Курс лекций по "Аграрному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:09, курс лекций

Описание работы

Преподавание в России аграрного права в качестве отдельной учебной дисциплины в юридических ВУЗах и на юридических факультетах ВУЗов вызвано рядом причин. К ним относятся социально-экономические преобразования аграрных отношений, связанные с созданием многоукладной аграрной экономики, формированием новых хозяйственных структур на кооперативной, коммерческой, государственной основе, переходом к рынку в АПК в России, в том числе и в ее субъектах.

Работа содержит 1 файл

аграрное право файзуллин кассимов.doc

— 544.00 Кб (Скачать)

54

Земельного  кодекса Республики Башкортостан позволило урегулировать многие вопросы земельных отношений, важные проблемы, связанные с частной собственностью на землю, рынком земли, гарантиями прав землевладельцев, остались нерешеными.

В данной теме наряду с правом частной  собственности на землю крестьянских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и акционерных обществ должно быть также рассмотрено право бессрочного пользования государственными сельскохозяйственными предприятиями, их права и обязанности по рациональному пользованию землей. Помимо права собственности и права бессрочного пользования на землю сельскохозяйственными предприятиями и организациями, предметом рассмотрения должно быть и право аренды земельных участков крестьянскими хозяйствами, сельскохозяйственными товариществами, сельскохозяйственными кооперативами, акционерными обществами и другими сельскохозяйственными предприятиями.

Студентам необходимо знать права крестьянских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов и других сельскохозяйственных предприятий  по пользованию другими, кроме земли, природными ресурсами - водами, лесами, недрами и др. При этом следует иметь в виду, что законодательство, регулирующее указанные отношения, существенным образом обновилось. Принят Закон «Об охране окружающей природной среды в Российской Федерации», Закон «О недрах», Основы лесного законодательства.

Согласно  Федеративному договору, Договору «О разграничении предметов ведения  и взаимном делегировании полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» от 3 августа 1994 года (п. 10 ст. 4) охрана окружающей среды и осуществление мер по ее восстановлению относятся к совместному ведению федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации. В статье 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов сказано: «Республика Башкортостан самостоятельно осуществляет государственное управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов». Исключение составляют вопросы, отнесенные к ведению федеральных органов власти и совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Республики Башкортостан.

На  уровне Российской Федерации действуют, как известно, Закон «Об охране окружающей природной среды в  Российской Федерации» и ряд

55

нормативных актов, принятых в его развитие. Одновременно с этим субъекты Российской Федерации проводят работу по подготовке и принятию собственных законов и других правовых актов в данной области. Однако процедура их принятия, а также учет в них требований законодательства Российской Федерации не урегулированы.

Одним из серьезных недостатков в сложившейся  системе управления окружающей природной  средой и регулирование природопользования в нашей стране является отсутствие в законодательных и подзаконных  актах указания о пределах ответственности  органов государственного управления в этой области. Неотлаженность взаимодействия и организационной структуры природоохранных органов, инспекций, надзоров есть следствие несоответствий между Федеративным договором, законами о местном самоуправлении, об охране окружающей природной среды, утвержденным Положением об органах охраны окружающей среды и регулировании использования природных ресурсов и некоторыми другими правовыми актами. (Государство и право. 1994. № 1).

В Республике Башкортостан также были приняты законы, нацеленные на эффективное и рациональное, в соответствии с экологическими требованиями, перераспределение земли, ее использование, осуществление мероприятий по ее охране, соблюдение прав землевладельцев и землепользователей.

При изучении данной темы студенты должны также обратить внимание на права и обязанности сельскохозяйственных предприятий в области охраны окружающей среды. Ранее этим вопросам необоснованно не уделялось должного внимания. В настоящее время, когда сельскохозяйственные предприятия стали одними из основных загрязнителей окружающей природной среды, недопустимо не обращать на это внимания. Необходимо также рассмотреть вопросы о порядке и условиях возмещения вреда, причиненного сельскохозяйственным предприятием окружающей природной среде.

