Курс лекций по "Аграрному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:09, курс лекций

Описание работы

Преподавание в России аграрного права в качестве отдельной учебной дисциплины в юридических ВУЗах и на юридических факультетах ВУЗов вызвано рядом причин. К ним относятся социально-экономические преобразования аграрных отношений, связанные с созданием многоукладной аграрной экономики, формированием новых хозяйственных структур на кооперативной, коммерческой, государственной основе, переходом к рынку в АПК в России, в том числе и в ее субъектах.

Работа содержит 1 файл

аграрное право файзуллин кассимов.doc

— 544.00 Кб (Скачать)

Фактически  за два года Верховный Совет сумел  создать правовую основу для осуществления  земельной реформы на данном этапе ее проведения. Известные Земельный кодекс Башкирской ССР, законы «О земельной реформе в Башкирской ССР», «Об аренде в Башкирской ССР», «Об ответственности за нарушение земельного законодательства», Постановление Президиума Верховного Совета республики «Об образовании специального земельного фонда местных Советов народных депутатов» и другие важнейшие документы, принятые в 1991 - 1992 г., позволили проводить реформу АПК без значительных осложнений.

В настоящее время очень важную работу проводит преемник аграрного комитета Верховного Совета Башкортостана - Комитет Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан по аграрным вопросам, продовольствию, экологии^ природным ресурсам и природопользованию.

По  законодательству Российской Федерации гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных

14

предприятий, а также при расширении и дополнительном строительстве объектов этих предприятий, наряду с арендой земельных участков, дано право приобретать их в собственность. Продажа земельных участков в собственность осуществляется уполномоченными органами по цене не ниже нормативной.

Земельные участки, предоставленные гражданам  и их объединениям для предпринимательской  деятельности, по их желанию ■ также могут продаваться им в собственность, порядок продажи указанных земельных участков установлен Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г.

Однако  краеугольным камнем современной политики и дальнейшего реформирования земельных  отношений становятся вопросы собственности на землю и взаимоотношения по этому вопросу федерального центра и субъектов федерации, согласно Конституции РФ и субъектов РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к вопросам совместного ведения. В то же время Конституция РБ, отнеся землю к достоянию (собственности) многонационального народа Башкортостана, относит вопросы владения, пользования, распоряжение землей к ведению республики, регулируемому законодательством РБ. В определенной степени проблемы снимаются Договором РФ и РБ от 3 августа 1994 г., который в статье 3 отнес этот вопрос к ведению республики с оговоркой, что по этим вопросам должны быть соглашения с федеральными органами власти.

Частная собственность на землю в Башкирской ССР не допускается. Проходивший 17 декабря 1995 г. референдум в Республике Башкортостан в соответствии с требованиями Закона РБ от 20 июня 1991г. «О референдуме Республики Башкортостан» в условиях широкой гласности, при свободном волеизъявлении граждан вынес на всенародное голосование главный вопрос: о купле-продаже земли, 84% из голосовавших сказали «нет» неограниченной купле-продаже земли. Потребности рыночной экономики потребовали наконец-то принять институт частной собственности на землю на региональном уровне. В связи с этим можно назвать ряд нормативно-правовых актов принятых законодателями Республики Башкортостан, в том числе Земельный кодекс РБ, Указ Президента РБ «О передаче гражданам в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства». Особенно среди них можно выделить статью 10 Конституции РБ (новая редакция с поправками от 3 ноября 2000 года № 94-з Законом Республики Башкортостан),1 где «земля и

Конституция Республики Башкортостан. - Уфа. 2000. - С. 15.

15

другие  природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности». В  то же время в указанных нормативно-правовых актах республики, как впрочем и в федеральных законах, содержится правовой механизм, который позволяет ограничивать куплю-продажу земли, предназначенной для производства сельскохозяйственных продуктов, то есть сельскохозяйственного назначения. В позитивном смысле можно отметить и тот факт, что созданные Указом Президента РБ комиссии из числа ведущих юристов, представителей властных структур и интеллектуальной силы Башкортостана подвергали экспертизе республиканского законодательства, а также Конституции РБ. В результате было внесено 200 поправок к Конституции и 50 поправок к различным нормативно-правовым актам.

