Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 00:57, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий обзор лекций по дисциплине "Антикризисное управление".

Работа содержит 1 файл

лекции антикр упр.doc

— 622.50 Кб (Скачать)

    В развитых странах экономические отношения осуществляются на основе сформулированных на протяжении десятилетий (а то и столетий) экономических атрибутов государства:

  • стабильное антимонопольное, торговое, трудовое, финансовое, хозяйственное и другие виды права;
  • уважение и соблюдение нормативных правил деловых отношений, зафиксированных в законах и подзаконных актах;
  • лояльность административных органов и их служащих к государству, а через него к населению;
  • надзор за экономическими субъектами со стороны административных органов;
  • высокая деловая культура и профессиональная этика;
  • профессиональный, коллегиальный самоконтроль отраслевых гильдий, ассоциаций и других неправительственных организаций.

    К функциям государства, связанным с экономикой, относятся следующие:

  • нормативная — законодательное установление правил экономических отношений;
  • клиентская, проявляющаяся когда государство выступает как заказчик и покупатель продукции национального хозяйства для армии, полиции, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;
  • имущественная, которая обусловлена наличием смешанной экономики с различным соотношением частной и общественной собственности;
  • финансово-распределительная — обеспечение денежными ресурсами институциональных образований, включая функционирование государственного строя;
  • социальная — создание условий для воспроизводства и развития человеческого капитала, включая социальное обеспечение, здравоохранение, образование и т.д.;
  • планово-прогнозная — проектирование перспективного состояния национального хозяйства;
  • ресурсно-распределительная — разработка и реализация правил распределения лимитированных национальных природных ресурсов;
  • координирующая — обеспечение пропорциональности национального хозяйства в отношении экономических секторов, отраслей, продуктовых групп, рынков, социально-экономической структуры общества и т.п.;
  • лицензионная - конкретизация в интересах общества общих правил применительно к организации определенного вида деятельности;
  • контрольная — обеспечение соответствия фактически осуществляемой деятельности правилам ее организации;
  • инвестиционно-технологическая — формирование национальной научно-исследовательской, инвестиционной и инновационно-технологической политики;
  • сертификационно-стандартизационная — установление технико-эксплуатационных норм и обеспечение обязательной унификации изделий;
  • правозащитная — обеспечение юридических гарантий и защиты экономических интересов участников хозяйственных отношений;
  • охранно-защитная — определение правил и организация охраны имущества экономических субъектов;
  • экологозащитная — установление правил и требований по защите окружающей природной среды;
  • медико-санитарная — определение требований по технике безопасности и охране труда, фитосанитарной защите и т.п.;
  • мотивационно-пропагандистская — информирование и мотивация населения в целях поддержки правительственных инициатив.

    Реализация этих функций в их определенной совокупности несет в себе возможность кризисов системы государственного управления.

    Особенности становления и развития системы государственного управления в России

    В России на протяжении многих веков наблюдается постоянное и повсеместное подавление конкурентных отношений. В разные эпохи действовал механизм с разными методами исполнения, но единой задачей — не допустить развития конкуренции между хозяйствующими структурами. Для этого существовали специфические административные, экономические и социальные механизмы, подавляющие конкурентную борьбу.

    Вся русская история пронизана дискуссиями о соотношении государственных и частных интересов, о самодержавии и демократии, о способности российского общества воспринимать демократические ценности и свободы, о гражданском обществе и роли государства.

    В начале постсоветских реформ многим казалось, что простой переход от плановой экономики к рыночной решит эти проблемы. В качестве примера, как и во все прежние эпохи, приводился Запад.

    Главным препятствием на пути экономических и других общественных преобразований в современной России, таким образом, является отсутствие действенной системы государственного управления. Государственная власть, государственная служба, государственное управление - это исторически и логически связанные между собой понятия, основным из которых является государственная власть.

    Специфика нашей страны обусловлена и 70-летним развитием, в основе которого составляло огосударствление всех сторон хозяйственной деятельности и общественной жизни, характерное для тоталитарного режима.

    Пути преодоления кризиса в системе государственного управления

    Между государством и обществом существуют сложные и противоречивые связи. Объясняется это тем, что государство и общество — это разные, не совпадающие образования.

    Государственное управление — это целенаправленная, организующая и регулирующая деятельность государства, придающая общественной жизни целостность, согласованность и социальную эффективность.

    Действенность государственного управления проявляется в развитии и укреплении на всех уровнях взаимосвязей государственного аппарата управления с обществом. При отсутствии взаимодействия государственным органам становятся непонятными запросы жизни, возникает отчужденность граждан от власти.

    Современное и будущее состояние российского общества настоятельно требует опережающего государственного управления, механизм такого государственного управления характеризуется:

    - формированием знаний, управленческих концепций, проектов планов и программ;

    - развитием управленческих отношений;

    - мотивацией творческой деятельности в сфере управления;

    - воспитанием в обществе уважения к государству, законам, институтам, морали;

    - разработкой и внедрением управленческих технологий, оптимизирующих процесс управления и объединяющих в одно целое управленческие знания, отношения и творческую деятельность, работу общественных институтов.