В порядке правового обеспечения контроля над использованием и охраной земель были подготовлены и приняты: Указ Президиума Верховного Совета РБ «Об ответственности за нарушение земельного законодательства» от 9 сентября 1992 года № 62/391 с изменениями и дополнениями от 20 января 1994 года; Положение о мониторинге земель в Республике Башкортостан, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 28 июня 1993 года № 271; Постановление Кабинета Министров РБ от 12 мая 1994 г. № 164 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике Башкортостан»; Постановление Кабинета Министров РБ от 4 декабря 1996 г. № 313 «Об утверждении Положения о

56

порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Республике Башкортостан»; Инструкция о работе государственных и общественных инспекторов по контролю за использованием и охраной земель в Республике Башкортостан.

Положительное значение имело принятие Закона «Об ответственности за нарушение земельного законодательства» от 29 апреля 1996 г. № 29-з При разработке Закона была учтена критика специалистов, высказанная в адрес действовавшего до его принятия Указа Президиума Верховного Совета РБ «Об ответственности за нарушение земельного законодательства» в редакции от 20 января 1994 года. Законом установлена ранее не предусмотренная ответственность за самовольное занятие земель для строительства погребов, размещение в населенных пунктах несанкционированных свалок, хищение плодородного слоя.

В порядке контроля органами Башкортостана  в 1991 г. было проведено 977, а в 1992 - 1351 проверка использования земель промышленными  предприятиями, организациями, колхозами, совхозами и отдельными гражданами.

Порчу земли чаще всего допускают предприятия объединения «Башнефть». Только в колхозе «Башкортостан» Миякинского района в результате прорыва нефтепроводов и водоводов НГДУ «Аксаковнефть», испорчено 23 га сельскохозяйственных угодий. Материальный ущерб совхоза составил 665 млн. руб. Выявлены случаи нерационального использования земель подсобными предприятиями в Белорецком, Бакалинском и других районах. По выявленным нарушениям привлечено к административной ответственности - 203 виновных, переданы материалы на виновных в нарушении земельного законодательства в земельные комиссии на 292 юридических лица и 129 граждан, следственным органам - 9 и 29, в суд и в арбитражные суды - 24 и 18 соответственно. (Организационно-правовые проблемы фермерства. Уфа, 1994 г.).

В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. содержится ряд правовых норм об экологических требованиях к сельскохозяйственным предприятиям и гражданам, занимающимся сельским хозяйством в целях ослабления технологического воздействия на окружающую среду, предотвращение загрязнения в первую очередь водных ресурсов и атмосферы отходами производства, использованием средств защиты растений и минеральных удобрений.

Нарушение указанных требований, причинение вреда  окружающей природной среде и приостановление, либо прекращение экологически вредной деятельности, сельскохозяйственных и иных объектов по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов

57

Российской  Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Таковы жесткие санкции, предусмотренные в п.2 ст.46 Закона в отношении лиц, в том числе фермеров, нарушающих требования экологического закона.

Согласно  ст. 74 Закона об охране окружающей природной  среды, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека на территории Российской Федерации, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку. Лица, не имеющие такой подготовки, не допускаются к выполнению работ, требующих специальной экологической подготовки. (Государство и право. 1994 г. № 3).

ТЕМА 12. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  И ОБЪЕДИНЕНИЙ

Начинать  изучение данной темы следует с понятия  и общей характеристики отношений  собственности в агропромышленном комплексе России, их развития на современном этапе, обратив при этом особое внимание на законодательное закрепление многообразия форм собственности, правовые формы реализации отношений собственности в агропромышленном комплексе в условиях радикальной экономической, аграрной, земельной реформ.

Первые  итоги аграрной реформы свидетельствуют  о расширении прав и полномочий сельскохозяйственных производителей. Министерством сельского  хозяйства РФ был подготовлен  проект Программы аграрной реформы Российской Федерации на 1993-1995 годы. В основу аграрных преобразований был заложен принцип комплексного переустройства аграрного комплекса. Программа предусматривала в 1994 г. стабилизировать положение в АПК, а в 1995 г. — войти в режим устойчивого функционирования предприятий всех секторов сельскохозяйственной экономики.

