Архитектура культурной столицы России Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Петербург - в своем роде уникальный город, возникший почти сразу и построенный по единому чертежу, ставший высшим воплощением человеческой воли, торжеством созидательного вдохновения и сосредоточенного труда. Уже к концу первого столетия своего существования Петербург был одним из красивейших городов Европы.

Содержание

1. Введение____________________________________________ стр.3
2. Эрмитаж____________________________________________ стр.4-6
3. Адмиралтейство______________________________________ стр.7
4. Кунсткамера_________________________________________ стр.8-10
5. Михайловский дворец (Государственный Русский Музей)__ стр.11
6. Петергоф____________________________________________ стр.12
7. Царское село________________________________________ стр.13
8. Казанский Собор____________________________________ стр.14-16
9. Петропавловский собор_______________________________ стр.17
10. Храм «Спас на крови»________________________________ стр.18-19
11. Александро-Невская лавра

Работа содержит 1 файл

Тихоокеанский Государственный Университет.doc

— 311.50 Кб (Скачать)


Тихоокеанский Государственный Университет

 

 

 

 

Кафедра: «Истории Отечества, государства и права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура культурной столицы России

Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

Проверил:

                                                                         Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2007

 

 

 

 

Содержание:

 

 

1.      Введение____________________________________________          стр.3

2.      Эрмитаж____________________________________________       стр.4-6

3.      Адмиралтейство______________________________________          стр.7

4.      Кунсткамера_________________________________________     стр.8-10

5.      Михайловский дворец (Государственный Русский Музей)__         стр.11

6.      Петергоф____________________________________________        стр.12

7.      Царское село________________________________________        стр.13

8.      Казанский Собор____________________________________     стр.14-16

9.      Петропавловский собор_______________________________         стр.17

10. Храм «Спас на крови»________________________________    стр.18-19

11. Александро-Невская лавра____________________________        стр.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Петербург - в своем роде уникальный город, возникший почти сразу и построенный по единому чертежу, ставший высшим воплощением человеческой воли, торжеством созидательного вдохновения и сосредоточенного труда. Уже к концу первого столетия своего существования Петербург был одним из красивейших городов Европы.

Для русских Петербург - город-“европеец”. Петр I, замышляя его строительство, думал, прежде всего, о том, что он станет морскими воротами России, “окном в Европу”. Царь пригласил в строящуюся столицу множество иностранных зодчих, и именно им - Трезини, Растрелли, Кваренги, Камерону, Монферрану и другим западноевропейским мастерам - Петербург обязан прежде всего своим обликом. Архитектура города вобрала в себя лучшие достижения европейского градостроения. Однако, как не раз подчеркивалось, великолепные здания, возведенные здесь знаменитыми итальянскими и французскими или английскими архитекторами, приобретали какой-то особый размах, характерный именно для России.

За три века в Санкт-Петербурге, по проектам самых известных российских и зарубежных зодчих, было построено множество великолепных дворцов, замков и зданий различных государственных учреждений. Сегодня эти архитектурные памятники не только являются украшением города на Неве, но и представляют огромную культурно-историческую ценность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                                                                                           ЭРМИТАЖ

 

Зимний дворец

Крупнейшее дворцовое сооружение Санкт-Петербурга, затмившее все прежние здания своим размером и великолепием. Был построен для зимней резиденции русских царей архитектором Франчкско Бартоломео Растрелли в XVIII веке.
Начавший строится в 1754 году, и завершенный в 1762 Зимний дворец затмил по своему великолепию, размерам и богатству отделки все прежние дворцы Санкт-Петербурга. Растрелли задумывал Зимний дворец, не только как резиденцию русских царей, но и как знак, олицетворяющий величие и силу России.

Зимний дворец интересен своей архитектурой. Его формы современны и по сей день. Зимний дворец выстроен прямоугольником с выступами по углам и внутренним парадным двором. Каждый его фасад отличается от другого, так как автором были тщательно выверены и учтены особенности окружающей местности. Проезжая по Неве на морском трамвайчике мимо Зимнего дворца, можно только удивляться, как просто и выразительно украшен поставленными друг на друга декоративными колоннами каждый простенок между окнами. Белые колонны, выстроившись в ряд, кажутся бесконечными, но как это подчеркивает вытянутость здания вдоль набережной. Фасад, обращенный к Адмиралтейству, сильно выступающими крыльями образует открытый двор, перед которым разбит сад, который раньше был обнесен великолепной кованной железной решеткой на высоком гранитном пьедестале. Еще, более 150 лет назад, между Адмиралтейством и Зимним дворцом располагалась Дворцовая пристань, украшенная скульптурами львов и двумя порфировыми вазами из Таврического дворца. Позднее пристань перенесли несколько ниже по течению реки. Южный фасад, выходит на Дворцовую площадь, где особенно выделяется центральный портик с тремя въездными арками. Арки закрыты известными коваными чугунными воротами. По южному фасаду Зимнего дворца белые колонны расположены группами, поставленные в два яруса, что, в отличие от северного фасада, визуально делает дворец собранным к середине строения. Фасады дворца богато украшены лепниной и скульптурой. На парапете крыши Зимнего дворца расположены статуи рыцарей, богов, нимф и вазы. Такое убранство было задумано с целью как бы растворить громаду Зимнего дворца в воздухе.

