моделям скульптора Орловского, они настолько органично вошли в архитектурный ансамбль Казанского собора, что многим петербуржцам казались едва ли не сразу включенными в первоначальный проект Воронихина.

8. Петропавловский Собор

Посередине Петропавлоской крепости еще в 1703 г. была построена деревянная церковь. Существующий собор возводился по проекту Д.Трезини с 1712 г. по 1733 г. В первую очередь воздвигли многоярусную колокольню с высоким шпилем. Венчает его флюгер в виде фигуры летящего ангела с крестом.

Здание служило и царской усыпальницей. Здесь похоронены почти все русские императоры, начиная с Петра I, могила которого находится у южного входа в собор. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны исполнены из яшмы и орлеца камнерезами Петергофской гранильной фабрики (1800-1906 гг. архитектор А.Л.Гун).

9. «Спас на крови»

. Здание было возведено в 1883 -- 1907 гг. как храм-памятник на месте, где 1 марта 1881 г. по решению Исполнительного комитета “Народной воли” было совершено покушение на Александра II. Поэтому бытовало и второе его название -- “Спас на крови”.Здание храма представляет интерес как программный образец архитектуры “русского стиля” и уникальный памятник монументально - декоративного искусства.

Художественная значимость сооружения во многом определяется уникальным ансамблем его мозаик. Они создавались мозаичной мастерской А. А. и В. А. Фроловых по оригиналам многих художников, в том числе В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. П. Рябушкина, В. В. Беляева, Н. Н. Харламова. Если на фасадах мозаика включена в кокошники и в ниши, то внутри она сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов.

Он является полной копией храма Василия Блаженного в Москве. В данный момент он является только музейной выставкой, а не религиозным учереждением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Архитектура культурной столицы России Санкт-Петербурга