Банкротство и оздоровление финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 03:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработать меры по оздоровлению финансового состояния предприятия, дать рекомендации по стратегическому антикризисному управлению и разработать мероприятия по выходу из кризиса. Предметом исследования являются финансовые ресурсы предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие основные задачи:
- рассмотреть критерии и причины банкротства предприятия;
- рассмотреть понятие и сущность оздоровления финансового состояния предприятия;
- изучить основные этапы финансового оздоровления предприятия;
- раскрыть общую характеристику ОАО «Ягодка»;
- провести анализ финансового состояния ОАО «Ягодка»: оценить имущественное положение, уровень ликвидности и платежеспособности, уровень финансовой устойчивости и деловой активности, проанализировать уровень и динамику финансовых результатов и рентабельности, оценить возможности банкротства предприятия по критерию Альтмана;
- разработать программу по оздоровлению финансового состояния предприятия, исходя из проведенного анализа.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Институт банкротства в рыночном хозяйстве 5
1.1. Понятие и виды несостоятельности (банкротства) 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование банкротства 6
1.3. Зарубежный опыт несостоятельности (банкротства) 8
Глава 2. Анализ вероятности банкротства на примере ОАО "Ягодка" 14
2.1. Общая характеристика предприятия 14
2.2. Анализ финансового состояния предприятия 15
2.3. Анализ финансовых результатов 20
2.4. Оценка вероятности банкротства предприятия 22
Глава 3. Разработка программы по антикризисному управлению предприятия ОАО "Ягодка" 24
3.1. Программа финансового оздоровления предприятия 24
3.2. Финансовое обоснование программы оздоровления предприятия 27
3.3. Анализ результатов внедрения программы 36
Заключение 37
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 2010.doc

— 514.00 Кб (Скачать)
 

     По  данным таблицы видно, что в анализируемом периоде 2006-2009гг. выручка от продаж уменьшилась, на конец 4-го периода она составила свой минимум 51246 тыс. руб., что на 148258 тыс. руб. меньше, по сравнению с концом первого периода. Себестоимость также уменьшалась на протяжении всех периодов и на конец 4-го периода была равна 48423 тыс. руб. На 51555 тыс. руб. уменьшилась валовая прибыль, а сумма коммерческих расходов уменьшилась на 37315 тыс. руб. и к концу 4-го периода достигла нуля. Прибыль от продаж была минимальной на конец 4-го периода – 2823 тыс. руб. На конец 3-го периода имеет место отрицательный финансовый результат, к концу 4-го периода убыток возрос и составил 3474 тыс. руб.

      Показатели рентабельности являются важнейшими показателями, отражающими конечные финансовые результаты деятельности предприятия, Рентабельность представляет собой показатель эффективности деятельности предприятия, предполагающий соотношение прибыли и затрат. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.

      При расчете показателей рентабельности ОАО “Ягодка” будем использовать данные форм № 1 - "Баланс предприятия" и № 2 -"Отчет о прибылях и убытках".

      -   Рентабельность реализованной продукции  = (Прибыль (убыток) от продаж) /  (Выручка) - (Прибыль (убыток) от продаж)) х 100

      - Рентабельность производства = (Прибыль (убыток) до налогообложения / (Средняя стоимость основных средств) +(Средняя стоимость запасов) х 100

           - Рентабельность активов =(Прибыль (убыток) до налогообложения / Средняя стоимость активов

      - Рентабельность внеоборотных активов = (Прибыль (убыток) до налогообложения / Средняя стоимость внеоборотных активов

      - Рентабельность оборотных активов = (Прибыль (убыток) до налогообложения / Средняя стоимость оборотных активов

      - Рентабельность продаж = (Прибыль (убыток) до налогообложения / (Выручка).

