Роль СМИ в реализации антикризисных мер

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является выявление направлений деятельности и уровня влияния средств массовой информации в процессе реализации антикризисных мер в сфере публичных обязательств государства перед населением в Республике Татарстан.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретико-методологические основы антикризисных мер управления………………………………………………………………………...6
1.1 Формы управления общественными отношениями (четыре модели по Грюнигу)…………………………………………………………………………...6
1.2 Роль СМИ в антикризисном управлении…………………………………..11
1.3 Комплексный анализ антикризисной политики в период экономического кризиса в Российской Федерации и Республике Татарстан…………………..16
Глава II. Роль СМИ в реализации антикризисных мер в РТ в сфере публичных обязательств государства перед населением. Региональный уровень……………………………………………………………………………21
Глава III. Аналитический обзор и рекомендации по совершенствованию роли средств массовой информации в реализации антикризисных мер в Республике Татарстан в сфере публичных обязательств государства перед населением……………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………40
Список источников……………………………………………………………....42

Работа содержит 1 файл

антикризисное.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

     Для этого необходимо:

     – разработать и реализовать программу  разгосударствления прессы путем постепенной  трансформации государственных  СМИ в общественные или частные; незамедлительно ввести запрет на участие негосударственных структур в уставном капитале государственных СМИ и госструктур в уставном капитале негосударственных СМИ, изменить методы управления государственными СМИ в направлении их профессиональной самостоятельности и учета общественного мнения;

     – провести реформы организационно-правового, экономического статуса местных  СМИ – муниципальных районных, городских газет, информационных центров  и телерадиокомпаний – с целью  обеспечения их независимой от собственника СМИ, органов местной власти редакционной политики;

     – создать правовые механизмы невмешательства  собственников СМИ в содержание информационного продукта муниципальных  СМИ, в качестве экономической гарантии такого невмешательства предложить создать Общественный фонд финансирования деятельности местных СМИ, не зависящий от конъюнктуры существующей власти.

     "Демократия  не может нормально функционировать,  когда пресса балансирует на  краю экономической пропасти". 

     1.3 Комплексный анализ антикризисной политики в период экономического кризиса в Российской Федерации и Республике Татарстан 

     На  данный момент во всем мире нет более  популярной темы, чем финансовый кризис, его обсуждают все, начиная с  политиков, абсолютно не обремененных даже базовыми экономическими знаниями, и заканчивая экспертами – финансовыми аналитиками, позиции которых, к слову, довольно сходны в определении истоков и анализе пройденных этапов, однако значительно разнятся в прогнозах и вопросах антикризисных мер.

     Что касается антикризисных законов, принимаемых  в России, то в первую очередь следует отметить Программу антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

     Антикризисный план Правительства включает в себя семь приоритетных направлений, а также  механизмы по их реализации.

     Первое  направление - это социальная защита граждан. Этот блок включает в себя выполнение всех публичных обязательств государства перед населением в полном объеме.

     Второе  направление - это сохранение промышленного  и технологического потенциала российской экономики.

     Третье  направление - активизация внутреннего спроса за счет импортозамещения и создания преференций для российских товаров перед импортными там, где это возможно.

     Четвертое направление - это соответствие долгосрочным приоритетам развития страны, которые  прописаны в концепции долгосрочного развития РФ. Это направление включает в себя видение того, как мы будем жить после кризиса и что для этого необходимо сделать уже в этом году.

     Пятое направление антикризисной программы - это снижение административных барьеров для бизнеса, в том числе антикоррупционная программа и меры по развитию малого и среднего бизнеса.

     Шестым  направлением программы является поддержка  национальной финансовой системы, в  том числе банков и фондового  рынка.

     Седьмым направлением является проведение ответственной макроэкономической политики государства, ориентированной на достижение прогнозного уровня инфляции в этом году в 13%-14%.

