Административно-правовой режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе, прежде всего, рассматривается понятие, содержание сущность административно-правового режима как социально-правового явления. Помимо этого дается классификация административно-правового режима и их значение в обеспечении государственной безопасности страны.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..2
2. Общая характеристика административно-правовых режимов и их правовое регулирование.
2.1 Понятие и правовое регулирование административно-правовых режимов……………………………………………………………………………5
2.2 Значение административно-правовых режимов в обеспечении государственной безопасности страны………………………………………..13
3. Основные виды административно-правовых режимов и основания их введения.
3.1 Административно-правовой режим чрезвычайного положения………22
3.2 Административно-правовой режим военного положения…………..……33
4.Заключение……………………………………………………………………..41
5.Список литературы……………………………………………….……………43

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 62.20 Кб (Скачать)

     Содержание 

1.Введение………………………………………………………………………..2

2. Общая характеристика административно-правовых режимов и их правовое регулирование.

2.1 Понятие и правовое регулирование административно-правовых режимов……………………………………………………………………………5

2.2 Значение административно-правовых режимов в обеспечении государственной безопасности страны………………………………………..13

3. Основные виды административно-правовых режимов и основания их    введения.

3.1 Административно-правовой режим чрезвычайного положения………22

3.2 Административно-правовой режим военного положения…………..……33

4.Заключение……………………………………………………………………..41

5.Список литературы……………………………………………….……………43 

 

      Введение. 

     Не  способствует развитию положительных  результатов в преобразовательных процессах и нестабильность законодательства. Бурное нормотворчество органов  законодательной власти на федеральном  уровне и в субъектах Российской Федерации на фоне резкого падения  уровня жизни значительной части  населения также выступает в  качестве дестабилизирующего фактора. В этих условиях повышается актуальность мероприятий государства по обеспечению  нормального функционирования государственных  и общественных институтов, защите личной безопасности граждан, поддержанию  общественной безопасности и укреплению правопорядка.

     Не  менее важен, в связи с этим, вопрос о предупреждении и своевременном  пресечении острых социальных конфликтов, ликвидации последствий природных  и техногенных катастроф.

     Явлением  правовой жизни, обеспечивающим безопасность личности, общества и государства, следует  считать административно-правовые режимы.

     Предлагаемая  к вашему вниманию курсовая работа, основываясь на действующем законодательстве и различных теоретических пособиях, рассматривает вопросы, связанные с административно-правовыми режимами Российской Федерации.

     В данной курсовой работе, прежде всего, рассматривается понятие, содержание сущность административно-правового режима как социально-правового явления. Помимо этого дается классификация административно-правового режима и их значение в обеспечении государственной безопасности страны.

     Данная  проблема, т. е. значение административно-правового режима в обеспечении государственной безопасности страны, рассматривается в курсовой работе по отдельным вопросам.

     Отдельно  рассматривается проблемы военного положения, интерес к которому в  последнее десятилетие существенно  ослаб. Вместе с тем геополитическая  ситуация отнюдь не дает поводов для  подобного отношения, поэтому особое место в работе отведено вопросу  административно-правового режима военного положения.

     Большое внимание уделено также и административно-правовому  режиму чрезвычайного положения. Подобный подход обусловлен прежде всего тем, что данная разновидность административно-правового  режима неоднократно вводилась на территории России и, к сожалению, далеко не всегда приносила желаемые результаты. Кроме  того, актуальность вопроса об обеспечении  административно-правового режима чрезвычайного положения в последние  годы значительно возросла. Боевые действия в Чеченской Республике, террористические акты в Беслане, Москве и другие чрезвычайные ситуации обусловливают подробный анализ оснований введения и содержания административно-правового режима чрезвычайного положения.

     Характеризуя  выше сказанное считаю, что в данной курсовой работе я коснулся всей проблемы, данной мне темы. Разумеется не рассчитываю на всеобъемлющий охват теоретических вопросов и практических проблем административно-правовых режимов, существующих в настоящее время. Разработка каждого из них должна составить предмет отдельных самостоятельных исследований. 

 

      1. Общая характеристика административно - правовых режимов и их правовое регулирование. 

     1.1 Понятие и правовое  регулирование административно правовых режимов. 

     В жизни невозможно избежать ситуаций произвольного изменения состояния  общественных отношений, которые находятся  в сферах действия органов исполнительной власти и регулируются административным правом. Такого рода изменения могут  быть значительными и малозначительными, ожидаемыми или неожиданными для  органов государственной власти. Кроме того, они могут носить позитивный или негативный характер.

     В случае если ожидаемые изменения носят позитивный и значимый для общества характер, задачей органов исполнительной власти становится их поддержка и дальнейшее развитие. Например, всплеск деловой активности, возникший вследствие прогнозируемых или случайных изменений рыночной конъюнктуры в современных условиях длящегося экономического кризиса, наверняка должен быть поддержан специальными мерами органов власти.

     Напротив, если ожидаемые изменения несут  за собой ощутимые негативные последствия  или влекут нарушения норм права, то задачей органов государства  становится нормализация вышедшей из-под  контроля ситуации. Если изменения  незначительны, то они преодолеваются обычными мерами государственно-управленческой практики. Примером может служить  осуществляемая органами исполнительной власти борьба с преступностью или  меры по поддержанию общественного  порядка в случаях, когда криминогенная  ситуация находится в контролируемых органами государства пределах и  существенно не изменяется. Если же негативные изменения приобретают  неконтролируемый характер и не могут  быть преодолены обычными мерами, органы государственной власти должны иметь  в своем арсенале особые, существенно отличающиеся от обычных меры государственно-управленческого (административно-правового) воздействия, совокупность которых принято характеризовать понятием административно-правовых режимов.