      Таблица 6

     Расчет  и оценка показателей рентабельности

Наименование  показателя На конец 1 периода На конец 2 периода На конец 3 периода На конец 4 периода
Средняя стоимость основных средств 174720 173622 96660,5 19059,5
Средняя стоимость внеоборотных активов 255632 250018,5 133509,5 20876,5
Средняя стоимость МПЗ 26195 27732,5 20292,5 14596,5
Средняя стоимость оборотных активов 55692 60818 78884 92470,5
Средняя стоимость активов 311324 310836,5 212393,5 63347
Средняя стоимость собственного капитала 266307 273948 151914,5 20709,5
Средняя стоимость инвестиций 134415 277699 154404 20709,5
Рентабельность  реализованной продукции 9,35% 14,81% 3,49% 5,83%
Абсолютное  изменение 0,0  5,46 -5,86 -3,52
Рентабельность  производства 9,63% 11,04% -2,62% -10,32%
Абсолютное  изменение 0,0  1,41 -12,25 -19,95
Рентабельность  активов 6,21% 7,15% -1,44% -5,48%
 
Абсолютное  изменение 0,0  0,94 -7,65 -11,69
Рентабельность  внеоборотных активов 7,57% 8,89% -2,29% -16,64%
Абсолютное  изменение 0,0  1,32 -9,86 -24,21
Рентабельность  оборотных активов 34,74% 36,56% -3,88% -3,76%
Абсолютное  изменение 0,0  1,82 -38,62 -38,5
Рентабельность  собственного капитала 4,72% 5,28% -2,01% -16,77%
Абсолютное  изменение 0,0      
Рентабельность  продаж 9,70% 11,44% -4,19% -6,78%
Абсолютное изменение 0,0 1,74 -13,89 -16,48
 

     Рентабельность  продаж показывает, сколько прибыли  приходится на единицу проданной  продукции. В анализируемом периоде рентабельность продаж снизилась. Рентабельность продаж можно наращивать путем повышения цен или снижения затрат. Наиболее последовательная политика предприятия состоит в том, чтобы увеличивать производство и реализацию той продукции, необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры.

     Показатель  рентабельности собственного капитала позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

     Рентабельность  активов показывает сколько балансовой прибыли приходится на 1 руб. активов. Как видно из оценки показателей рентабельности  в организации наблюдается общее снижение рентабельности производства.

     Предприятие неэффективно использует имущество  и собственный капитал, что обуславливает  убыточность деятельности. Понижение  рентабельности продаж говорит о том, что руководству предприятия следует пересмотреть отпускную стоимость продукции в сторону увеличения или пересмотреть в сторону уменьшения расходов, связанных с производством и реализацией продукции, отнесенной на себестоимость продукции.

     На  конец 3-го периода все показатели рентабельности ухудшились и к концу 4-го периода ситуация не изменилась в лучшую сторону, показатели рентабельности продолжают уменьшаться.

         2.4. Оценка вероятности банкротства предприятия.

      Данную  оценку мы проводим только для кризисного периода предприятия.

      Модель  Альтмана («Z-счёт» Э. Альтмана):

      Z-счёт = 1,2 * К1 + 1,4 * К2 + 3,3 * К3 + 0,6 * К4 + 0.999 * K5, где

      К1 - отношение оборотного капитала к общим активам;

      К2 - отношение накопленной (нераспределенной) прибыли к активам;

      К3 - отношение прибыли до выплаты процентов и налогов к общим активам (рентабельность активов);

      К4 - отношение рыночной стоимости всех обычных и привилегированных акций предприятия к заёмным средствам;

      К5 – отношение объема продаж к общим активам (оборачиваемость активов).

      В зависимости от значения «Z-счёта» по определённой шкале производится оценка вероятности наступления банкротства  в течение двух лет:

      если Z <1 ,81, то вероятность банкротства  очень велика;

      если 1,81 < Z < 2,675, то вероятность банкротства  средняя;

      если Z = 2,675, то вероятность банкротства равна 0,5.

      если 2,675 < Z < 2,99, то вероятность банкротства  невелика;

      если Z > 2,99, то вероятность банкротства  ничтожна.

