Архитектура культурной столицы России Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Петербург - в своем роде уникальный город, возникший почти сразу и построенный по единому чертежу, ставший высшим воплощением человеческой воли, торжеством созидательного вдохновения и сосредоточенного труда. Уже к концу первого столетия своего существования Петербург был одним из красивейших городов Европы.

Содержание

1. Введение____________________________________________ стр.3
2. Эрмитаж____________________________________________ стр.4-6
3. Адмиралтейство______________________________________ стр.7
4. Кунсткамера_________________________________________ стр.8-10
5. Михайловский дворец (Государственный Русский Музей)__ стр.11
6. Петергоф____________________________________________ стр.12
7. Царское село________________________________________ стр.13
8. Казанский Собор____________________________________ стр.14-16
9. Петропавловский собор_______________________________ стр.17
10. Храм «Спас на крови»________________________________ стр.18-19
11. Александро-Невская лавра

Работа содержит 1 файл

Тихоокеанский Государственный Университет.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.           ПЕТРОПАВЛОСКИЙ СОБОР

 

Посередине крепости еще в 1703 г. была построена деревянная церковь. Существующий собор возводился по проекту Д.Трезини с 1712 г. по 1733 г. В первую очередь воздвигли многоярусную колокольню с высоким шпилем. Венчает его флюгер в виде фигуры летящего ангела с крестом.

В 1756 г. здание загорелось от удара молнии. При восстановлении были уменьшены размеры купола, упрощена форма крыши. Спустя столетие, в 1857-1858 гг., по проекту инженера Д.И.Журавского сделан металлический шпиль, достигший высоты 122,5 м. Собор и поныне остается самым высоким архитектурным сооружением Санкт-Петербурга. Еще в 1720 г. на колокольне установили часы с курантами. Они погибли при пожаре 1756 г, а через 20 лет зазвучали куранты новых часов, созданных голландским мастером О.Крассом.

Интерьер собора напоминает парадный зал. Расписанные под мрамор пилоны делят его на три нефа. Настенные живописные картины выполнены А.Матвеевым, Г.Гзелем и другими художниками. Яркой позолотой, легкостью и изяществом линий и форм выделяется резной иконостас - шедевр декоративного искусства барокко. Он создан по проекту И.П.Зарудного в 1722-1729 гг. московскими мастерами.

Здание служило и царской усыпальницей. Здесь похоронены почти все русские императоры, начиная с Петра I, могила которого находится у южного входа в собор. Уникальные надгробия Александра II и его жены Марии Александровны исполнены из яшмы и орлеца камнерезами Петергофской гранильной фабрики (1800-1906 гг. архитектор А.Л.Гун).

В 1896-1906 гг. рядом с собором по проекту архитектора Д.И.Гримма было возведено под руководством зодчих А.И.Томишко и Л.Н.Бенуа здание великокняжеской усыпальницы, увенчанное куполом и золоченой главкой. Мозаики на фасадах созданы по оригиналам художника Н.Н.Харламова в мастерской В.А.Фролова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХРАМ «СПАС НА КРОВИ»

 

Сложный живописный силуэт храма Воскресения Христова, его яркое многокрасочное убранство воспринимаются резким контрастом классицистическим ансамблям. Здание было возведено в 1883 -- 1907 гг. как храм-памятник на месте, где 1 марта 1881 г. по решению Исполнительного комитета “Народной воли” было совершено покушение на Александра II. Поэтому бытовало и второе его название -- “Спас на крови”.Здание храма представляет интерес как программный образец архитектуры “русского стиля” и уникальный памятник монументально - декоративного искусства. Автор проекта арх. А. А. Парланд переработал композиционные приемы и формы древнего московского и ярославского зодчества XVII в. К основному объему, увенчанному пятиглавием, примыкают колокольня с золотым куполом, два крыльца и три апсиды. Центральный шатер достигает высоты 81 м. Фасады облицованы гранитом и мрамором, орнаментированным кирпичом и разноцветной литкой. Они буквально испещрены декором -- фигурными наличниками и кокошниками, поясками и изразцами.

 

 Художественная значимость сооружения во многом определяется уникальным ансамблем его мозаик. Они создавались мозаичной мастерской А. А. и В. А. Фроловых по оригиналам многих художников, в том числе В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. П. Рябушкина, В. В. Беляева, Н. Н. Харламова. Если на фасадах мозаика включена в кокошники и в ниши, то внутри она сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. 