Таким образом, процесс приведения в соответствие законов республики в соответствии с федеральными законами продолжается. Следует отметить также и то, что депутатами Госсобрания правовой службой Администрации Президента, ведущими юристами вносится ряд поправок и с учетом федеральных законов. Правовые основы рынка капиталов (финансов, акций и других ценных бумаг) закреплены ГК РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах» и другими нормативно-правовыми актами. В агропромышленном комплексе правовые основы функционирования акций и других ценных бумаг конкретизируются в Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в Указе Президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлении правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991г. и другими нормативно-правовыми актами.

Таким образом, и в Башкортостане, поэтапно, с учетом региональных и национально-культурных факторов подходят к принятию института частной собственности на землю, что создает единое экономическое и правовое пространство для проведения реформ в аграрном секторе экономики по всей России.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности сельскохозяйственного предприятия без права правопреемства, т.е. с момента ликвидации к субъектам не переходит право продолжения деятельности.

Ликвидация  может быть добровольной или принудительной (по решению суда).

Лица, выступившие инициаторами ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию. В случаях, когда ликвидация осуществляется в судебном порядке, суд может возложить соответствующие  обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на самих учредителей (участников), либо на орган, который уполномочен на проведение ликвидации учредительными документами.

16

1

Согласно  ст. 62 ГК РФ к ликвидационной комиссии переходят полномочия по укреплению делами сельскохозяйственного предприятия. В этой связи, в частности, от имени ликвидируемого предприятия ликвидационная комиссия выступает в суде.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Если имеющиеся у ликвидируемого предприятия денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений процессуальным законодательством.

Сельскохозяйственное  предприятие считается прекратившим свое существование после внесения записи об этом в данный государственный  реестр юридических лиц.

Рынок продовольствия в Российской Федерации формируется многопланово: через систему государственных продовольственных фондов и конкретный порядок закупки сельскохозяйственной продукции и продовольствия, с помощью биржевого механизма через системы свободных контрактов, через частные торговые предприятия и организации потребительской кооперации. Правовые основы рынка продовольствия были ранее закреплены Указом Президента РФ «О формировании государственных продовольственных фондов на 1992 год» от 4 января 1992г., распоряжением Правительства РФ от 14 января 1992 г., Положением о контрактной системе закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в государственные ресурсы в 1992г., утвержденным Министерством сельского хозяйства и Министерством торговли и материальных ресурсов Российской Федерации от 16 марта 1992 г., Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992г., Уставом потребительской кооперации.

Централизованное            установление            объема            закупок

сельскохозяйственной  продукции и продовольствия по количеству и групповому ассортименту (культурам) в государственные ресурсы как обязательное основание для заключения контракта между производителем и потребителем с 1994 года предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. Крестьяне (фермеры) и сельскохозяйственные предприятия вправе распоряжаться произведенной продукцией по своему усмотрению. Они могут реализовать сельскохозяйственную продукцию и продовольствие путем заключения свободных контрактов, используя биржевой механизм, частные торговые предприятия, организации потребительской кооперации и колхозные рынки.

Правовые  основы рынка средств производства для предприятий агропромышленного      комплекса      определены      в      настоящее      время

17

постановлением  Верховного Совета РФ «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материальными техническими ресурсами» от 26 июня 1991 г. и постановлением Правительства РФ о применении данного закона. Министерству сельского хозяйства РФ предложено всемерно содействовать созданию новых рыночных структур и форм снабжения агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами товарных бирж, торговых домов, коммерческо-информационных центров, лизинговых фирм, брокерских контор, акционерных предприятий по снабжению и других. Особое внимание уделяется развитию товаропроизводящей сети, учитывающей специфику крестьянских (фермерских) хозяйств, созданию частных или государственных магазинов непосредственно в селах и поселках для продажи необходимой фермеру продукции.

