Курс лекций по "Аграрному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:09, курс лекций

Описание работы

Преподавание в России аграрного права в качестве отдельной учебной дисциплины в юридических ВУЗах и на юридических факультетах ВУЗов вызвано рядом причин. К ним относятся социально-экономические преобразования аграрных отношений, связанные с созданием многоукладной аграрной экономики, формированием новых хозяйственных структур на кооперативной, коммерческой, государственной основе, переходом к рынку в АПК в России, в том числе и в ее субъектах.

Работа содержит 1 файл

аграрное право файзуллин кассимов.doc

— 544.00 Кб (Скачать)

Следует сказать, что личные подсобные хозяйства (ЛПХ) до сих пор фактически остаются вне сферы правового регулирования, поскольку специального нормативного акта, который бы определял их правовой статус, не принято.

Ранее ЛПХ существовал в двух типах: ЛПХ колхозников (членов колхозного двора) и ЛПХ рабочих и служащих.

Сегодня перед законодателями как федерального, так и республиканского уровней предстоит назревшая задача - принять Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве», аналогичный закон возможен и в нашей республике.

Стремление  к принятию такого Закона было высказано  в Указе Президента РФ от 7 июня 1996 г. «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств». В настоящее время проект Закона «О личном подсобном хозяйстве» подготовлен и внесен в Государственную Думу РФ.

Как некоммерческая организация ЛПХ  не имеет в качестве своей основной задачи извлечения прибыли. Для наших граждан ЛПХ представляет собой форму производства сельскохозяйственной продукции для личного (семейного) потребления в свободное от основной работы время.

В результате осуществления аграрной реформы стало возможным создание ЛПХ не только на муниципальных землях, бесплатно предоставленных для этих целей, но и на землях, приобретаемых вследствие гражданско-правовых сделок купли-продажи, дарения, наследования и т.п.

После получения (приобретения) участка и  регистрации прав на него хозяйство регистрируется в похозяйственной книге сельской администрации, и с этого момента собственник приступает к ведению ЛПХ.

Вообще  изучение учебного материала целесообразно  начать с анализа понятия, социально-экономической  природы и юридической характеристики личного подсобного хозяйства граждан. Необходимо иметь представление об эволюции аграрного законодательства, которое длительное время рассматривало личное подсобное хозяйство в качестве остаточной формы необобществленного крестьянского хозяйства. Этим оправдывалась политика администрирования, направленная на преждевременное сокращение и необоснованные ограничения личного подсобного хозяйства граждан. Действующее аграрное законодательство активно поддерживает и стимулирует развитие личного подсобного хозяйства как важный источник пополнения продовольственных ресурсов России.

Студент   должен    изучить    конституционные   основы    правового

43

положения личного подсобного хозяйства граждан, которые заложены в ст.34-37, 39 Конституции  РФ. При обращении к правовому статусу граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в области земельных отношений надо прежде всего обратить внимание на ЗК РФ, в котором выделены специальные нормы. Увеличение размеров земельных участков для ЛПХ позволило в республике сохранить общее поголовье скота, объемы производства сельскохозяйственной продукции с учетом всех категорий хозяйств, а т^акже обеспечить общие поставки продовольствия в города.

Определяющее  значение для правового режима имущества  личного подсобного хозяйства граждан имеют нормы ст. 209-213, 256 Гражданского кодекса РФ, который закрепляет общие основы режима частной собственности граждан на имущество. Следует отметить, однако, что объективно обусловленные особенности правового режима имущества граждан, не нашли отражения в ГК РФ, в нем не использована оправдавшая себя в практической жизни правовая модель имущества, так называемого колхозного двора, закрепленная в ранее действовавшем ГК РФ, основанная на общей совместной собственности всех членов семьи, ведущих личное подсобное хозяйство на принципе их равноправия, стабильности функционирования этой хозяйственной деятельности.

Единая  правовая модель общей совместной собственности  супругов на имущество применительно  к имуществу граждан, ведущих  личное подсобное хозяйство (ранее это относилось только к ЛПХ рабочих и служащих) вытекает из ГК РФ постольку, поскольку на момент его принятия не существует ничего иного в законодательстве. Личное подсобное хозяйство граждан, проживающих в сельской местности и производящих сельскохозяйственную продукцию, должно регулироваться специальными нормативно-правовыми актами.

