Архитектура культурной столицы России Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Петербург - в своем роде уникальный город, возникший почти сразу и построенный по единому чертежу, ставший высшим воплощением человеческой воли, торжеством созидательного вдохновения и сосредоточенного труда. Уже к концу первого столетия своего существования Петербург был одним из красивейших городов Европы.

Содержание

1. Введение____________________________________________ стр.3
2. Эрмитаж____________________________________________ стр.4-6
3. Адмиралтейство______________________________________ стр.7
4. Кунсткамера_________________________________________ стр.8-10
5. Михайловский дворец (Государственный Русский Музей)__ стр.11
6. Петергоф____________________________________________ стр.12
7. Царское село________________________________________ стр.13
8. Казанский Собор____________________________________ стр.14-16
9. Петропавловский собор_______________________________ стр.17
10. Храм «Спас на крови»________________________________ стр.18-19
11. Александро-Невская лавра

Работа содержит 1 файл

Тихоокеанский Государственный Университет.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

Историческая справка

1704 г. - основание Адмиралтейства.
1711 г. - в центре главного фасада была возведена увенчанная шпилем башня.
1718 г. - в Адмиралтействе разместилась Адмиралтейств-коллегия, высший орган управления флотом.
1727-1738 гг. - здание перестроено в камне по проекту архитектора И. Коробова.
1806-1823 гг. - строительство нового здания Адмиралтейства в стиле ампир по проекту архитектора А. Захарова.

 

 

 

 

 

 

 

3.           КУНСТКАМЕРА

 