Обеспечение АПК материально-техническими ресурсами  на период перехода к рыночным отношениям осуществляется на основе: государственного заказа на продукцию производственного назначения по важнейшей номенклатуре; поставок в соответствии с заключенными союзными и межреспубликанскими договорами и соглашениями; свободного приобретения на рынке средств производства; закупок за рубежом.

Предприятия-производители  продукции АПК заключают договора и обеспечивают поставку продукции, исходя из ее нормативной потребности (как продукции, на которую установлен государственный заказ, так и свободно реализуемой). Государственный заказ на поставку АПК продукции производственно-технического назначения устанавливается правительством Российской Федерации и обязателен для исполнения всеми предприятиями и организациями, расположенными на территории России.

Обеспечение материально-техническими ресурсами колхозов, совхозов и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется на основе горизонтальных хозяйственных связей с предприятиями-поставщиками и взаимодействия с организациями оптово-посреднической сети Министерства сельского хозяйства РФ и Министерства торговли и материальных ресурсов РФ.

Рынок труда в сельском хозяйстве формируется на основе законодательства о занятости населения и мерах социальной защиты безработных. В частности, законы «О социальном развитии села» от 21 декабря 1990 г., «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г., «О повышении социальных гарантий» от 19 апреля 1991 г. предусматривают также право работников на переподготовку и переквалификацию, в случае изменений условий занятости с сохранением средней заработной платы, а также материальное обеспечение в период временной незанятости с учетом

18

прожиточного  минимума. Кабинет Министров, Федерация  товаропроизводителей, Совет Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, исходя из необходимости стабилизации и подъема экономики и обеспечения действенной социальной защиты трудящихся в соответствии с Законом РБ «О коллективных договорах и соглашениях в РБ» заключают генеральные соглашения на отдельные годы, устанавливающие общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, а также дополнительные трудовые и социальные гарантии, являющиеся основой для заключения отраслевых (тарифных), специальных соглашений, коллективных договоров.

ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК

Прежде  чем приступить к раскрытию данной темы, мы должны констатировать, что  в АПК страны в условиях государственной  собственности на землю и других средств производства в течение длительного периода не был реализован такой важнейший фактор эффективности и стабильности производства, как многообразие форм предпринимательства и форм собственности. В стране полвека монопольно господствовали колхозы и совхозы, где нельзя было и думать о личной выгоде, предпринимательстве. Обе эти формы по сути были схожи, так как функционировали в условиях государственной собственности на землю. Их социально-экономическое развитие шло на основе доведенных государством планов, госзаказов, социалистических обязательств на реализацию продукции, лимитов на поставляемые продукты (технику, ГСМ, удобрения и т.д.)'

В условиях всеобщей уравниловки в  материальном стимулировании труда  сводились на нет такие важные качества человека, как предприимчивость и творческое начало.

Реформирование колхозной и  совхозной форм организации сельскохозяйственного  производства стало неизбежным при  переходе Российской Федерации к  рыночной экономике. Широкомасштабная реорганизация колхозов и совхозов началась с принятием Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и пакета рекомендаций министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Принятие          конституционных          основ          для          развития

предпринимательства,    принятие   Гражданского    Кодекса   РФ   и   других нормативно-правовых   актов   позволили   значительно   расширить  сферу   и

19

предпринимательской  деятельности  на селе  на основе  различных  форм собственности.

Индивидуальные предприниматели. Согласно действующему законодательству любой дееспособный гражданин имеет право заниматься на селе предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. гУго право осуществляется путем регистрации своей деятельности в качестве индивидуального предпринимательства в органах местной администрации. В этом случае гражданин должен был зарегистрировать свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Деятельность  индивидуального предпринимателя  регулируется правилами Гражданского кодекса РФ, относящимся к коммерческим организациям. Индивидуальный сельский собственник, как всякий предприниматель, имеет право:

приобретать имущество или имущественное  право (землю, скот, технику и др.);

Информация о работе Курс лекций по "Аграрному праву"