Курс лекций по "Аграрному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:09, курс лекций

Описание работы

Преподавание в России аграрного права в качестве отдельной учебной дисциплины в юридических ВУЗах и на юридических факультетах ВУЗов вызвано рядом причин. К ним относятся социально-экономические преобразования аграрных отношений, связанные с созданием многоукладной аграрной экономики, формированием новых хозяйственных структур на кооперативной, коммерческой, государственной основе, переходом к рынку в АПК в России, в том числе и в ее субъектах.

Работа содержит 1 файл

аграрное право файзуллин кассимов.doc

— 544.00 Кб (Скачать)

48

Именно  для того, чтобы избежать принудительности в преобразованиях колхозов и  совхозов, постановлением правительства  Российской Федерации «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации» от 6 марта 1992 г. колхозам и совхозам, не желающим изменять свою прежнюю организационно-правовую форму, было разрешено перерегистрироваться в качестве колхозов и совхозов. Их деятельность прежде всего будет регулироваться уставами этих хозяйств, принятыми на общих собраниях их трудовых коллективов. Рекомендации по разработке этих уставов с учетом новейшего законодательства подготовлены и в начале 1993 г. направлены на места Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

При сохранении прежней формы хозяйствования необходимо восстановить в колхозе  действие кооперативных принципов, преобразовать его в настоящий  производственный кооператив, определить имущественный и земельные паи его членов, обеспечить возможность свободного выхода для создания крестьянских хозяйств. Что касается совхозов, то становясь, в соответствии со ст. 12 прежней Конституции Российской Федерации (в редакции 1990 г.), собственниками находившегося в их хозяйственном ведении имущества, они должны перейти из государственных на положение одной из организационных форм негосударственных (например, коллективных) предприятий, либо, сохранив государственную форму предприятия, отказаться от уже осуществленной приватизации его имущества.

В развитии сельскохозяйственной кооперации нуждаются не только реорганизуемые колхозы и совхозы, но также крестьянские (фермерские) и личные подсобные  хозяйства граждан. Но это будут  уже не производственные, а потребительские кооперативы, созданные указанными хозяйствами для обслуживания их деятельности (по материально-техническому снабжению, ремонту техники, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и т.п.). (М.И. Козырь. Правовые основы аграрной реформы в Российской Федерации. Москва, 1994 г.).

Отдельного  рассмотрения заслуживает характеристика организационно-правовых форм управления сельскохозяйственными обществами с ограниченной ответственностью и  акционерными обществами, созданными на базе реорганизованных колхозов и совхозов.

В 1992 г. около 400 колхозов и совхозов реорганизовались в товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества закрытого  типа, и следовательно, утратили характер кооперативного, либо государственного предприятия, и их правовой статус определяется теперь

производства. //Международный агропромышленный журнал. 1991. И 5.-С. 13.

49

Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года и «Об обществах  с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г., а также рядом подзаконных нормативных актов.

Сущность  акционерного общества состоит в  том, что в этой организационной  форме объединяется капитал, а полученная прибыль распределяется между акционерами  в виде дивидендов. Поскольку в сельскохозяйственных производственных кооперативах объединяется прежде всего труд его членов, а объединение паевых взносов не имеет решающего значения, кооперативная форма при реорганизации колхозов и совхозов предпочтительнее акционерного общества. (М.И. Козырь. Правовые основы аграрной реформы в Российской Федерации. Москва, 1994 г.).

Впервые в нашей республике проведено  акционирование государственных сельскохозяйственных предприятий на базе птицефабрики «Благоварская». Президиумом Благоварского районного Совета народных депутатов Башкирской ССР 28 декабря 1991 года № 284 принято постановление «О приватизации птицефабрики «Благоварская». К настоящему времени акционерная компания «Салават» на базе птицефабрики «Благоварская» превратилась в высокорентабельное сельхозпредприятие.

Исключительно важным является вопрос об организационно-правовых формах управления государственными унитарными сельскохозяйственными предприятиями. С переходом к рынку расширились  экономическая и юридическая  базы для совершенствования внутрихозяйственного                    управления                    государственными

сельскохозяйственными предприятиями, которые самостоятельно определяют структуру органов управления и затраты на их содержание.

Важное  место при изучении данной темы занимают вопросы внутрихозяйственного управления арендным предприятием в сельском хозяйстве.

Специальному  анализу должны быть подвергнуты  те права и обязанности, которые  принадлежат трудовому коллективу в управлении сельскохозяйственными  предприятиями и объединениями.