Пристального  внимания заслуживают вопросы об отмене ограничений количества и  стоимости имущества граждан, ведущих  личное подсобное хозяйство, соотношение  административных и экономических методов регулирования аграрных отношений в указанной сфере. Необходимо также выявить содержание нормативных актов, регулирующих индивидуальное жилищное строительство на селе, режим кредитования индивидуального жилищного строительства. В целях совершенствования системы государственной поддержки строительства и приобретения гражданами жилья на рынке недвижимости, в марте 1996 г. принят Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина № 430 о государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья, предусматривающий выделение средств на предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья в качестве основной формы использования бюджетных

;

средств, предназначенных для инвестирования в жилищную сферу. (Российская газета. 2 апреля 1996 г.).

При изучении вопроса о правовом режиме земель личного подсобного хозяйства  граждан надо обратить особое внимание на нормы Земельного кодекса РБ, которые внесли существенные изменения в условия и порядок предоставления земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно  ст. 55 Земельного кодекса граждане РБ имеют право на получение и  пожизненное наследуемое владение земельных участков:

-для  ведения крестьянского хозяйства - площадью до 50 га;

-для  ведения личного подсобного хозяйства  - до 1,5 га;

-для  садоводства, огородничества и  для дачного строительства - до 0,15 га;

-для  строительства и обслуживания  жилого дома - в размере, определяемом  проектом застройки. Актуальным является вопрос о правовом режиме земельных участков для сенокошения и выпаса скота. В связи с этим надо изучить нормы ЗК РБ, которые определяют условия и порядок передачи в пользование, аренду земельных участков для сенокошения и выпаса скота.

Из  земель спецземфонда РБ передано в  аренду сельхозпредприятий 107,7 тыс. га. За счет спецземфонда в течение 1991-1992 гг. было выделено под коллективные сады 15,8 тыс. га, под коллективные огороды - 4,7 тыс. га, что позволило обеспечить садовыми участками 191275 семей и полностью удовлетворить заявки предприятий, учреждений и организаций на огороды. Для пастьбы скота и сенокошения передано 3,5 тыс. га. (Организационно-правовые проблемы фермерства. Уфа. 1994 г.).

Самостоятельного  рассмотрения заслуживает вопрос о правах и обязанностях сельскохозяйственных предприятий по развитию личных подсобных хозяйств граждан. Особое внимание в связи с этим следует обратить на п. 47 Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного производственного          кооператива),          который          возлагает          на

сельскохозяйственные  кооперативы обязанность максимального  содействия гражданам в ведении  личного подсобного хозяйства. В  качестве правовых источников, регулирующих договорные отношения в сфере  производства и реализации сельскохозяйственной продукции, рекомендуется изучить как общие нормы обязательного права (ст.432-434, 450-453 ГК Российской Федерации), так и специальные нормы права, которые применяются к договорным отношениям в области: Закон «О закупках, о поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государства (1994). В качестве дополнительной литературы рекомендуется:

Быстрое Г.Е. Правовое обеспечение развития личного подсобного хозяйства членов колхозов. - М, 1990;

44

45

Мухаметдинов Р.К. Частная собственность на землю? Смотря на какую // Известия Башкортостана. 1995 г. 29 ноября;

Устюкова  В.В. Личное подсобное хозяйство: правовой режим имущества. - М.: Наука, 1990.

ТЕМА 9. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АРЕНДНЫХ

ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ                   I

Аренда - это одна из форм хозяйствования на селе. Как экономическое и правовое явление, аренда - более широкое понятие, чем арендная сделка или договор  аренды. Сделка, договор аренды лишь юридически оформляют арендные отношения, возникающие либо существующие между заинтересованными сторонами. В условиях рыночной экономики применение аренды в сельскохозяйственном производстве возрастает, поскольку собственники земли и другие законные владельцы имущества приобретают все более широкое право на передачу этих объектов другим пользователям на условиях аренды. Урегулированные нормами законодательства арендные отношения становятся правовыми. Арендные правоотношения можно классифицировать на внешние и внутрихозяйственные.

Арендные  отношения в настоящее время регулируются Основами законодательства Союза ССР и союзных республик «Об аренде» в той части, в какой они не противоречат российскому законодательству. Помимо того, аренда земли регулируется Законом Российской Федерации «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» ГК РФ (ст.264, 272), Земельным кодексом Российской Федерации. В нашей республике действует закон Республики Башкортостан «Об аренде земли» от 11.04.2000 г.

