Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 00:57, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий обзор лекций по дисциплине "Антикризисное управление".

Работа содержит 1 файл

лекции антикр упр.doc

— 622.50 Кб (Скачать)

    Третий этап — виолентный: организация достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке, конкурентоспособность ее высока, она чувствует себя уверенно. Фирмы-виоленты -это фирмы с силовой стратегией, которые, как правило, работают в области большого бизнеса, характеризуются высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции.

    Фирмы-виоленты могут бытьтрех видов: национальные, интернациональные и деструктурированные.

    Национальные виоленты почти всегда организовывают венчурные, в том числе экплерентные, фирмы, связанные с разработкой нового продукта или дизайна, новыми организационными структурами продажи и производства. По оценкам специалистов, общее количество национальных виолентов в промышленной сфере не должно превышать 20%, в противном случае ослабнет «подпитка» развития новыми идеями, продукция или услуги могут быстро устаревать морально.

    Интернациональный виолент возникает как продолжение  развития национального посредством открытия филиалов за рубежом, освоения других национальных рынков сбыта и вынужден действовать по правилам мирового рынка. Специфическая проблема России, которая не решена до настоящего времени, - это стремление более развитых в экономическом отношении стран перевести в Россию экологически грязные производства, что в конечном счете ставит под угрозу ее национальную безопасность.

    Закат монополии (деструктивный виолент) связан с состоянием «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, фирма постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и начинает приносить убытки. Причинами этого могут быть распыление активности по слишком широкому кругу направлений, усложнение организационной структуры, омертвление значительной части капитала в утративших перспективу производствах.

    Четвертый этап — коммутантный: период упадка, старения фирмы, когда наиболее значимые параметры сс жизнедеятельности заметно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, заходит в тупик. Структура имеет тенденцию к упрощению, свертыванию, аокрепшие конкуренты занимаю!'большее жизненное пространство и более эффективны.

    Так появляются фирмы-коммутанты (рис. 5.8), осуществляющие средний и малый  бизнес, ориентированный на удовлетворение конкретных региональных потребностей, индивидуализированный подход к клиентам, использование достижений фирм-виолентов.

    Коммутанты  работают на этапе падения цикла  выпуска какого-либо вида продукции. Как правило, это фирмы, отжившие свой век и выпускающие продукцию или оказывающие услуги, либо частично устаревшие, либо имеющие ограниченный спрос (в рамках только национального или регионального рынка).

    Это могут быть как крупные и средние, так и малые фирмы. Их научно-техническая  политика требует принятия решений о своевременной постановке продукции на производство, о степени технологической освоенности изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно требованиям специфических потребителей.

    Пятый этап — леталентный: деструктуризация фирмы, прекращение ее существования в прежнем виде. На этом этапе появляются фирмы-леталенты, т.е. фирмы, распадающиеся в связи с невозможностью их эффективного функционирования, или фирмы, на которых происходит диверсификация с полным изменением профиля деятельности и полной или частичной заменой прежних технологических процессов, а также сменой персонала. Такие глубокие изменения, естественно, могут породить осложнения самого различного характера, в том числе и ухудшение рыночных позиций.

    Возможность кризиса и повышение вероятности  его наступления возникают в переходные периоды развития фирмы, в периоды между этапами цикла развития. Такие периоды можно рассматривать как межэтапные процессы перехода фирмы от одного состояния в другое (рис. 5.9).

    

    Первый  переходный период — зарождение потенциала развития. Он предшествует этапу появления  фирмы в качестве эксплерента. Этот период характеризуется процессами зарождения новой фирмы в уже функционирующей старой, или исходной фирме, влияя на ее жизнедеятельность - иногда болезненно, иногда благотворно. Чаще всего наблюдается переплетение положительных и отрицательных моментов.

    Возникновение потенциала отдельного развития рождает  опасность кризиса — но не всегда разрушительного. Это может быть кризис обновления, кризис ускорения, кризис поиска. Кризис характеризует ключевое противоречие развития.

    Возникновение потенциала новой фирмы, как правило, связано с общей экономической ситуацией в регионе или стране, где предполагается ее действие. Этот период похож на предпринимательство в области малого бизнеса: рождение идеи и первые осторожные действия в области в ее реализации, повышенная предпринимательская активность и повышенная вероятность промаха, отрицательного кризисного эффекта.

    Кризисы при возникновении эксплерентов обычно незначительно влияют на общую рыночную ситуацию в отдельной стране или в отдельном регионе. Это связано с тем, что эти фирмы в большинстве своем малочисленны по персоналу, незначительны на рынке, готовы к неудаче. Во многих странах государство оказывает поддержку таким фирмам (малого предпринимательства), потому что они являются важной сферой предпринимательской активности в области инноваций, реагирования на изменения потребностей и спроса.

    Но  если количество эксплерентов, попадающих в кризисную ситуацию, начинает превышать критическую массу, то могут возникнуть отрицательные так называемые системные (эмсрджентные и синергические) эффекты, оказывающие уже существенное влияние на жизнедеятельность отдельного региона, вызывающие социальную напряженность.

    В силу того, что эти фирмы невелики по количеству занятых и часто  бесприбыльны (в особенности в  начале своей деятельности), они  не могут содержать специальную  структурную единицу, специ-ализирующуся на прогнозировании, предотвращения и минимизации потерь от кризиса. Поэтому менеджеры эксплерентных фирм должны владеть азами прогностики, теории кризисов и быть экономически грамотными.