ТЕМА 11. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОМ

ХОЗЯЙСТВЕ

Земля в сельском хозяйстве является главным  средством производства, и от того, насколько она правильно и  эффективно используется, зависят конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности   сельскохозяйственных   предприятий   и   их   объединений.   В

50

первую  очередь необходимо охарактеризовать формы и виды собственности на земельные участки крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных товариществ, кооперативов и акционерных обществ, понятие и содержание права земельной собственности.

С 1990 г. ведется интенсивная работа по совершенствованию законодательства в сфере аграрных отношений. Особо  следует выделить нормы Конституции Российской Федерации 1993 г., способствующие проведению аграрных преобразований в стране. Прежде всего, это ч. 2 ст. 8 Конституции, в которой признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; земля и другие природные ресурсы согласно ч. 2 ст. 9 «могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2

ст. 36).

Согласно  п. 4 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных  отношений и развитии аграрной реформы в России», государство гарантирует неприкосновенность частной собственности на землю и ее защиту, а также защиту прав собственников землей при совершении сделок с землей.

Необходимо  помнить, что правовой режим земель сельскохозяйственных предприятий  как часть земельных отношений в Республике Башкортостан регулируется законодательством Республики.

Начало  становления современной системы  земельного законодательства Республики Башкортостан связано с принятием  Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики. Этот документ, принятый 11 октября 1990 года, стал основой развития всего законодательства республики, как и предполагали создатели Декларации (об этом сказано в самом документе в пункте 10).

В пункте 8 Декларации провозглашено: «Башкирская Советская Социалистическая Республика имеет свою систему законодательства. Конституция и законы Башкирской ССР обладают верховенством на всей территории Башкирской ССР, за исключением тех сфер правового регулирования, которые добровольно передаются республикой в ведение Союза ССР и РСФСР». Это положение стало основой для установления принципа верховенства земельного законодательства республики, его приоритета в отношении федерального законодательства.

Были  приняты важные для развития не только земельных отношений, но и сельского хозяйства, и экономики республики в целом законы: Земельный кодекс Башкирской ССР (а в 1999 году и новый Земельный кодекс

51

Республики  Башкортостан), «О собственности в  Башкирской ССР», «О земельной реформе в Башкирской ССР», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Башкирской ССР», «Об аренде в Башкирской ССР», «О плате за землю», «Об ответственности за нарушение земельного законодательства», «О садоводческих и огороднических некоммерческих объединениях граждан в Республике Башкортостан». Принятие и реализация этих законов особенно важны в силу того, что из-за правового вакуума, связанного с дтсутствием полноценного действующего Земельного кодекса Российской Федерации, наиболее значительными источниками правового регулирования земельных отношений на федеральном уровне в России стали Указы Президента РФ и принимаемые в их исполнение нормативные акты правительства или отдельных министерств и ведомств. Известно, что именно законы должны быть главным источником права в правовом государстве.

5 августа 1996 года был принят  Закон РБ № 37-з «О внесении  изменений и дополнений в Земельный  кодекс Башкирской ССР». Наряду  с заменой устаревших понятий  на новые, закон, в развитие  положений Указа Президента РБ  от 7 декабря 1995 года №УП-756, изменил редакцию статьи 3 Земельного кодекса, которая стала выглядеть так: «Земля Республики Башкортостан является неотъемлемым достоянием народов, проживающих на ее территории. Земля в Республике Башкортостан может находиться в государственной и частной собственности. В частную собственность могут предоставляться земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства. Условия и порядок предоставления гражданам в собственность земельных участков определяются законодательством Республики Башкортостан. Граждане -собственники земельных участков имеют право совершать с этими участками сделки, предусмотренные гражданским и земельным законодательством».

После принятия законов о земельной  реформе, о крестьянском (фермерском) хозяйстве в республике проведена  определенная работа. Важным условием организации крестьянских (фермерских) хозяйств является наличие свободной  аренды земли. Фонд арендуемой земли формируется как за счет земель запаса, так и путем перераспределения земельных ресурсов, находящихся           в           пользовании           сельскохозяйственных           и

несельскохозяйственных  предприятий и организаций. Надо отметить, что 93% площади сельхозугодий республики находятся в пользовании колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. В республике организован специальный фонд перераспределения земель на площади 631 тыс. га. Часть этих земель передана для организации крестьянских и личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества.

52

Главным событием на последнем этапе развития системы земельного законодательства Республики Башкортостан стало принятие Закона Республики Башкортостан от 25 февраля 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Башкортостан». По сути дела, этим Законом был принят новый Земельный кодекс республики.