От Михайловского сада храм отделяет полукруглая ограда, исполненная в 1903 -- 1907 гг. на предприятии К. Бинклера по проекту А. А. Парланда. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом характерен для раннего модерна. Старинные здания на правом берегу канала (д. 1 -- 9) принадлежали в XVIII -- начале XX в. придворному конюшенному ведомству.


В перспективе верхней части канала Грибоедова высятся мозаичные купола собора Воскресения Христова, возведенного в 1883-1907 годах на месте злодейского убийства народоволь цами императора Александра II и более известного в Петербурге как Храм-на-крови, или Спас-на-крови. Покушение на императора было совершено 1 марта 1881 года, и уже на следующий день, 2 марта, Городская дума на своем чрезвычайном заседании постановила просить императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему императору.

     Одновременно был объявлен конкурс на создание храма-памятника. Победителем оказался архитектор Альфред Парланд. Дальнейшую работу он вел совместно с архитектором — архимандритом Троице-Сергиевой пустыни Игнатием, в миру И. В. Малышевым. Идея создания храма-памятника царю-освободителю и мученику стала заветной мечтой отца Игнатия сразу после трагического покушения. По преданию, во сне ему будто бы явилась Богоматерь и показала «главные основы храма».

   Собор, созданный в русском стиле, по образу московского Василия Блаженного, украшен мозаичными панно, выполненными по рисункам В, М. Васнецова, М- В, Нестерова и других известных художников. Кроме ориентации на русскую культовую архитектуру, обязательным условием проектирования было включение во внутренний объем собора места трагического происшествия. Именно этим объясняется постановка собора непосредственно на набережной с использованием части русла канала под фундамент собора. Над дошедшими до нас в неприкосновенности фрагментами набережной — части решетки, плит тротуара, булыжников мостовой, на которые упал, истекая кровью, император, сооружена специальная сень. Народная молва утверждает, что до сих пор отсюда слышатся стоны невинно убиенного царя.

   С Храмом-на-крови связана удивительная легенда, тема которой — долговечность и устойчивость власти — стала в Петербурге традиционной. Впервые она обозначилась в городском фольклоре во второй половине XIX века в связи с постоянными ремонтами и подновлениями Исаакиевского собора, и подробно об этом мы уже говорили, находясь на Исаакиевской площади. Потом о ней будто забыли. Но вот в 1970 году, после полувека поистине варварского глумления над мемориальным храмом, который за время советской власти успел побывать и свалкой мусора, и складом театральных декораций, вокруг Спаса-на-крови появились строительные леса. Началась реставрация храма. В нем предполагалось открыть музей керамики. Но, как обычно, работы затянулись. Сначала на пять лет. Потом — на десять. На пятнадцать. К строительным лесам привыкли. Они стали достопримечательностью Ленинграда. Их непременно показывали иностранным туристам. Они попали в стихи и песни. Появились, весьма осторожные в ту пору, предсказания. Мол, стоять советской власти до тех пор, пока стоят леса вокруг Спаса-на-крови.

   Леса разобрали только в 1991 году, почти перед самыми августовскими событиями в Москве, когда советская власть наконец пала. А еще верующие люди утверждают, что среди икон Спаса-на-крови есть одна, на которой будто бы можно увидеть все роковые даты российской истории — 1917... 1941.., 1953... «И еще какая-то дата, — загадочно добавляют они, да вот непонятно какая».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.           АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА

 

 

От площади отделены оградой Некрополь XVIII в. и Некрополь мастеров искусств. Это своеобразный пантеон под открытым небом и музей русского мемориального искусства. В Некрополе XVIII в. погребены М. В. Ломоносов и Д. И. Фонвизин, Д. Кваренги и И. Е. Старов, А. Н. Воронихин и А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон и К. И. Росси, Ф. И. Шубин и М. И. Козловский, В. Л. Боровиковский и И. П. Мартос.

В Некрополе мастеров искусств похоронены писатели Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Ф М. Достоевский, композиторы М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Н. А.Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, художники А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, А. И. Куинджи, В. М. Кустодиев, скульпторы В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Б. И. Орловский, П. К. Клодт, зодчий В. П. Стасов и его сын, художественный критик В. В. Стасов, актеры А. К. Мартынов, В. А. Каратыгин, П. А. Стрепетова, В. Ф. Комиссаржевская, Н. К. Черкасов и другие деятели культуры.