     Кроме того, Государственной Думой Российской Федерации по предложению Правительства  был принят целый пакет антикризисных  законов:

  • Федеральный закон от 13.10.2008 № 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". Согласно этому закону, компаниям и банкам, обслуживающим государственный долг, выделяется 50 млрд. рублей из госбюджета. В качестве мер долгосрочной финансовой банковской системы президент Дмитрий Медведев предложил выделить субсидированный кредит банкам на сумму до 950 млрд. рублей сроком до 31 декабря 2019 года. Как следует из внесенных поправок, банки смогут получить кредиты под 8% годовых.
  • Федеральный закон от 27.10.2008 № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года". Согласно данному закону, Агентство по страхованию вкладов (АСВ) сможет без отзыва лицензии переводить проблемные банки под контроль новых инвесторов. Для финансирования указанных мер в бюджет-2008 были внесены поправки, предусматривающие взнос в имущество АСВ в размере 200 млрд. рублей. Помимо этого АСВ теперь может привлечь от Банка России беззалоговый кредит на срок до пяти лет под финансовое оздоровление конкретных банков. Кроме того, Центробанк в целях стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке и поддержания ликвидности банковского сектора страны снизил нормативы обязательных резервов с 15 октября 2008 года до 0,5%.
  • Федеральный закон от 13.10.2008 № 171-ФЗ "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". Здесь речь идет о том, что Банку России предоставлено право выдавать кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня.
  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 288-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Согласно этому закону, средства материнского капитала могут направляться на погашение кредитов на приобретение (строительство) жилых помещений.
  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 287-ФЗ "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которому Правительство РФ уполномочено разрабатывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.
  • Федеральный закон от 03.12.2008 №234-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", согласно которому уточнен порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (код ТН ВЭД РФ 2709 00) и отдельные категории товаров, выработанных из нефти.
  • Федеральный закон от 30.12.2008 №324-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010и 2011 годов". Внесен ряд поправок в федеральный бюджет на 2009 год и период 2010 - 2011 годов, направленных на поддержку финансового рынка и отдельных отраслей экономики.

     Таким образом, можно сделать вывод, что реализация антикризисных мер будет достигнута путем структурного обновление экономики, ведущего к снижению зависимости производства и финансовой системы от экспорта топливно-сырьевых продуктов. В финансовой системе значительно расширена ликвидность и ресурсная база, увеличена доступность кредитования предприятий, направлены большие финансовые потоки для рефинансирования банковской системы, выделены кредиты коммерческим банкам и банкам с государственным участием. Тем самым, хочется отметить, что Правительство России прилагает максимум усилий для скорейшего выхода из кризиса, но к чему приведут все эти действия, мы сможем узнать не раньше чем через пару - тройку лет.

     Что же касается регионального уровня, то в Республике Татарстане план антикризисных мероприятий разработан в ноябре 2008 года. Создана комиссия по обеспечению развития экономики Республики Татарстан в условиях кризиса, ее возглавил Президент М.Ш.Шаймиев. С целью выработки оперативных решений, направленных на улучшение ситуации в социально-экономической сфере в Кабинете Министров Республики Татарстан создан и действует Экономический совет. В каждом министерстве созданы рабочие группы по рассмотрению планов деятельности подведомственных предприятий. Заседания этих органов проходят в оперативном режиме.

     Основные  проблемы 2009 года, вызванные глобальным международным кризисом, которые необходимо решить - обеспечить устойчивость развития татарстанской экономики и одновременно начать формирование новых моделей экономического роста, нацеленных на укрепление рыночных позиций.

     Распоряжением Правительства утверждена Программа по реализации мер, направленных на стабилизацию и оздоровление ситуации в экономике. В их числе мероприятия по поддержке банковской системы, финансовая помощь экономике, поддержка крупных предприятий и безработных граждан. Кроме того, запланированы мероприятия по обеспечению доступности кредитов для предприятий промышленности и сельского хозяйства, малого бизнеса, снижению налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, совершенствованию системы госзаказа.