С Зимним дворцом связана жизнь всех Российских правителей и по роковой случайности революционные события в стране в 1917 году. Первый Зимний дворец был построен по велению Петра I, был он деревянный. В дальнейшем он был перестроен в каменный дворец и явился последним обиталищем Петра Великого, в котором он и скончался. Анна Иоанновна заказывает Б.Ф. Растрелли Зимний дворец. К строительству дворца приложили свою руку и Елизавета Петровна, и Петр III. Особую роль в создании Малого и Старого Эрмитажей, а так же Эрмитажного театра, сыграла Екатерина II. Новый Эрмитаж строился по приказу Николая I с целью размещения в нем российской коллекции художественных произведений.

Зимний дворец как здание, как царское жилище не имел подобного в целой Европе. Над его убранством трудились такие знаменитые личности как Ф.Б. Растрелли, И.И. Бельский и братья И.Я. Бельские авторы панно с изображениями библейский сцен в Большой церкви Зимнего дворца. Внутренней отделкой занимались Ю.М. Фельтен, Ж.Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. Позже их работу продолжили И.Е. Стасов и Дж. Кваренги знаменитейшие архитекторы того времени. В Тронном или Георгиевском зале стоял трон, выполненный мастером П. Ажи. Позже перед Георгиевским залом построили Военную галерею по проекту К.И. Росси, на ее стенах разместились 330 портретов генералов — участников войны 1812 года, большая часть которых написана художником Д.Доу. В восстановительных работах после пожара принимал участие А.П. Брюллов. Можно бесконечно перечислять известных творцов, которые внесли свой неоценимый вклад в возведение Зимнего дворца и Эрмитажей.

Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж в 1764–1767 годах специально построен для размещения художественной коллекции по приказу Екатерины II. В нем была основана знаменитая Русская библиотека, собранная императрицей. По задумке архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота Малый Эрмитаж примыкает к Зимнему дворцу.
С восточной стороны к Зимнему дворцу примыкает здание Малого Эрмитажа, возведенное в 1764–1767 годах на Дворцовой набережной по проекту Ю.М. Фельтена и достроенное в 1766–1769 годах Ж.Б. Валлен-Деламотом. Оно было специально предназначено для хранения коллекций ценнейших произведений искусства, принадлежавших царской семье. Это здание подчинено Зимнему дворцу, оно повторяет высоту и горизонтальное членение последнего. Фасад Малого Эрмитажа выполнен в стиле раннего классицизма, отличающийся изысканностью архитектурных форм. Но, несмотря на иное стилистическое решение, фасад Малого Эрмитажа удачно сочетается с фасадом Зимнего дворца.

Интересна история первой коллекции, положившей начало сокровищам Эрмитажа. Екатерина II, желая создать образ хозяйки, и для услаждения взоров избранных приглашенных в духе времени приказала разместить в продольных галереях Малого Эрмитажа, имеющиеся художественный коллекции — картины, скульптуры, уборы русских царей, драгоценности и камеи. Все это делалось с целью показать Европе, что Россия может затмить блеском просвещенную Европу и именоваться европейской державой. Для этого было задумано приобретение коллекции берлинского негоцианта И.Э. Гоцковского. По одной версии он прислал ее Екатерине II в счет долга, по другой они были куплены для Екатерины II В.С. Долгоруким. 225 картин, подобранных для прусского короля Фридриха II, казна которого к этому времени была опустошена вследствие войны, попали в Россию в Большой (Старый) Эрмитаж. Коллекция состояла главным образом из картин голландских и фламандских художников. Екатерина II приобретала художественные произведения за границей, пользуясь советами и помощью самых образованных людей эпохи, среди которых были Деж Дидро, Мельхиор Гримм, Франсуа Троншен, кроме того, специальные посредники постоянно посещали иностранные аукционы по распродаже произведений искусства.

Большой (старый) Эрмитаж

Старый (большой) Эрмитаж построен в 1771–1787 годах в одну линию с Малым Эрмитажем. Он строился для размещения разросшейся художественной коллекции западноевропейских мастеров, не помещавшейся в Малом Эрмитаже.
Рядом с Малым Эрмитажем расположен Старый (Большой) Эрмитаж — сооруженный в 1771–1787 годах архитектором Ю.М.Фельтеном. и выдержанный в строгих традициях классицизма. Фасад Старого Эрмитажа повторяет горизонтальное членение Зимнего дворца и Малого Эрмитажа.

Сейчас в сознании многочисленных туристов, гостей города и самих петербуржцев Зимний Дворец и Эрмитаж стали синонимами. Художественные коллекции Эрмитажа давно вошли в интерьеры бывших жилых и служебных помещений Зимнего дворца, а интерьеры и убранство дворцовых покоев давно превратились в постоянные музейные экспозиции.