    Второй  переходный период - становление: реальное появление новой фирмы как самостоятельной организации в экономической среде, имеющей некоторые рыночные позиции и юридическое оформление. Для патиентов проблемы возможности кризиса изменяются радикальным образом. Начинают проявляться и прогрессировать проблемы организационного и человеческого потенциала.

    Патиенты  вырастают из эксплерентов и в  зависимости от стадии развития могут быть либо близки но влиянию на рынок кэксп-лерентам (начальная стадия развития патиента), либо соответствовать виолентам (заключительная стадия развития патиента); как показывает практика, количество неудач у этих фирм колеблется от 40 до 80%.

    Третий  переходный период - утверждение: закрепление  позиций фирмы на рынке, появление  у нее определенных конкурентных преимуществ и их реализация в поведении на рынке. В этот период фирма самоутверждается на рынке, но во внутренних процессах развития возможно отделение от нее другой фирмы или разделение ее на самостоятельные фирмы. Ведь виоленты являются наиболее крупными фирмами, оказывающими значительное влияние на рыночную ситуацию, и для них существует опасность кризиса. Она заключается в обостренной конкурентной борьбе, организационной сложности, характерной для крупных фирм, социально-психологических моментах, инновационной успокоенности менеджеров.

    Банкротство или распад таких фирм могут привести к тяжелейшим, причем не только экономическим, последствиям как в регионе расположения фирмы, так и в масштабах мировых экономических отношений. Поэтому необходимо регулировать развитие таких фирм как на региональном, так и на государственном уровнях. Они особенно нуждаются в антикризисном управлении, которое должно учитывать и национальные интересы и мировые тенденции развития экономики.

    Кризис  виолента не только нарушает баланс на рынке, но и вызывает серьезные осложнения в социальной сфере. В большинстве стран законодательство о банкротстве, как правило, ориентировано именно на фирмы такого типа.

    Четвертый переходный период — падение: снижение большинства важных показателей жизнедеятельности фирмы.

    Вообще  падение основных показателей - это уже не опасность кризиса, а его признак, но темпы падения могут показывать, следует ли это оценивать как наступление необратимого кризиса или это этап развития, наиболее опасный для возникновения разрушительного кризиса, т.е. крайнего обострения противоречий, постепенно повышающего опасность разрушения, распада. В выходе из состояния падения большую роль играет система государственного регулирования, которая должна быть направлена на сохранение нормального общего социально-экономического положения. Это особенно важно для стран, имеющих крупные обрабатывающие промышленные предприятия, в частности для России. Сегодня в России можно наблюдать процессы распада многих предприятий (бывших виолентов) на мелкие фирмы-коммутанты. Очень часто они становятся угрозой экологической безопасности. Поэтому необходима общефедеральная программа по антикризисному управлению, основная задача которой - минимизация ущерба при банкротстве предприятия или его разделении.

    Пятый переходный период - исход: окончательное разрушение фирмы, ее ликвидация тем или иным путем.

    Каждый  из переходных периодов, так же, как  и этапы, имеет свои временные  границы и качественные особенности. Первые определяются эффективностью управления, точнее, системой антикризисного управления, вторые - закономерной последовательностью возникновения новых свойств в развитии фирмы, которые можно рассмотреть по внутренним и внешним признакам.

    Внутренние  признаки - финансовое положение, управляемость, социально-психологическая атмосфера деятельности, интеллектуальный и инновационный потенциал, ресурсосбережение, стратегия, информационные технологии, качество персонала.

    Внешние признаки - конкурентоспособность, конкурентные преимущества, имидж фирмы, региональная структура, социально-политическая позиция, международные связи, связи с общественностью, природные условия.

Часть II ФОРМИРОВАНИЕ И  ПРОЯВЛЕНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    Управляемые и неуправляемые  процессы антикризисного развития

    Все процессы, которые происходят в организации, можно разделить на управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Направленность и характер неуправляемых процессов невозможно изменить, по тем или иным причинам, они протекают по собственным законам; в результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.

    Управляемые и неуправляемые процессы находятся  в определенном соотношении, что отражает совершенство и искусство управления.

    Управляемые процессы отражают лишь часть всех процессов функционирования и развития организации и имеют меру управления, т.е. являются управляемыми до определенной степени.

    Следовательно, не все процессы могут быть (и  являются) управляемыми, а управляемые процессы не могут быть абсолютно управляемыми. Это положение имеет прямое отношение к антикризисному развитию и управлению им.

    Антикризисное развитие — это управляемый процесс  предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития.

    Известно, что многие процессы развития характеризуются  нарастающей сложностью организации. Процессы развития цикличны, и возрастание сложности происходит по логистической кривой. Она характеризует этапы возникновения предпосылок, проявление процессов усложнения, исчерпание сложившейся основы и накопление потенциала дальнейших изменений.

    Логистическая кривая отражает четыре этапа развития (рис 6.1). Так развивается не только организация, производство или фирма, а и развитие управления.

    

    Первый  этап развития — это простое управление. Это управление, обозримое по всем своим характеристикам и связям, не требующее больших затрат на обеспечение его эффективности, не отличающееся многообразием своего функционального содержания, предполагающее элементарные организационные формы.

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"