Одной из главных достопримечательностей города Санкт-Петербурга по праву является знаменитая Кунсткамера. Заспиртованные уродцы, один вид которых леденит кровь, и прочие отечественные и заморские чудеса - зрелище, мягко говоря, не для слабонервных. Но желающих побывать здесь со временем не становится меньше.
Кунсткамера - "Палата редкостей" - была основана в 1714 году Петром I. По преданию, во время прогулки по васильевскому острову ему попалась на глаза сосна с веткой, полукольцом вросшей в ствол. Это диво так поразило Петра, что он приказал срубить дерево, а на его месте заложить здание музея. Причудливый сосновый ствол стал в нем первым экспонатом. Когда здание было построено, туда же из Летнего дворца доставили анатомическую и зоологическую коллекции, собранные царем ранее.
По императорскому указу в "Палату редкостей" начали свозить различные диковины - уникальные вещицы и изобретения, археологические находки, а также "экземпляры" людей и животных со всевозможными врожденными дефектами. В XVIII столетии в большой моде было увеличение уродами. Все европейские монархи держали при дворе шутов и карликов. Еще в эпоху средневековья в Европе появились анатомические театры, где любой желающий мог наблюдать, как медики препарируют мертвые тела. Здесь можно было посмотреть на уродцев с двумя лицами, одноглазых циклопов или сирен - младенцев со сросшимися ногами. Однако, Петра уродства интересовали и с научной точки зрения. По его приказу члены Академии наук тщательно изучали строение тел мутантов, представленных в Кунсткамере. Именно с целью исследования этих биологических аномалий в музее была устроена выставка "анатомических редкостей".
Еще с древних времен бытовало поверье, что уродцы рождаются благодаря колдовской порче или вмешательству сверхъестественных сил, а также в результате совокупления людей с животными и дьяволом. Отсюда и возникли мифы о кентаврах, сфинксах, гарпиях - полулюдях-полузверях. В XVII веке получила распространение другая теория, согласно которой на плод влияют впечатления, полученные будущей матерью во время беременности. Однако большинство "обитателей" Кунсткамеры появились на свет при самых обычных обстоятельствах (история их рождения тщательно изучалась и записывалась). Это позволило Петру в указе от 1718 года объявить прежние теории врожденных уродств несостоятельными и обязать служащих Академии наук (в чьем ведомстве находилась Кунсткамера) заняться исследовательской деятельностью в поисках истинных причин. Позднее, в XIX столетии, французский ученый Этьенн Жоффруа де Сент-Илер основал науку об уродствах - тератологию (от греческого "терат" - "чудовище"). Он и его сын Исидор собрали богатый экспериментальный и фактический материал, в том числе и на примере экспонатов из коллекции петербургской Кунсткамеры.
За мертвого "человеческого" урода Академия наук платила по 10 рублей, за "скотского и звериного" - по 5 рублей, а за "птичьего" - по 3 рубля. Живые монстры ценились дороже: соответственно 100, 15 и 7 рублей. Если экспонат выглядел очень уж "чудным", давали и более.
Петр распорядился нещадно штрафовать за "утаивание диковин". Штраф в таких случаях полагался вдесятеро больше, чем установленная плата за экспонат. Если кто-то доносил, что, мол, такой-то скрывает уродца или иное чудо-юдо, деньги выплачивались доносчику.
В 1747 году в здании Кунсткамеры вспыхнул сильный пожар. Причину его так и не выяснили. Ходили слухи о поджоге. Огонь уничтожил значительную часть экспозиции. О многих образцах мы можем теперь судить лишь по хранящимся в музее рисункам. Так, на многих зарисовках изображены "анатомические препараты", люди с двумя лицами, сиамские близнецы, дети с недоразвитыми конечностями, волосатый мальчик, а также животные монстры: двухголовый теленок, сросшиеся туловищами поросята и котята…
В числе самых знаменитых "обитателей" анатомического отсека Кунсткамеры - великан Буржуа, которого Петр I встретил в 1717 году на ярмарке во французском городе Кале. Рост Буржуа составлял 2 метра 17 сантиметров. Он зарабатывал на жизнь тем, что выступал на ярмарках. Российский император предложил французскому богатырю пойти к нему на службу за весьма приличное жалованье. При дворе нового царского любимца нарядили в костюм гайдука. Петру нравилось появляться на людях вместе со слугой-великаном - ведь он и сам был очень высокого роста. Поэтому Буржуа, получивший в России имя Николай, часто сиживал на запятках императорской кареты. Ему подыскали жену-финку, тоже довольно рослую женщину. Супруги имели троих детей, но неизвестно, унаследовал ли кто-нибудь из них габариты родителей. Семь лет спустя после прибытия в Россию великан умер от апоплексического удара. Вскрытие показало, что его внутренние органы намного превышали по величине органы обычного человека - сердце было величиной с воловье, желудок и одна из почек - тоже огромных размеров. С тела сняли кожу, выделали ее, а затем вместе со скелетом и извлеченным из грудной клетки сердцем передали в музей. Однако во время пожара кожа гиганта сгорела, а череп бесследно исчез. Сегодня в Кунсткамере хранятся скелет и сердце Буржуа. Кроме того, там же можно увидеть и портрет великана, написанный при жизни.
Наряду с "препаратами" при музее находились и живые монстры. В 1722 году публику в кунсткамере забавлял карлик Фома Игнатьев. Этот человек ростом 126 сантиметров имел на обеих ногах и руках вместо пальцев клешни, похожие на рачьи. В 1737 году в Петербург из Тюмени прибыл разночинец Гаврила Воробьев с сыном Петром. На левой ладони у Петра с самого рождения красовался нарост, раз в четыре месяца прибавлявший в размерах на один вершок. Пальцы на руках росли неправильно. На правой же ноге 9-летнего мальчика пальцы вовсе отсутствовали, а выше лодыжки пролегала опоясывающая впадина, словно ногу перевязали ниткой.
В 1742 году в музей прислали из Сибири четырех гермафродитов. Двое из них - Авраам и Терентий - принадлежали к семейству церковного дьяка Ивана Кузнецова, другие двое - Михаил и Иван - были сыновьями отставного солдата Василия Яковлева. Через год 13-летний Михаил Яковлев сбежал из Кунсткамеры. Объявили розыск, но мальчика так и не нашли.
С 1746 года содержанию при музее живых уродцев пришел конец. Академии наук вменялось в обязанность кормить, одевать их и учить грамоте, а средства на это из казны выделялись крайне скудные…
Иные из музейных "препаратов" способны были вызвать шок даже у самых храбрых. В одной из комнат в склянках плавали в спирту головы детей, скончавшихся в раннем младенчестве. Посетителям они казались живыми. Но мало кто подозревал, какие ужасные сокровища спрятаны в музейном подвале, подальше от людских глаз. В 1783 году Екатерине Дашковой, только что назначенной президентом Академии наук, показали хранившиеся в подвале под астрономической башней Кунсткамеры банки со спиртом. Внутри находились человеческие головы. В архивах обнаружилась запись о том, что в 1724 году указом Петра Великого в музей доставили головы казненных по приговору суда фрейлины Марии Гамильтон и камергера Виллема Монса.
Мария Гамильтон состояла с императором в любовной связи и имела от него ребенка, которого умертвила, желая скрыть его рождение. За что и поплатилась жизнью. А Монс приходился любовником супруге Петра, Екатерине I. Однажды, в неурочный час возвратившись из Шлиссельбурга, царь застал жену с камергером. Монса немедленно обвинили в заговоре и казнили. Екатерину же в наказание заставили смотреть, как отрубают голову ее возлюбленному. Потом сей мрачный сувенир положили в банку со спиртом и поставили в спальне императрицы, где она в течение нескольких дней должна была смотреть на него. После этого мертвую голову отвезли в музей. Заспиртованные головы, однако, держали в подвале и никогда не показывали посетителям. Возможно, их использовали или собирались использовать для научных опытов.
Дашкова доложила о страшной находке Екатерине II, и та отдала распоряжение зарыть головы казненных в том же подвале…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.           Михайловский дворец