Эрмитажный театр

В 1783–1787 годах был построен Эрмитажный театр для показа представлений царской семье и знатным гостям. Он соединен аркой над Зимней канавкой со Старым Эрмитажем. Это место и по сей день считается самым романтичным уголком Санкт-Петербурга. Автор проекта Дж. Кваренги.
В 1783–1787 годах на углу Дворцовой набережной и набережной Зимней канавки архитектор Дж. Кваренги возвел здание Эрмитажного театра, для строительства которого были использованы стены старого корпуса старого Зимнего дворца, построенного здесь более чем полвека назад. Кваренги подчеркнул фасад театра торжественной колоннадой, чем удачно замкнул цепь построек, идущих от Зимнего дворца вдоль набережной Невы. Его внешний облик и внутреннее убранство подвергалось изменениям в конце XVIII начале XIX века.

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж входит в комплекс эрмитажный зданий, построено в 1839–1852 годах, для размещения музейных коллекций. Если хотите, чтобы семейная пара была счастливой нужно после бракосочетания поочередно подержаться за большие пальцы ног мощных фигур десяти гранитных атлантов украшающих фасад здания (скульптор А.И. Теребенев)
В 1839–1852 годах к зданию Старого Эрмитажа со стороны Миллионной улицы был пристроен так называемый Новый Эрмитаж, специально для размещения сильно разросшихся художественных коллекций, которым стало тесно в Малом и Старом Эрмитажах. Здание Нового Эрмитажа сооружалось по проекту немецкого архитектора Л.Кленце. Фасады Нового Эрмитажа оформлены с использованием мотивов и деталей античного зодчества. Его главный фасад украшен огромными фигурами атлантов, поддерживающих балкон. Скульптуры выполнены А.И.Теребеневым. Восточный фасад Нового Эрмитажа выходит на Зимнюю канавку, ее прорыли в 1718 году между Невой и Мойкой. Сжатая с обеих сторон зданиями, Зимняя канавка, имеет крутые спуски к воде и кольца для причала лодок. Через канавку переброшены гранитные горбатые мосты. Над Зимней канавкой арка, которая связывает Старый Эрмитаж с Эрмитажным театром, построенным в 1783–1787 годах по проекту архитектора Д.Кваренги. Этот замечательный уголок Петербурга напоминает Венецию и очень романтичен.

Один из крупнейших музеев мира и, несомненно, главная туристическая достопримечательность Санкт-Петербурга. Музей основан в 1764 г. на базе коллекции императрицы Екатерины II. Сегодня в Эрмитаже представлено более 3 миллионов экспонатов, от древнейших времен до наших дней. Вы можете увидеть подлинники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, уникальные коллекции Рембрандта, Рубенса, французских импрессионистов (Ренуара, Сезанна, Моне, Мане, Писарро), работы Ван Гога, Матисса, Гогена, скульптуры Родена. Музей расположен в четырех исторических зданиях, которые сами по себе являются архитектурными шедеврами: Зимний Дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Новый Эрмитаж. В Эрмитажном Театре проводятся лекции и концерты.

 

 

2.           АДМИРАЛТЕЙСТВО

 

Адмиралтейство - архитектурно-планировочный центр Санкт-Петербурга. Первое здание Адмиралтейства, возведенное еще в 1704 году по проекту самого Петра I, представляло собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы "П", увенчанный башенкой. Именно здесь строились корабли и зарождался российский флот. Уже в 1730-е годы было возведено каменное здание Адмиралтейства. Архитектор Коробов сохранил его прежнюю форму, но украсил главный корпус позолоченной башней, высота которой достигала 72 метров. В начале 19 века было принято решение перестроить Адмиралтейство, чтобы его внешний облик гармонировал с парадным центром Российской столицы. Здание, созданное по проекту архитектора Захарова, сохранилось до наших дней. Грандиозная постройка, длина главного фасада которой достигает 406 метров, состоит из двух П-образных корпусов. Здание украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. На шпиле установлен флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга. Флюгер, весящий 65 килограмм, покрыт двумя килограммами чистого золота.

Здание Адмиралтейства украшено скульптурами, образы которых связаны с легендами и мифами о морской стихии. Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию "Нимфы, несущие земную сферу": 28 статуй, олицетворяющих четыре времени года, четыре стихии, четыре главных направления ветра, а также богиню Изиду - покровительницу кораблестроения и Уранию - музу астрономии. Двадцати двух метровый горельеф изображает аллегорическую картину "Заведение флота в России". На нем изображен бог морей Нептун, вручающий Петру I трезубец - символ владычества над морями. На углах аттика башни установлены высеченные из камня статуи древних героев и полководцев: Александра Македонского, Пирра, Аякса и Ахиллеса.

В 1874 году перед зданием Адмиралтейства был разбит Александровский сад. В нем были установлены бюсты русских писателей Николая Гоголя, Василия Жуковского, Михаила Лермонтова, композитора Михаила Глинки, а также памятник исследователю Центральной Азии Николаю Пржевальскому.
До 1844 г. на верфи Адмиралтейства строились корабли, позднее в разное время на его территории располагались Морское министерство, военно-морской штаб, училище корабельной архитектуры и другие учреждения.
 

Информация о работе Архитектура культурной столицы России Санкт-Петербурга