     Z-счёт (2008г.) = 1,2 * (91824 / 114438) + 1,4 * (-14932 / 114438) + 3,3 *     (-3061 / 114438) + 0,6 * (22240 / 92198) + 0,999 * (73019 / 114438) = 1,37

     Z-счёт (2009г.) = 1,2 * (92470,5 / 113347) + 1,4 * (-16462,5 / 113347) + 3,3 * (-3474 / 113347) + 0,6 * (20709,5 / 92637,5) + 0,999 * (51246/ 113347) = 1,13

     Таким образом, оценка банкротства предприятия по критерию Альтмана говорит о том, что предприятие находится на грани банкротства, значение показателя в 2009 г. составило 1,13.

      Модель  Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова (предложили использовать для оценки финансового  состояния предприятий рейтинговое число):

      R = 2 * Ко + 0,1 * Ктл + 0,08 * Коб + 0,45 * Км + Кр, где

      Ко  — коэффициент обеспеченности собственными средствами;

      Ктл—  коэффициент текущей ликвидности;

      Коб—  коэффициент оборачиваемости активов;

      Км— коммерческая маржа (рентабельность реализации продукции);

      Кр— рентабельность собственного капитала.

      При полном соответствии финансовых коэффициентов  их минимальным нормативным уровням  рейтинговое число будет равно  единице и организация имеет  удовлетворительное состояние экономики. Финансовое состояние предприятий с рейтинговым числом менее единицы характеризуется как неудовлетворительное.

      R (2008г.) = 2*(-0,0041) + 0,1*1 + 0,08*0,0349 + 0,45*(0,64) + (-0,0201) = 0,3625

      R (2009г.) = 2*0,0004 + 0,1*1,004 + 0,08*0,0583 + 0,45*(0,45) + (-0,1677) = 0,14

      Расчет рейтингового числа показал, что финансовое состояние ОАО «Ягодка» характеризуется как неудовлетворительное.

          Необходимо разработать четкую программу финансового оздоровления предприятия, провести комплекс мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния, повышение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 
 
 
 

Глава 3.  РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ  ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "ЯГОДКА".

      1. Программа финансового оздоровления предприятия.

      Данная программа выполняется в две стадии.

      Стадия 1. Определение и реализация первоочередных мер, цель которых - предельно быстро остановить процесс ухудшения ситуации и начать создавать условия для ее улучшения. Эти меры включают: объявление "чрезвычайного положения", экспресс-диагностику состояния предприятия, укрепление "боевого духа", создание управленческой команды, выработку первой версии стратегии и антикризисной программы, в первую очередь - мер по финансовому оздоровлению, выявлению и быстрому (за 2-3 месяца) использованию уже имеющихся резервов, мотивации персонала и т. п.

      Стадия 2. Параллельно с реализацией первоочередных мер начинается углубленная проработка главных направлений (таких как изменение ассортиментной политики, изменение оргструктуры, освоение новой системы управления финансами, переподготовка персонала и др.), дающих основной результат, но требующих более продолжительного времени на реализацию (3 - 4 квартала).

      В терминах Закона о банкротстве первая фаза соответствует комплексной  оценке состояния предприятия, выработке стратегии и первоочередных мер, на которую обычно отводится месяц. Вторая фаза - это ничто иное как санация предприятия (конкретизация программы работ по выходу из кризисного состояния и ее реализация, на которую отводится год).

      Формирование  предварительных целей.

      Первоочередная  цель - финансовое оздоровление ОАО «Ягодка»:

      краткосрочная цель - выход из состояния банкротства на уровень безубыточности, жесткий режим экономии;

      среднесрочная цель - достижение финансового состояния, отвечающего требованиям кредиторов, работников, акционеров;

      долгосрочная  цель – увеличение прибыли ОАО «Ягодка».

      Необходимо  разработать финансовую стратегию  развития предприятия.

      Финансовая  стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Он охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций.

    Основными задачами финансовой стратегии являются:

      - исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;

      - разработка условий подготовки  возможных вариантов формирования  финансовых ресурсов и действий  финансового руководства в случае  неустойчивого или кризисного состояния предприятия;

      - определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и так далее;

Информация о работе Банкротство и оздоровление финансового состояния предприятия