Новый Земельный кодекс оказал значительное влияние на развитие института права  частной собственности на землю. Им предусмотрена частная собственность на землю фермеров (ст. 103). Таким образом, граждане могут получать землю для ведения личного подсобного хозяйства, дачного и гаражного строительства, садоводства. К этому добавилось еще и право юридических лиц, зарегистрированных в Республике Башкортостан, иметь земельные участка на праве собственности (статья 51). Правда, юридические лица могут приобрести землю в собственность только в результате приватизации государственного или муниципального имущества. В отличие от них, граждане могут получить земельные участки в собственность также в результате наследования, дарения, купли-продажи, обмена и иных сделок с землей.

Принципиально важно, что кодекс содержит регулирование  таких важных аспектов земельных  и связанных с ними имущественных отношений, как обязательства, обременяющие земельный участок и сервитут (статьи 57-59).

Для развития института частной собственности  на землю в системе законодательства Республики Башкортостан существенное значение имеют две главы Земельного кодекса РБ (XIV и XV), посвященные соответственно обороту земельных участков и особенностям оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Наконец, Земельный кодекс Республики Башкортостан затрагивает такой важный для  обеспечения прав землевладельцев вопрос, как изъятие земельных участков. К сожалению, в связи с этим надо сказать, что в этом отношении у ныне действующего кодекса есть недостаток, отличающий его от ранее действовавшей редакции Земельного кодекса. В том законе была статья 53 «Защита прав землевладельцев и землепользователей», предусматривавшая, в частности, возмещение в полном объеме убытков, причиненных нарушением прав землевладельцев и землепользователей, а шкже статья 121, согласно которой возмещению подлежали убытки, причиненные ограничением прав землевладельцев и землепользователей. Действующий Земельный кодекс РБ специально оговаривает только возмещение убытков, возникших в результате изъятия земельного участка. В то же время нередки случаи, когда права землевладельцев и землепользователей ограничиваются так, что они не имеют возможности полезно использовать свои земли. Таким образом, эти ограничения означают

53

фактическое изъятие, хотя и без утраты титула владения или пользования. Например, в США лица, которые совершают  подобные действия, означающие фактическое изъятие земли, обязаны компенсировать убытки землевладельцев и землепользователей.

После принятия нового республиканского Земельного кодекса развитие системы земельного законодательства Республики Башкортостан продолжалось: 15 июня 1999 года был принят Закон РБ «О садоввдческих и огороднических некоммерческих объединениях граждан в Республике Башкортостан», 11 апреля 2000 г. - Закон РБ «Об аренде земли в Республике Башкортостан».

Завершая  анализ, можно сделать вывод, что  сложившаяся в результате девятилетнего развития система земельного законодательства Республики Башкортостан заслуживает неоднозначной оценки.

С одной стороны, были приняты нормативные  акты, на основе которых в республике стала осуществляться земельная  реформа и появились фермерские хозяйства, наиболее эффективная форма хозяйствования в сельском хозяйстве и другие формы хозяйствования на земле. Были приняты важные для развития не только земельных отношений, но и сельского хозяйства, экономики республики в целом законы: Земельный кодекс Башкирской ССР (а в 1999 году и новый Земельный кодекс Республики Башкортостан), «О собственности в Башкирской ССР», «О земельной реформе в Башкирской ССР», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Башкирской ССР», «Об аренде в Башкирской ССР», РБ «О плате за землю», «Об ответственности за нарушение земельного законодательства», «О садоводческих и огороднических некоммерческих объединениях граждан в Республике Башкортостан», «Об аренде земли в Республике Башкортостан». Принятие и реализация этих законов особенно важны в силу того, что из-за правового вакуума, связанного с отсутствием полноценного действующего Земельного кодекса Российской Федерации, наиболее значительными источниками правового регулирования земельных отношений на федеральном уровне в России стали Указы Президента РФ и принимаемые в их исполнение нормативные акты правительства или отдельных министерств и ведомств. Известно, что именно законы должны быть главным источником права в правовом государстве.

С другой стороны, содержание этих законов и других нормативных актов, составляющих систему земельного законодательства Республики Башкортостан, далеко до совершенства. Правом частной собственности на землю, являющимся ключевым элементом свободной рыночной экономики, в Башкортостане могут пользоваться лишь отдельные категории субъектов права и в ограниченном числе случаев. В этом отношении республиканское земельное законодательство уступает российскому. Хотя принятие нового

Информация о работе Курс лекций по "Аграрному праву"