(Государственный Русский Музей)

 

 

В центре Санкт-Петербурга, в пяти минутах ходьбы от Невского проспекта, на Инженерной улице дом 2, находится Михайловский дворец. Он является композиционным центром группы зданий расположенных на Михайловской площади и принадлежит к числу лучших архитектурных комплексов Санкт-Петербурга. В 1819 году Император Александр I решил построить дворец для своего брата, великого князя Михаила Павловича и в 1825 году дворец был готов. Архитектор Михайловского дворца К.И. Росси. Михайловский дворец своим южным фасадом замкнул перспективу улицы идущей перпендикулярно от Невского проспекта и тоже получившей название Михайловской. Северный фасад Михайловского дворца выходит в Михайловский сад и на реку Мойку. С запада от Михайловского дворца находится канал Грибоедова и собор "Спас на крови". А с восточной стороны Михайловский замок отделен от Инженерного замка Садовой улицей. В настоящее время в Михайловском замке расположен Государственный Русский музей. Коллекция Русского музея представлена богатейшим собранием живописных работ выдающихся авторов разных поколений и насчитывает около 400000 экспонатов. В коллекции Русского музея находятся иконы А.Рублева, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Особенно богата коллекция искусства XVIII века – первой половины XIX века, включая произведения И.Н. Никитина, А.М. Матвеева, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренского, А.Г. Венецианова, К.П. Брюллова, А.А. Иванова, И.К. Айвазовского, П.А. Федотова, Ф.И. Шубина, М.И. Козловского, И.П. Мартоса. Полотна мастеров второй половины XIX века И.Н. Крамского, Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедова и В.Г. Перова. Произведениями Ф.А. Бруни, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова. Хорошо представлены в музее полотна мастеров конца XIX – начала XX века, включая работы В.А. Серова, М.В. Нестерова, И.И. Левилана, К.А. Коровина, А.И. Куинджи, Н.А. Ярошенко, М.А. Врубеля, Н.К. Рериха. А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиева, М.В. Добужинского, Е.Е. Лансере. Богат раздел музея, посвященный творчеству художников середины XX века. В музейную экспозицию органично входят интерьеры Михайловского дворца, сохранившие первоначальное оформление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.           ПЕТЕРГОФ

 

 

Среди архитектурных ансамблей, расположенных вдоль южного берега Финского залива, по историческому и художественному значению выделяется Петергоф -- один из самых грандиозных дворцово-парковых комплексов XVIII - XIX веков. Он расположен в 29 километрах от Ленинграда. Впервые наименование Петергоф упомянуто в Походном журнале Петра I 13 сентябре 1705 года. В то время Петергофом называлась мыза, находившаяся вблизи дороги, проходившей вдоль Финского залива от устья Невы до Рижского залива Балтийского моря. Удобное местоположение мызы на дороге между строящимся Петербургом и Кронштадтом привлекло Петра, он избрал ее для остановок во время морских поездок по заливу и назвал своим именем. Здесь в 1710 году, через год после полтавской победы, построили небольшой деревянный дворец.

Военные победы на море и превращение Петербурга в столичный город побудили Петра I восточнее петергофской мызы создать загородную парадную резиденцию, богатством декоративного убранства не уступающую крупнейшим западноевропейским летним дворцам и паркам.

Весной 1714 года по распоряжению Петра I почти одновременно стали строить на берегу моря дворец Монплезир, или Малые палаты, а на краю естественного уступа, в некотором отдалении от моря,-- Верхние, или Большие, палаты. Так началось создание дворцово-паркового ансамбля, который также назвали Петергофом.

Первым исполнителем замыслов Петра I был архитектор И.-Ф. Браунштейн. Под его наблюдением в 1714 -- 1716 годах, кроме строительства "палат" (дворцов), Большого каскада и канала, прорублены просеки для аллей, насыпана земляная дамба для защиты Нижнего парка от наводнений, укреплен гранитными валунами мыс перед Монплезиром.