     Административно-правовые режимы1 — это комплекс государственно-управленческих и административно-правовых мер, существенно отличающихся от тех, которые применяются органами государственной власти и в их числе органами власти исполнительной в нормальных условиях функционирования. Необходимость применения административно-правовых режимов — мера вынужденная и относится к особым ситуациям в функционировании органов исполнительной власти и иных субъектов административного права.

     Кроме этого определения существует множество других определений административно-правовых режимов. Так, например: В.В. Ласточкин определяет понятие административно - правового режима как совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном строго ограниченном участке государственного управления.

     Аналогичным является определение административно - правового режима, данное И.С. Розановым, который сформулировал его как  установленную в законодательном  порядке совокупность правил деятельности, действий или поведения граждан  и юридических лиц, а также  порядок реализации ими своих  прав в определенных условиях (ситуациях) обеспечения и поддержания суверенитета и обороны государства, интересов  безопасности и охраны общественного  порядка специально созданными для  этих целей службами государственного управления.

     Исходя  из названных определений, можно  заключить, что необходимость административно-правовых режимов обусловлена главным  образом наличием существующей опасности  разного рода подрывной, террористической деятельности, различных экстремистских организаций, а также спецслужб  иностранных государств. В современных  условиях Государство вынуждено  предпринимать необходимые усилия по обеспечению своей внешней  безопасности и прибегать к внутригосударственным общим мерам, создающим необходимые условия для воспрепятствования тем или иным акциям подрывной или преступной деятельности.

     Общей целью и главным предназначением  административно-правовых режимов  является создание на пути правонарушителей надежных правовых барьеров, которые  бы серьезно затрудняли, а в ряде случаев и полностью исключали  достижение преступных целей.

     Характерными  признаками2 административно-правовых режимов являются:

     -определенное  специальными нормами права поведение физических, должностных и юридических лиц;

     -вынужденная  детальная регламентация деятельности государственных органов и общественных объединений;

     -введение  некоторых дополнительных правил  или изъятий из общеобязательных  правовых норм;

     -установление  особого контроля за надлежащим соблюдением правопорядка в сфере действия особого режима и установление некоторых ограничительных мер.

     Основное  и главное в административно-правовых режимах - предупреждение или затруднение  преступной и иной противоправной деятельности в сфере обеспечения государственной  и общественной безопасности.

     Детальное содержание режимных мероприятий, входящих в различные виды правовых и административно-правовых режимов, определяется их целевым назначением, характером и особенностями той  деятельности отдельных лиц, учреждений и организаций, которая является объектом режима. Однако при всем многообразии режимных мероприятий, обусловленных  различием объектов, исходя из единства их целевого назначения, можно выделить некоторые типовые элементы, определяющие содержание всех административно-правовых режимов именно как мер режимных.

     Так, в содержании административно-правового  режима следует выделить: его целевое  назначение, правовые принципы, объект административно-правового регулирования, юридическое положение субъектов, административно-правовой инструментарий.

       Рассмотрим каждый типовой элемент определяющий содержание всех административно-правовых режимов поподробнее.

     1. Административно-правовой режим  устанавливается в целях обеспечения  взаимодействия государственной  администрации и частных лиц  на основе права, поскольку  он сопровождает деятельность  органов и должностных лиц  государственной администрации  при их взаимодействии с гражданами  и организациями, а также между  ее звеньями при реализации  ими своих функциональных обязанностей  и регулировании ими различных  социальных объектов и процессов.

     В связи с этим названный режим  может быть обозначен как общий  режим деятельности государственной  администрации. Он рассчитан на повседневную административную деятельность, типичные социально-управленческие ситуации. В  то же время, когда требуются специальные, особые меры исполнительной деятельности, применяемые на строго определенной территории в отношении определенного  объекта или предмета, устанавливаются  специальные административно-правовые режимы.

     2. Для административно-правового режима  характерны общеотраслевые принципы  государственного управления, являющиеся  внутренним стержнем, направляющим  началом организации административно-правовых  отношений. Это - своеобразные  ориентиры для юридически значимых  вариантов поведения. Они имеют  универсальный характер и распространяются  на все сферы административно-правового  регулирования. Особенно важно  соблюдение этих принципов в  нормотворческой и правоприменительной  деятельности органов исполнительной  власти. В зарубежной юридической  литературе, как уже выше отмечалось, административный режим определяется  как режим общего права публичной  власти, который включает в себя  четыре принципа3.

     Первый - это принцип разделения административных и судебных властей, который определяет круг вопросов, не входящих в юрисдикцию общего суда, пределы юрисдикции административного  судьи и сферу применения административного  права с оговоркой о наличии  пробелов в юрисдикции.

     Второй  принцип касается особого режима административных актов. С одной  стороны, администрация обладает правом принятия исполнительных решений, то есть издания в одностороннем порядке  нормативных актов, порождающих  правовые последствия без согласия частных лиц, на которых они возлагают  обязанности. С другой стороны, администрация  располагает особыми прерогативами  при заключении контрактов, подчиненных  действию административного режима. Эти принципы относятся к привилегиям  администрации, два других - к обязанностям администрации.

Информация о работе Административно-правовой режим