    Поскольку государственное управление опирается на государственную власть как организованную силу общества и распространяется на все общество, оно должно действовать осторожно, деликатно, осознавая историческую ответственность за судьбу общества.

    Современный государственный аппарат России продолжает оставаться громоздким и неповоротливым, не в полной мере приспособленным к условиям рыночной экономики. Не отвечают возросшим требованиям и кадры государственной службы. «Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены к решению стратегических задач, а знание чиновниками современной науки управления — это вес еще очень большая редкость. В связи с этим необходимо проведение административной реформы. Ее результатом должно стать государство, адекватное нашему времени и целям, перед которыми стоит наша страна. Государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим».

КРИЗИСЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ РАЗВИТИЯ

    Экономическая составляющая в структуре национальной безопасности

    Прежде  всего, определим значение понятия «безопасность» — это такое состояние, при котором имеет место положении надежной защищенности. Копа речь идет о стране, обществе, то чаще всего используется понятие «национальная безопасность». Главными объектами зашиты являются личность, общество и государство.

    Нелишним  будет подчеркнуть, что зашита безопасности общества, человека и государства от многочисленных угроз и опасностей не сводится только к тому, что достигнуто, а предполагает создание благоприятных условий, обеспечивающих модернизацию, быстрое развитие всех сфер жизнедеятельности российского общества, совершенствование его государственного организма в интересах прогрессивного поступательного развития всех наций и народов России.

    Различные виды опасностей разделяют па внутренние и внешние.

    Внутренние  опасности для общества и государства  порождаются действиями различных радикально настроенных социальных, национальных, этнических групп, слоев, политических партий, движений, направленных на изменение конституционного строя, подрыв или ослабление экономических устоев, политической стабильности и обороноспособности страны и государства.

    Внешние угрозы и опасности могут порождаться действиями недружественных или враждебных сил, находящихся за пределами страны — государств, союзов государств, различных организаций, существующих на их территориях и часто направляемых спецслужбами.

    Воздействие внутренних и внешних опасностей и угроз на состояние национальной безопасности страны (общества), как правило, меняется в зависимости от складывающейся в обществе и государстве внутренней и внешней окружающей среды. В одном случае наибольшую угрозу для безопасности страны могут представлять действия внутренних сил, в другом - действия внешних сил.

    Внешние и внутренние опасности проявляют  себя в основных сферах жизнедеятельности  общества - экономической, социальной, политической, духовно-нравственной, информационной, оборонной, демографической, экологической (рис. 4.1).

    В структуре национальной безопасности экономическая безопасность занимает особое место, поскольку все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения. 

    

    Система экономической безопасности

    В специальной литературе понятию  «экономическая безопасность» даются различные определения - «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов».

    Фактором, в значительной степени определяющим экономическую безопасность страны, является производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения.

    Экономическую безопасность, непосредственно связанную  с задачами обеспечения обороноспособности страны, обычно рассматривают как военно-экономическую безопасность. Военно-экономическая безопасность предполагает такое состояние военного сектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного потребления.

    Для анализа состояния экономической  безопасности важное значение имеют  не столько сами показатели, сколько их пороговые значения, т. е. предельные величины, несоблюдение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

    Большое значение для обеспечения экономической  безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая. Данная составляющая тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства.

    Важным  элементом системы экономической  безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечивать население страны продовольствием, а промышленность — необходимым сельскохозяйственным сырьем.

    В системе экономической безопасности велика роль энергетической составляющей, которая предполагает обеспечение стабильности поставок энергоносителей для нужд национальной экономики и оборонного комплекса.

    В структуре экономической безопасности особое место занимает управленческая составляющая, включающая целый набор разнообразных умений, навыков, необходимых менеджерам для реализации функций управления на макро- и микроуровне.

    Особое  внимание следует обратить на необходимость  обоснованного и взвешенного использования механизма банкротств. Подавляющее большинство российских предприятий ввиду высокого уровня взаимной задолженности формально имеют признаки банкротства, либо смогут их иметь при относительно небольшом изменении макроэкономических условий.

    Информационная  составляющая экономической безопасности предполагает такой порядок взаимного  обмена экономическими, социальными, научно-техническими и военными сведениями внутри народнохозяйственного комплекса и зарубежными партнерами, при котором будет гарантирована надлежащая тайна ведения бизнеса в интересах государства, общества и хозяйствующего субъекта.

    Информационная  опасность имеет место в том случае, когда величина и вероятность возможного информационного ущерба больше порогового значения, требующею принятия мер по его предотвращению, защите объекта безопасности.

    Понятие «информационная безопасность»  противоположно понятию «информационная опасность» и означает защищенность от получения значимого информационного ущерба.

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"