Второй этап строительства Петергофа, начавшийся в 1716 году и длившийся два с половиной года, связан с именем Ж.-Б. Леблона, По его чертежам укрепили фундамент Верхних палат, изменили их фасады, планировку и отделку интерьеров, придав им более парадный вид. Он построил вокруг палат подземный акведук для отвода грунтовых вод, расширил канал и ковш, укрепил конструкцию Большого каскада, устроил в нем средние водопадные ступени, пятиарочный Большой грот и запроектировал водометы. В Монплезирском дворце он руководил декоративной отделкой и увеличил ширину ведущей к нему аллеи.

Вслед за Леблоном главным архитектором Петергофа стал Н. Микетти. С его деятельностью связан третий период строительства Петергофа, длившийся с марта 1719 по октябрь 1723 года. Микетти стал одним из основных создателей петергофского ансамбля, прежде всего его фонтанной декорации. По чертежам этого архитектора сооружались Марлинский и Руинный (Драконов) каскады, десятки фонтанов разных форм и типов, беседки и трельяжи. Он обогатил архитектурное и скульптурное убранство Большого каскада, возвел по сторонам Верхних палат два симметричных флигеля с галереями

 

6.           ЦАРСКОЕ СЕЛО

 

                                            

 

Зарождение и условия дальнейшего развития дворцово-паркового ансамбля "Царское Село" связаны с освобождением из шведского плена старинных новгородских владений у берегов Невы, строительством Петербурга и превращение его в столицу Русского государства.

Эта территория издавна входила в состав Древнерусского государства. В XII веке этот край именовался "Ижорской землей Господина Великого Новгорода". В XVII веке "Ижорская земля " была оккупирована шведами. Возвращение России этих территорий началось в результате побед, одержанных в начале Северной войны в 1702 году. На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба — Saris hoff, Saaris moisio ("мыза на возвышенном месте"), а по-русски Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия.

Сначала Сарская мыза была подарена генерал-губернатору освобожденного края А. Д. Меньшикову, а затем 24 июля 1710 года по приказу Петра I мыза была "отписана" его будущей жене Екатерине Алексеевне и включена в разряд дворцовых земель (официальное бракосочетание Петра I состоялось в феврале 1712 г). В 1710-1720 гг. на месте усадьбы появляется загородная царская резиденция. Вокруг нее возникают русские деревни. В 1719-1720 гг. близ мызы на территории будущего города появляется слобода дворцовых служителей, и проводятся мероприятия по упорядочению ее планировки и застройки. Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а с началом дворцового строительства оно превратилось в Царское Село.

На протяжении двух веков Царское Село считалось летней Парадной императорской резиденцией, строительство которой имело государственное значение и велось в течение ряда лет при участии правительственных ведомств. С 1811 по 1843 гг. здесь находился Царскосельский императорский лицей, в котором воспитывался А. С. Пушкин. После октябрьской революции дворцово-парковый ансамбль был превращен в музей, а лучшие дома города заняли учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения. В связи с этим в 1918 году город был переименован в Детское Село. В 1937 году в столетнюю годовщину со дня трагической гибели А. С. Пушкина город получил его современное название. В январе 1983 года решением Совета Министров РСФСР дворцы и парки г. Пушкина получили статус заповедника, который в 1990 году назван Государственным музеем-заповедником "Царское Село".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.           КАЗАНСКИЙ СОБОР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казанский собор начали строить в 1801 году по проекту Андрея Никифоровича Воронихина, которому, как мы уже знаем, покровительствовал Александр Сергеевич Строганов. В чем только не обвиняли Воронихина его многочисленные завистники, соперники и просто недоброжелатели. Рассказывали легенды о том, что проект Воронихина не оригинален и составлен по плану, начертанному архитектором Баженовым для парижского Дома инвалидов.По другой легенде, проект собора представлял собой не что иное, как часть неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлевского дворца того же Баженова. Еще одна легенда утверждала, что Казанский собор является точной копией собора святого Петра в Риме.

    Действительно, видеть в Казанском соборе копию собора святого Петра было горячим желанием императора Павла I. Сардинский посланник в Петербурге Жозеф де Местр рассказывает в одном из своих писем о слухах, которыми полнился Петербург начала века. Когда Павла спросили, какие будут приказания относи- тельно проекта Казанского собора, он будто бы ответил: «Я хочу немного от Святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджорс в Риме». И если роскошные интерьеры Казанского собора действительно могут напоминать яркое оформление базилики одного из ранних христианских храмов Санта-Мариа-Маджоре, то о схожести внешнего облика воронихинского собора с собором святого Петра в Риме не может идти и речи. Если римские колоннады, описывая полный овал, образовали замкнутую средневековую площадь, то воронихи некая, раскрытая к Невскому проспекту, приняла на себя организующую, собирательную роль и стала не просто главным звеном архитектурного ансамбля, но и смысловым центром всего окружающего пространства. К сожалению, полностью проект собора осуществлен не был. По замыслу зодчего еще одна такая же колоннада должна была украсить противоположный, южный фасад храма.

