Административно-правовой режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе, прежде всего, рассматривается понятие, содержание сущность административно-правового режима как социально-правового явления. Помимо этого дается классификация административно-правового режима и их значение в обеспечении государственной безопасности страны.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..2
2. Общая характеристика административно-правовых режимов и их правовое регулирование.
2.1 Понятие и правовое регулирование административно-правовых режимов……………………………………………………………………………5
2.2 Значение административно-правовых режимов в обеспечении государственной безопасности страны………………………………………..13
3. Основные виды административно-правовых режимов и основания их введения.
3.1 Административно-правовой режим чрезвычайного положения………22
3.2 Административно-правовой режим военного положения…………..……33
4.Заключение……………………………………………………………………..41
5.Список литературы……………………………………………….……………43

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 62.20 Кб (Скачать)

     Третий  принцип - это принцип законности, который обязывает администрацию  уважать право.

     Четвертый принцип состоит в ответственности  публичной власти, в силу которой  публичные юридические лица должны возмещать ущерб, причиненный по их вине либо в силу иных причин.

     В российском административном праве  в качестве административно-правовых принципов выступают принципы законности, обязательного наличия субъекта административной власти, односторонне властного принятия управленческих решений, специальной юридической  ответственности государственных  органов и должностных лиц, особого  порядка рассмотрения споров в сфере  государственного управления.

     3. Элементом административно-правового  режима является объект, в который включаются те отношения, которые фактически попали под действие административно-правовых норм, так как режим – это всегда результат воздействия на состояние упорядоченности социальных связей.

     4. Одним из основных элементов административно-правового режима является юридическое положение субъектов. Участники административно-правовых отношений в силу специфики управления занимают социально неоднородные позиции.

     Поскольку административное право закрепляет подобное положение, это ставит их в  неравные условия, в отношения субординации, где субъект, наделенный юридически властными полномочиями, реализует  их посредством принятия односторонне обязательных управленческих решений.

     Но  административно-правовой режим, предоставляя субъекту административной власти юридические  прерогативы, обязан сосредоточить  на властном полюсе «систему противовесов». Речь идет о юридической связанности  государственной администрации  в возможности выбора свободного поведения в тех сферах, где, с  одной стороны, реализуются конституционные  права и свободы, а с другой - действия администрации не должны выходить за рамки закона.

     5. Административно-правовой режим  позволяет рассмотреть административно-правовой  инструментарий в комплексном  сочетании с принципами и юридическим  положением субъектов отрасли  административного права. Стержнем  административно-правовых средств  является метод правового регулирования  - централизованное, императивное воздействие на общественные отношения. Недостаточно сказать, что это метод «власти-подчинения», поскольку содержание административно-правовых отношений гораздо многообразнее, а составляющая их субординация реализуется при помощи различных юридических приемов.

     Административно-правовой режим знает и дозволительный тип правового регулирования, касающийся осуществления гражданами определенных конституционных прав в сфере  управления. Им корреспондирует обязанность  государственных, органов обеспечить для этого надлежащие условия.

     В условиях административно-правового режима существенной мере изменяется правовой статус оказавшихся в сфере действия режима субъектов право. Объем административно-правового регулирования, в том числе и затрагивающего другие отрасли значительно возрастает. Соответственно органы исполнительной власти путем расширения сферы управленческих воздействий значительно усиливают свае влияние на институты гражданского общества, причем в некоторых случаях могут наблюдаться и элементы огосударствление этих институтов с выраженным акцентом на прямое администрирование со стороны государства. Таким образом, действие административно-правового режима имеет своей основой ощутимое изменение правового положения субъектов административного права.

     Также нельзя не отметить, что в каждом из существующих режимов такого рода изменения имеют общие черты, состоящие в том, что баланс прав и обязанностей этих субъектов по отношению к обычному состоянию общественных отношений смещается в сторону усиления полномочий органов исполнительной власти и ограничения прав и даже возложения новых обязанностей на других субъектов административного права.

     В этой связи необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. В то же время часть 3 той же статьи устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно это конституционное положение является базовым для установления существующих и появления новых административно-правовых режимов.

     Анализируя  данную норму, следует особо подчеркнуть, что основания ограничения прав и свобод человека и гражданина урегулированы  Конституцией Российской Федерации исчерпывающим образом. Соответственно административно-правовые режимы также не могут иметь иных оснований и направленности их применения. Кроме того, умаление прав и свобод граждан по перечисленным в Конституции РФ основаниям возможно только на основе федерального закона, что также ставит значительные ограничения для создания и применения административно-правовых режимов органами государства и особенно органами исполнительной власти.