Многие надгробия, авторами которых являются А. Н. Воронихин, И. П. Мартос, М. И. Козловский, Н К. Рерих, И. А. Фомин и др., представляют значительную художественною ценность.

За р. Монастыркой расположены основные здания Александро-Невской лавры -- выдающегося архитектурного ансамбля XVIII в. Монастырь был основан в 1710 г. в память о прославленном полководце Древней Руси, новгородском князе Александре Невском. Проект монастыря составил в 1715 г. Д. Трезини. Затем строительство вели Т. Швертфегер, П.-А. Трезини, И. Росси и М. Д. Расторгуев, завершившие единый комплекс сооружений в стиле барокко.

В старейшем здании лавры -- Благовещенской церкви (1717 -- 1725 гг., арх., Д. Трезини) -- размещена экспозиция Музея городской скульптуры. В первом этаже -- могила великого полководца А. В. Суворова.

Композиционным ядром ансамбля является Троицкий собор -- значительнейшее сооружение раннего классицизма. Здание возведено в 1776 --1790 гг. И. Е. Старовым (скульптурное убранство работы Ф. И. Шубина). Величествен видимый издалека со стороны Невы силуэт храма с его могучим куполом и двумя симметричными звонницами.

К востоку от собора лежит Никольское кладбище, где похоронены первые русские авиаторы С. И. Уточкин и Л. М. Мациович, видные ученые Б. Б. Голицын, А. И. Воейков и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петербург - в своем роде уникальный город, возникший почти сразу и построенный по единому чертежу, ставший высшим воплощением человеческой воли, торжеством созидательного вдохновения и сосредоточенного труда. Уже к концу первого столетия своего существования Петербург был одним из красивейших городов Европы.

Для русских Петербург - город-“европеец”. Петр I, замышляя его строительство, думал, прежде всего, о том, что он станет морскими воротами России, “окном в Европу”. Царь пригласил в строящуюся столицу множество иностранных зодчих, и именно им - Трезини, Растрелли, Кваренги, Камерону, Монферрану и другим западноевропейским мастерам - Петербург обязан прежде всего своим обликом. Архитектура города вобрала в себя лучшие достижения европейского градостроения. Однако, как не раз подчеркивалось, великолепные здания, возведенные здесь знаменитыми итальянскими и французскими или английскими архитекторами, приобретали какой-то особый размах, характерный именно для России.

За три века в Санкт-Петербурге, по проектам самых известных российских и зарубежных зодчих, было построено множество великолепных дворцов, замков и зданий различных государственных учреждений. Сегодня эти архитектурные памятники не только являются украшением города на Неве, но и представляют огромную культурно-историческую ценность.

 

1.                  Эрмитаж

 

Один из крупнейших музеев мира и, несомненно, главная туристическая достопримечательность Санкт-Петербурга. Музей основан в 1764 г. на базе коллекции императрицы Екатерины II. Сегодня в Эрмитаже представлено более 3 миллионов экспонатов, от древнейших времен до наших дней. Вы можете увидеть подлинники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, уникальные коллекции Рембрандта, Рубенса, французских импрессионистов (Ренуара, Сезанна, Моне, Мане, Писарро), работы Ван Гога, Матисса, Гогена, скульптуры Родена. Музей расположен в четырех исторических зданиях, которые сами по себе являются архитектурными шедеврами: Зимний Дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Новый Эрмитаж. В Эрмитажном Театре проводятся лекции и концерты.

 

- Зимний дворец

Крупнейшее дворцовое сооружение Санкт-Петербурга, затмившее все прежние здания своим размером и великолепием. Был построен для зимней резиденции русских царей архитектором Франчкско Бартоломео Растрелли в XVIII веке.
Начавший строится в 1754 году, и завершенный в 1762 Зимний дворец затмил по своему великолепию, размерам и богатству отделки все прежние дворцы Санкт-Петербурга. Растрелли задумывал Зимний дворец, не только как резиденцию русских царей, но и как знак, олицетворяющий величие и силу России.

Информация о работе Архитектура культурной столицы России Санкт-Петербурга