    Не было закончено и внешнее скульптурное оформление собора. Мощные каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обе стороны колоннады, предназначались для скульптур двух архангелов. До 1824 года на пьедесталах стояли их гипсовые копии. Предполагалось заменить их бронзовыми. Но сделать этого так и не удалось. В народе распространилась молва, будто бы архангелы сами «не хотят занять свои места», пока в России не появится «мудрый, правдивый и честный политик». В свое время гипсовые архангелы настолько обветшали, что их пришлось убрать. А пьедесталы стоят до сих пор. Кто знает...

    С начала строительства собора Воронихин жил вблизи стройки, на углу Невского проспекта и Екатерининского канала. Через несколько лет он приобрел участок на Аптекарском острове и начал строительство собственной дачи. В столице поговаривали, что материалом для нее послужили строительные леса Казанского собора — «своеобразная премия за великолепное сооружение». Дача находилась на Каменноостровском проспекте. В 1980 году ее разобрали.

    Непосредственное руководящее участие в строительстве Казанского собора принимал член Государственного совета, президент Академии художеств граф Александр Сергеевич Строганов. Это он будто бы надоумил царя соорудить грандиозный храм по отечественному проекту, силами отечественных мастеров и из отечественных материалов. Согласно одной петербургской легенде, однажды во время обеда «в порыве воодушевления» он будто бы сказа.'] Павлу; «Наконец, государь, нам не нужны иноземные таланты, у нас есть все свое». На это, сообщает своему корреспонденту ироничный Жозеф де Местр, император ответил: «В таком случае налейтека мне мадеры»
  
  Это была монаршая шутка. Но идея Строганова в голову императора запала. Казанский собор действительно выстроен силами коренных россиян и из собственных строительных материалов.

    Скончался Строганов в 1811 году, через двенадцать дней после освящения Казанского собора. Чуть ли не до самой своей смерти он трудился без устали и, несмотря на слабое здоро вье, ежедневно взбирался по лесам осматривать постройку. Народное поверье задолго до кончины графа утверждало, что он, как строитель, «немногими днями переживет освящение храма». По рассказам современников, он и сам верил этим предсказаниям. После окончания первой службы в соборе он будто бы подошел к митрополиту со словами: «Ныне отпушаеши раба своего, Владыко, с миром».

    Отечественная война 1812 года изменила судьбу Казанского собора. Построенный первоначально для чудотворной иконы, он превратился в хранилище священных реликвий победоносной войны. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамена и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоеванных городов, маршальские жезлы. Еще более возросло мемориальное значение Казанского собора в 1813 году, когда было решено похоронить под его сводами национального героя, победителя Наполеона и освободителя России Михаила Илларионовича Кутузова.

    Кутузов неожиданно скончался 16 апреля 1813 года на одной из военных дорог в Силезии. Тело полководца набальзамировали и перевезли со всеми воинскими почестями в Петербург. Рассказывали, что при въезде в город «народ выпряг лошадей и сам вез коляску до Казанского собора». Часть же останков, извлеченных при бальзамировании, запаяли в цинковый гробик и захоронили в трех километрах от Бунцлау на кладбище Тиллендорф. Впоследствии на этом месте был установлен памятник. Вероятно, тогда и родилась легенда, которая вот уже более полутора столетий поддерживается довольно солидными источниками, вплоть до Большой советской энциклопедии.

    Согласно этой легенде, в Петербурге, в Казанском соборе покоится только тело великого полководца, а сердце, будто бы согласно его последней воле, осталось на той военной дороге и захоронено на кладбище Тиллендорф. Живет в подтверждение этого и легенда о последних словах умирающего полководца, который будто бы сказал, обращаясь к солдатам, что сердцем он остается с ними.

    Между тем еще в 1933 году специальная комиссия произвела вскрытие могилы Кутузова в Казанском соборе. Был составлен беспрецедентный акт о том, что «вскрыт склеп, в котором захоронен Кутузов... слева в головах обнаружена серебряная банка, в которой находится набальзамированное сердце».

    В 1837 году, в 25-ю годовщину победы над Наполеоном, перед Казанским собором были установлены памятники великим полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Выполненные по моделям скульптора Орловского, они настолько органично вошли в архитектурный ансамбль Казанского собора, что многим петербуржцам казались едва ли не сразу включенными в первоначальный проект Воронихина.

Информация о работе Архитектура культурной столицы России Санкт-Петербурга