     Создана новая система мониторинга текущей  ситуации в социально-экономической сфере в республике. В том числе ведется наблюдение за ценами на продукты питания, входящими в потребительскую корзину, за ценами, запасами и наличием в аптечной сети лекарственных препаратов.

     В числе антикризисных мероприятий  важное место занимают меры по поддержке граждан, в первую очередь оставшихся без работы по различным обстоятельствам. Увеличено пособие по безработице и налоговые вычеты на приобретение жилья.

     Таким образом, следует сделать вывод  о том, что сейчас на региональном уровне реализуется ряд совместных с федеральными органами инициатив, важнейшим среди которых является включение системообразующих предприятий республики для государственной поддержки. Здесь используются кредитные инструменты, государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, таможенно-тарифная политика и т.д. 

 

      Глава II. Роль СМИ в реализации антикризисных мер в РТ в сфере публичных обязательств государства перед населением. Региональный уровень

     В данной главе так же, как и в  предыдущей, изучается роль СМИ в реализации антикризисных мер в сфере публичных обязательств государства перед населением на региональном уровне.

     Вот, что пишут СМИ Республики Татарстан  по поводу социальных услуг:

  1. Президент Минтимер Шаймиев провел заседание попечительского совета Государственного жилищного фонда при Президенте РТ, на котором были рассмотрены вопросы выполнения программы социальной ипотеки в текущем году. Главным вопросом в повестке дня стало обеспечение финансовых поступлений в развитие жилищного строительства от организаций и предприятий, участвующих в программе. Эта уникальная социально ориентированная программа востребована населением, налицо необходимость ее расширения. На текущий год одобрены инвестиционные и финансовые планы по вводу жилья общей площадью 800 тысяч кв. метров, что на 91 тысячу "квадратов" больше, чем в 2008 году. По Казани поставлена небывалая до сих пор задача — ввести 300 тысяч кв. метров жилья против 162 тысяч в прошлом году. Эта огромная работа направлена на улучшение качества жизни людей. Но для того, чтобы осуществить намеченное, нужно, чтобы к нему с одинаковым пониманием и упорством шли все участники программы — и уполномоченный жилищный фонд, и предприятия, и сами жильцы.[18]
  2. На пресс-конференции в республиканском Агентстве по печати и массовым коммуникациям министр труда, занятости и социальной защиты Айрат Шафигуллин, заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ Евгений Волков, финансовый директор Государственного жилищного фонда при Президенте РТ Варвара Гаврилова рассказали журналистам, как изменения в действующем законодательстве повлияют на улучшение жилищных условий участников Великой Отечественной войны. Изменения в части увеличения норматива общей площади жилья с 22 до 36 квадратных метров касается ветеранов и приравненных к ним категорий, состоявших в очереди на 1 января 2005 года, напомнил Айрат Шафигуллин. Для полного обеспечения их жильем до 1 мая 2010 года Татарстану дополнительно выделено 1,388 миллиарда рублей. В результате субсидия на жилье для ветерана теперь составляет 943,2 тысячи рублей, при стоимости квадратного метра 26,2 тысячи рублей. Министр сообщил, что в республике созданы все условия для того, чтобы обеспечить жильем нуждающихся ветеранов уже до конца нынешнего года. С 27 августа началась актуализация списков в исполкомах муниципалитетов.
  3. К концу 2009 года средний размер пенсии по Татарстану увеличится с 4300 до 5500 рублей. Об этом заявил вчера на брифинге в Кабинете Министров управляющий Отделением пенсионного фонда России по РТ Марсель Имамов. По его словам, в нынешнем году ожидается повышение пенсий с 1 марта, с 1 апреля и с 1 декабря. В соответствии с действующим законодательством в республике трудовые пенсии получают более 930 тысяч человек и 65,5 тысячи - пенсии по государственному пенсионному обеспечению.С 1 марта базовая часть трудовой пенсии по старости (сейчас ее размер 1794 рубля) вырастет на 156 рублей и составит 1950 рублей. У достигших возраста 80 лет и инвалидов, имеющих ограничение к трудовой деятельности третьей степени, она увеличится до 3900 рублей, то есть на 312 рублей в месяц.