Основным  направлением аграрной политики должны стать: разработка и реализация мер  по стабилизации и устойчивому развитию агропромышленного комплекса, разработка системы продовольственного обеспечения населения на основе реализации соответствующих федеральных, региональных и межгосударственных программ;

-   совершенствование  земельных   отношений  в  аграрном   секторе экономики на основе  перераспределения земель;

-   создание   многоукладной   экономики,   коренное   преобразование отношений собственности;

приватизация     и     демонополизация     в     промышленных     и

58

обслуживающих отраслях АПК;

реализация                  государственной                  поддержки

сельскохозяйственного производства и экономического регулирования аграрного рынка, реформа ценовой, финансовой, кредитной, налоговой, страховой, таможенной, лицензионной системы в АПК;

реформа инвестиционной политики в АПК, развитие аграрной науки и технико-технологическое переоснащение АПК; создание рыночной инфраструктуры; реорганизация системы и методов управления АПК;

социальное       преобразование       села,       целенаправленная демографическая  политика в сельской местности и  др.

Принципиально новыми в данной теме являются вопросы разгосударствления и приватизации, получившие широкий размах в сельском хозяйстве и в других отраслях народного хозяйства. Студентам необходимо дать понятие разгосударствления и приватизации, принципов их осуществления, форм и основных направлений, а также нормативных актов, регулирующих возникающие здесь отношения.

Студентам необходимо дать характеристику частной  собственности и права частной  собственности в сельском хозяйстве, субъектов, объектов и содержания этого  права, правовые формы его осуществления в АПК.

Целям развития агропромышленного производства, формирования устойчивого продовольственного фонда служит Закон РБ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия для  государственных нужд в Республике Башкортостан». В соответствии с этим законом Кабинет Министров РБ определяет объемы закупок по видам сельскохозяйственной продукции, которые затем доводятся до товаропроизводителей государственными заказчиками.

В формировании республиканского фонда  сельскохозяйственной продукции и продовольствия первоочередной проблемой является становление устойчивого роста валового производства на основе достижений научно-технического прогресса, установления сбалансированных пропорций материально-вещественных элементов и их стоимостных соотношений. В настоящее время в республике складываются основные звенья формирования продуктовых подкомплексов: хлебного, свекло-сахарного, мясного, молочного и картофельного. Ведутся подготовительные работы по масложиропродуктовому и другим подкомплексам.

В системе АПК республики ведущим  является хлебопродуктовый подкомплекс. Его основу составляют сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства, тесно связанные с предприятиями  по заготовке, хранению, переработке  зерна и производству конечных продуктов потребления.

59

Структурная перестройка в АПК требует  совершенствования системы организационной  структуры и функции управления. В АПК требуется совершенствование  системы организационной структуры  и функций управления. В настоящее  время на уровне республики и районов совершенствование управления продовольственным комплексом идет по линии усиления роли органов государственного управления в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ и его районных управлений. В то же время ослабление хозяйственного управления на этих уровнях и перенесение всей совокупности эффективности управления на низовые производственные формирования приводит к утрате персонализации ответственности за формирование и развитие продуктовых комплексов и их территориальных звеньев.

Между тем опыт стран с развитой рыночной экономикой подтверждает, что территориально-производственные органы хозяйственного управления продуктовыми подкомплексами обеспечивают устойчивые межотраслевые и внутрихозяйственные  связи, сбалансированность воспроизводственного процесса во всех структурных звеньях подкомплекса. (Продовольственный комплекс: формирование и проблемы развития // Известия Башкортостана. № 75. 19 апреля 1996 г.).

В последнее время большое значение приобрели вопросы права общей долевой и совместной собственности членов сельскохозяйственных кооперативов, форм реализации этого права в сельскохозяйственных кооперативах и других сельскохозяйственных предприятиях.

Особое  внимание по данной теме должно быть уделено  правовому режиму основных, оборотных, неделимых, паевых и других фондов сельскохозяйственных кооперативов, правам членов колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) на долю (пай) в основных средствах производства, порядку и условиям определения имущественной доли (пая). Самостоятельного рассмотрения требуют вопросы правового режима имущества сельскохозяйственных товариществ, обществ, в том числе и акционерных, права собственности на акции и другое имущество.

Информация о работе Курс лекций по "Аграрному праву"