После принятия законов о земельной  реформе, о крестьянском (фермерском) хозяйстве в республике проведена определенная работа. Важным условием организации крестьянских (фермерских) хозяйств является наличие свободной аренды земли. Фонд арендуемой земли формируется как за счет земель запаса, так и путем перераспределения земельных ресурсов, находящихся           в           пользовании           сельскохозяйственных           и

несельскохозяйственных  предприятий и организаций. В  связи с этим невозможно проводить  земельную реформу в части  выделения земли для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, организации крестьянских и личных подсобных хозяйств, не изъяв предварительно часть земель у колхозов и совхозов. В республике организован специальный фонд перераспределения земель на площади 631 тыс. га. В настоящее время его площадь составляет 520 тыс. га. Часть этих земель   передана   для   организации   крестьянских   и   личных   подсобных

46

хозяйств, садоводства и огородничества. Согласно Закону о земельной реформе в  РБ вся земля на период проведения земельной реформы вплоть до нового закрепления земель и выдачи государственных актов новым землевладельцам, землепользователям и арендаторам передана в распоряжение местных Советов. (Г.Г.Файзуллин. Земельная реформа в РБ: проблемы и пути ее решения. // Государство и право.  1993. № 7.

Поскольку действующее законодательство предусматривает  специфику сдачи земель и другого  имущества в аренду для сельскохозяйственных целей, правомерно говорить о сельскохозяйственной аренде как самостоятельной форме  хозяйствования на земле.

Для сельскохозяйственных целей в аренду могут быть сданы земли и другие природные ресурсы: предприятия (объединения), организации, структурные единицы  объединений, производства, цеха, иные подразделения предприятий, организаций  как единые имущественные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другие материальные ценности (ст. 3 Основ законодательства об аренде). Основным документом, регламентирующим отношения арендодателя с арендатором, является договор аренды. Порядок его заключения, изменения, расторжения и содержание (обязательные и факультативные обязательства сторон) регулируются законодательством об аренде. Внутрихозяйственный арендный подряд как форма организации и оплаты труда отдельных работников, коллективов подразделений, групп работников может применяться на любом сельскохозяйственном предприятии независимо от его организационно-правовой формы.

В качестве дополнительной литературы рекомендуется:

Методическое  пособие по аренде в сельском хозяйстве. М.: ВНИЭТУСХ, 1990;

Калугина  З.И., Мартынова И.Н. Социальные проблемы развития подряда и аренды в сельском хозяйстве. - Новосибирск, 1990;

Чубуков Г.В. Коллективный, семейный, личный и  арендный подряд в сельском хозяйстве: правовые аспекты. - М., Наука, 1993.

47

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

ТЕМА 10. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ  И ИХ

ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Изучение  учебного материала необходимо начинать с анализа общей характеристики внутрихозяйственного управления сельскохозяйственными  предприятиями и их объединениями. Особый акцент при этом должен быть сделан на характеристике принципов внутрихозяйственного управления и их правовом закреплении.

Студентам следует выявить экономические  и юридические предпосылки           реформы            внутрихозяйственного            управления

сельскохозяйственными предприятиями, определить основные причины  неэффективности внутрихозяйственного управления в дореформенный период, главные задачи перестройки управления сельскохозяйственными производственными  кооперативами. Особое внимание надо обратить на основные принципы кооперативной демократии. Специальному анализу должна быть подвергнута система органов внутрихозяйственного управления и контроля кооперативами в сельском хозяйстве. Исключительно важным является вопрос о развитии кооперативной демократии в условиях рынка.

Происшедшие в последние годы серьезные изменения  в отношениях собственности в  сельском хозяйстве Российской Федерации  обусловили и весьма активный процесс  структурных преобразований в сельскохозяйственном производстве. Этот процесс особенно усилился в 1992 году на основе Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991г. и пакета постановлений правительства Российской Федерации, а также ведомственных нормативных актов, регулирующих реорганизацию колхозов и совхозов.

В юридической литературе правильно  отмечалось, что «структурная политика в настоящее время имеет два  основных направления: 1) изменение  ранее сложившихся организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства (колхозов, совхозов, личных подсобных хозяйств, межхозяйственных сельскохозяйственных предприятий и др.); 2) возрождение крестьянского хозяйства и сельскохозяйственной кооперации. При этом установлено, что принудительное расформирование колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий недопустимо»1.

Беляева Э.С. Изменение правовых форм организации  сельскохозяйственного

Информация о работе Курс лекций по "Аграрному праву"