       Все административно - правовые режимы регулируются специальными нормативно правовыми актами. Для каждого режима существует определенный закон: ФКЗ «О чрезвычайном положении», ФЗ « О военном положении», закон Российской Федерации « О закрытых территориальных образованиях», закон РФ « О государственной тайне» , закон РФ « О государственной границе» и другие. В этих нормативно правовых актах содержатся цель, условия, назначение, порядок и основания введения определенного режима.

     Таким образом, все административно-правовые режимы устанавливаются определенными нормативно-правовыми актами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 

     1.2 Значение административно-правового  режима в обеспечении  государственной безопасности страны. 

       Прежде тем как говорить о  значении административно-правового  режима в обеспечении государственной  безопасности страны я бы хотел  коснуться вопроса о безопасности. Раскрыть, что такое безопасность, ее субъекты, угрозы и обеспечение безопасности.

     Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

     К основным объектам безопасности относятся:

     - личность - ее права и свободы;

     - общество - его материальные и духовные ценности;

     - государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

     Основным  субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории России. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

     Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик в составе РФ, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, представляется возможным констатировать, что цель введения режима чрезвычайного положения - обеспечение безопасности граждан и защита конституционного строя. Поэтому в экстремальных условиях органы государственной власти принимают чрезвычайные меры.

     Вместе  с тем необходимо отличать понятие  «устранение угрозы безопасности»  от понятия «нормализация обстановки и восстановление законности». В  частности, причины, породившие необходимость  принятия чрезвычайных мер, могут быть нейтрализованы достаточно быстро. Однако разрешение социальных коллизий и приведение нормативно-правовых актов в соответствие с новыми реалиями занимает значительно  больше времени.

     Цель4 введения режима чрезвычайного положения во многом определяет его содержание. Так, согласно ст. 2 Закона РФ «О чрезвычайном положении» целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.

     Режим чрезвычайного положения вводится для защиты государственного и общественного  строя, прав и интересов граждан  от угрожающих им различного рода внутренних посягательств. Отсюда цель введения режима чрезвычайного положения заключается  в ликвидации потенциальной возможности  возникновения или рецидива любой  чрезвычайной ситуации.

     Представляется  необходимым сразу уточнить, что  под чрезвычайной ситуацией нами понимается система конкретных экстремальных  обстоятельств, возникающих вследствие неблагоприятного воздействия факторов природного, техногенного, политического, военного и иного социального  характера. В условиях режима чрезвычайного  положения органам государственной  власти предоставляются особые полномочия, которые необходимы для нормализации сложившейся обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения обстоятельств, послуживших основанием для введения указанного режима на соответствующей территории.

     Вопрос  о необходимости введения режима чрезвычайного положения решается в зависимости от конкретных обстоятельств, сложившихся на той или иной территории, государства в целом.

     В Проекте федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» в  качестве обстоятельств, которые могут  послужить основаниями для введения режима чрезвычайного положения, указываются:

     1.Чрезвычайные ситуации социально-политического и криминогенного характера, выразившиеся в попытках захвата или присвоения власти, насильственного изменения конституционного строя или его основ; террористические акты, блокада отдельных местностей; массовые беспорядки; межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насилием, угрожающие жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов.

     2. Чрезвычайные ситуации техногенного, экологического и природного характера, в том числе эпидемии и эпизоотии, сложившиеся в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, требующие масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

     Угроза  безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

       Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание детальности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

     Безопасность  достигается проведением единой государственной политики в области  обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности общества и государства.

     Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

     Для непосредственного выполнения функций  по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

     Итак, перейдем на значение административно-правового режима в обеспечении государственной безопасности страны. Здесь можно сказать, что все административно-правовые режимы устанавливаются в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Процесс упрочения государственного суверенитета происходит по многим направлениям: утверждение  ее как полноправного субъекта международных  отношений, формирование российского  законодательства в соответствии с  современными социально-экономическими и политическими реалиями, формирование вооруженных сил, создание полноценного механизма государственной власти, построенного на принципе разделения законодательной, исполнительной и  судебной деятельности, наполнение реальным содержанием федеративной формы государственного устройства. В одном ряду с магистральными направлениями государственного строительства стоит деятельность по совершенствованию режима Государственной границы Российской Федерации.

Информация о работе Административно-правовой режим