     С 1 апреля, сообщил он, ожидается решение  Правительства РФ, по которому будет  увеличена и страховая часть пенсии - возможно, на 17,7 процента всем получателям трудовой пенсии. В таком случае ее средний размер увеличится на 396,5 рубля и составит 5000 рублей с учетом повышения базовой части трудовой пенсии с 1 марта. Но это еще не все повышения, которые планируется провести в 2009 году. В бюджете заложено увеличение базовой части пенсий с 1 декабря на 26,15 процента (цифра может быть пересмотрена в связи с ростом инфляции). Поэтому к концу 2009 года средний размер пенсии по республике превысит 5,5 тысячи рублей. Пока он составляет 4300 рублей.

     Размер  пенсии, жилищный вопрос и безработица никогда не обходили нашу республику стороной, поэтому новости связанные с этими проблемами всегда актуальны и пользуются популярностью, как у общественности, так и в СМИ, плюс к этому то, что в основном, касательно этих вопросов, применяются методы характерные модели Грюнига, а в частности максимум позитивной информации. Следовательно, освещенность данных тем находится на достаточно высоком уровне, но, к сожалению, роль СМИ в данном вопросе, часто, ограничивается только этим, впрочем, как и на федеральном уровне.

     Говоря  о медицинских услугах и обеспечении  лекарствами, следует отметь, что средствами массовой информации на федеральном уровне этой теме уделяется больше внимания, чем на региональном:

  1. К сожалению, год начавшийся вряд ли предоставит медикам столь же благоприятные условия, что и предыдущий. Но здравоохранение должно развиваться. И, подводя итоги коллегии, Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов сказал, что в этом году могут быть приостановлены крупные инвестиционные проекты, но все, что намечено по высокотехнологичным лечебным учреждениям, а также по укреплению здравоохранения, будет продолжено. Так, в обязательном порядке будет продолжено создание системы персонифицированного учета пациентов и подключение ее к базе данных "Электронный Татарстан", как и создание диспетчерского центра МЗ РТ. Ведь если Татарстан всерьез рассчитывает создать на своей территории здравоохранение европейского уровня, без современной базы данных не обойтись. Особое внимание Премьер-министр обратил на лекарственное снабжение льготников в начавшемся году. "Количество средств ограничено, поэтому только эффективная и прозрачная система закупок позволит удержать ситуацию", - сказал он. Год действительно обещает быть сложным по части лекарственного обеспечения, ведь более восьмидесяти процентов препаратов, присутствующих на российском рынке, - импортные.
  2. Пока в республиканском Комитете по тарифам разрабатывается единая методика расчета предельных отпускных цен на "списочные" лекарства с учетом специфики отечественной фармацевтической отрасли. По всей видимости, должны снизиться цены на препараты, ввозимые на территорию Татарстана. При регистрации зарубежных препаратов предполагается учитывать их минимальную цену в государстве-производителе и других странах. Дело в том, что стоимость лекарств в розничной сети складывается из цены производителя и накруток, которые делают фирмы-поставщики, а затем и аптека. В результате цена одного и того же лекарственного средства отличается в различных аптеках одного города порой в разы. А ведь аптек в республике 1255 - больше, чем в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург. Благодаря усилиям республиканского Минздрава финансовый кризис и рост цен на лекарства не затронули татарстанских льготников. Как отметила заместитель министра здравоохранения Фарида Яркаева, на аптечных складах накоплены значительные запасы медикаментов для этой части населения. Причем закупки пока удается формировать оптимально.

Информация о работе Роль СМИ в реализации антикризисных мер